НОВИНИ ДНЯ: Сало по-гуцульськи: стародавній рецепт ароматної закуски на зиму  Україну замете не на жарт. Які області засипле снігом найближчим часом  РФ за 10 днів втрачає стільки, як СРСР в Афганістані за 10 років – експерт  Україна може програти, якщо США скоротять допомогу, - Зеленський  У Києві прогнозують подальше ускладнення погодних умов  Чи може Путін погодитись на замороження війни: у Кремлі відповіли  США дали "зелене світло" на удари вглиб Росії ракетами Storm Shadow, - The Timesвсі новини дня
Кабінет директора
Юрисконсульт
30.09.2013 4664

Регулирование внутренней торговли: чего ожидать бизнесу

Попытки украинского правительства законодательно урегулировать рынок внутренней торговли неоднократно становились причиной споров между бизнесом и государством. За последние несколько лет власти разрабатывали, рассматривали и обсуждали целый ряд законопроектов, ни один из которых не смог стать компромиссным решением, учитывающим интересы и государства, и бизнеса.

Первые проекты закона правительство разрабатывало самостоятельно. После ряда безуспешных попыток получить какую-либо поддержку, к работе над этим крайне важным документом, наконец, были допущены эксперты и бизнес. В результате непростого, но от этого не менее конструктивного диалога был подготовлен новый проект закона, получивший название «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно урегулирования внутренней торговли». Как часто случается в украинской законотворческой практике, хотя документ и отражает большинство замечаний и рекомендаций, поступивших от бизнеса, в тексте остались нормы, несущие потенциальную угрозу негативных экономических последствий для конечного потребителя, бизнеса и национального бюджета.

Во-первых, речь идет о внедрении дифференцированного подхода к выдаче лицензий на торговлю. Что это значит? Законопроект делит все пункты продажи на специализированные и неспециализированные. Специализированными пунктами продажи называются те, в которых доля алкогольной, табачной и сопутствующей продукции составляет не менее 60% от ежемесячного суммарного объема продаж. В случае если данное соотношение не соблюдается, пункт продажи лишается лицензии и облагается штрафом. Учитывая тот факт, что торговля – это динамичный процесс и спрос на различные виды продукции может варьироваться из месяца в месяц, такой подход несет потенциальные риски для предпринимателей малого и среднего бизнеса.

Lana-Sinichkina

Лана Синичкина

Со-председатель Комитета по вопросам пищевой промышленности Американской торговой палаты в Украине, ЮФ Arzinger

В то время как Хозяйственный Кодекс Украины предусматривает свободу предпринимательской деятельности, дифференциация лицензий, наоборот, приведет к ограничению прав субъектов самостоятельно выбирать ассортимент товаров для реализации. Лицензирование розничной торговли алкогольными напитками и табачными изделиями в так называемых неспециализированных местах торговли приведет к дискриминации малых и средних торговых точек, которые не специализируются исключительно на продаже указанных товаров, но у которых сегмент алкогольных напитков и табачных изделий в структуре товарооборота является одним из определяющих. Им придется платить за лицензии в 2-3 раза больше, чем специализированным торговым точкам. Такой подход к лицензированию поставит специализированные пункты продажи в привилегированное положение по отношению к их неспециализированным конкурентам, тем самым создавая условия для искажения конкуренции. Последствия предугадать не сложно: резкое уменьшение количества малых и средних торговых точек, уменьшение поступлений в бюджет и сокращение рабочих мест в сфере розничной торговли. Первыми под удар попадут представители малого и среднего бизнеса в регионах и, соответственно, местные бюджеты.

Не меньше вопросов вызывают и условия продвижения торговыми сетями продовольственных товаров. Новшеством законопроекта стало требование предоставлять такие маркетинговые услуги только на основе отдельных контрактов. Эксперты Американской торговой палаты в Украине убеждены, что такие ограничения приведут к дополнительной налоговой нагрузке для производителей продуктов питания, импортеров и владельцев торговых марок. Согласно обобщенной налоговой консультации, утвержденной приказом Государственной налоговой службы Украины в 2012 году, поставщики продукции имеют право включать рекламные, маркетинговые и мотивационные выплаты в состав расходов производителя, которые учитываются при исчислении объекта налогообложения, в случае если указанные услуги предусмотрены в договоре поставки или в договоре комиссии.

Поскольку согласно положениям законопроекта данные услуги предоставляются только на основе отдельных договоров, без включения соответствующих положений в контракт на поставку, налогоплательщикам, скорее всего, придется доказывать свое право выделять такие расходы с помощью административных или судебных разбирательств. Результатом внедрения такого подхода, скорее всего, станет проблема с отчетностью у производителей, импортеров и поставщиков продукции, что может в итоге привести к увеличению стоимости товаров ежедневного потребления.

В данный момент законопроект находится на рассмотрении в Министерстве юстиции. Эксперты Американской торговой палаты и представители индустрии, объединённые Комитетом по вопросам пищевой промышленности, готовятся к следующему этапу работы над документом. Продуманное и эффективное законодательство разрабатывается не месяц и не два, и над документом, который бы сбалансировал интересы и бизнеса, и государства, и населения, еще предстоит поработать.

Оценка материала:

5.00 / 2
Регулирование внутренней торговли: чего ожидать бизнесу 5.00 5 2
Кабінет директора / Юрисконсульт
30.09.2013 4664
Еще материалы раздела «Юрисконсульт»