Бізнес
Ринки та компанії
Рухнувшие надежды: почему сорван бархатный сезон в Крыму
Традиционно бархатный сезон в Крыму начинается в сентябре и может длиться до средины ноября, если тому способствует погода. Уже в сентябре стоимость отдыха падает на 15-20% по сравнению с августом, а в октябре – на 50%. В этом году бархатный сезон оказался не столь удачным как для представителей курортного бизнеса, так и для туристов – подвела погода.
В бархатный сезон в Крым едут по нескольким причинам. Во-первых, можно отдохнуть дешевле. Уровень снижения цен зависит от конкретной гостиницы. Некоторые понижают стоимость размещения лишь на 5-7% по сравнению с летом. Но общая тенденция такова, что к концу сентября туристы могут рассчитывать на скидку в 20-30%. Во-вторых, нет утомляющего летнего наплыва туристов. В-третьих, некоторые утверждают, что осень – самый лучший период в Крыму для профилактики и лечения. В-четвертых, осенний период в Крыму очень богат на различные фестивали и культурные мероприятия. В Коктебеле проходит KoktebelJazzFestival, в Ялте – WOGYaltaRallyFest и «Бал хризантем». Центром фестивальной культуры в осенний период становится и Севастополь: здесь проходит международный фотофестиваль, литературный фестиваль, фестиваль классической музыки и BazartiShow-Festival.
Следует сказать, что, начиная с 2010 года, в период бархатного сезона в Крыму наблюдалась положительная тенденция: с каждым годом количество туристов в среднем возрастало на 60 тысяч. Осень оставалась достаточно прибыльным периодом для представителей курортного бизнеса.
В прошлом году в бархатный сезон количество отдыхающих в Крыму возросло на 13,1%, согласно данным Министерства курортов и туризма АР Крыма. В этом году уже в конце августа эксперты прогнозировали хороший улов для крымского региона на осенний период. По предварительным оценкам количество бронирований возросло на 16%, по сравнению с 2012 годом. Собственники отелей и представители туристических агентств настоятельно советовали бронировать туры и гостиницы заранее.
Алена Лебедева
Управляющий курортного комплекса «Аквамарин»
Ожидания не оправдались, в первую очередь, из-за погоды. Весь сентябрь полуостров был охвачен проливными дождями. Уже в начале осени температура воды в Черном море резко опустилась до +17 градусов. Несмотря на прогнозы синоптиков, в октябре погодные условия стали только хуже. В первых числах октября жители Крыма «приятно» удивились снегу и заморозкам. Район Ангарского перевала в одну ночь засыпало снегом, который хоть и начал таять на утро, но явно не способствовал желанию туристов посещать Крым. И это при том, что на протяжении последних трех лет осенняя температура в Крыму уверенно держалась на уровне +25 градусов. В 2013 году она упала до +15 градусов.
Эксперты утверждают, что количество туристов в сентябре 2013 года – на 50 тыс. меньше, по сравнению с 2012 годом (681 тыс. и 737 тыс. человек соответственно). Таким образом, клиентов потеряли крупные гостиничные комплексы, спрос на которые упал на 10-15%. Наибольше пострадали мини-гостиницы и частные арендодатели. Они потеряли половину своих клиентов. Некоторые санатории и пансионаты были вынуждены закрыться уже в начале сентября.
Помимо погоды, отрицательно на посещаемости Крыма сказалась неадекватная ценовая политика отелей и прочих мест размещения на полуострове. Вместо того чтобы максимально сбросить цены и тем самым привлечь гостей, они понижали стоимость размещения не более, чем на 20%. Такая цена могла быть оправдана, если бы все еще можно было понежиться на солнце и насладиться покоем на пляже, но не в условиях, когда даже не хочется покидать территорию гостиницы.
В результате от неблагоприятных погодных условий в Украине выиграли лишь курорты ближнего зарубежья: Болгария, Черногория, Хорватия. Некоторые украинцы поспешно сдавали билеты в Крым, отменяли бронирования и покупали туры в более теплые страны. Логика среднестатистического украинца, идущего в отпуск, следующая: в приоритетах у него стоит традиционное трио «солнце – море – песок», а также питание. С трио в этом году в Крыму оказалось проблематично, а ориентация на активный туризм взамен валянию на пляже еще не завоевала достаточной популярности среди наших граждан.
Таким образом, опыт бархатного сезона в этом году еще раз показал неподготовленность и негибкость курортного бизнеса в нестандартных ситуациях, как например, аномальные погодные условия. Пока что туристы готовы ехать в Крым ради тепла и моря, в то время как иные преимущества крымского региона представители курортного бизнеса не используют и не рекламируют в полной мере.