Життя та Стиль
Автоклуб
Автомобиль, как роскошь. Американским директорам не дали денег из-за личных самолетов
Власти США отказались выделить $25 млрд из госбюджета для поддержания ликвидности General Motors, Chrysler и Ford. Ведущие американские автомобильные компании оказались на грани банкротства.
Против предоставления кредитной помощи предприятиям выступили представители администрации президента Обамы и сенаторы-республиканцы. Поводом для отказа послужило то, что Рик Вагонер (руководитель GM), Алан Муллали (Ford) и Боб Нарделли (Chrysler) прибыли в Вашингтон просить помощи на дорогих частных лайнерах. «Это все равно, что появиться на раздаче супа в цилиндре и смокинге», — заявил республиканец Гэри Акерман.
Реальная же причина отказа в выделении кредита заключается в том, что просители не смогли предоставить властям внятного плана выхода из кризиса. В октябре продажи автомобилей в США упали до рекордно низкой отметки за последние 25 лет — на 32% год к году (836 тыс.). Это притом что сокращение объемов продаж наблюдается уже год. С худшими показателями октябрь закончил концерн GM, не сумевший вовремя переориентироваться на выпуск малолитражек: продано 168,7 тыс. автомобилей — на 45% меньше по сравнению с октябрем 2007-го. Продажи Chrysler упали на 35% (94,5 тыс.), Ford Motor — на 30% (132 тыс.). К слову, именно General Motors просила у властей наибольшую сумму — $10 млрд, Ford — $8 млрд, Chrysler — $7 млрд.
Американские аналитики отмечают, что отворот-поворот ставит автомобильные компании на грань банкротства. В худшей ситуации оказались General Motors и Chrysler, которым в ближайшие месяц-два нечем будет покрывать операционные затраты. В частности, GM, закончившая первое полугодие с убытком в $15,5 млрд, сейчас закрывает 12 заводов, полностью отказывается от лизинговых программ и безуспешно пытается продать бренд Hummer. Chrysler начала переговоры с корейской Hyundai, заинтересованной в покупке бренда Jeep, а также рассматривает возможность вхождения в франко-корейский альянс Renault-Nissan. Наибольший запас прочности у Ford, уже договорившейся о продаже 20% акций Mazda (пакет в 6,87% за $185 млн выкупит непосредственно японская компания) и снижающей объемы производства.
Однако в перспективе все
антикризисные расчеты американских автогигантов сводятся к получению
господдержки.
Вопрос о финансовой помощи этим предприятиям не снят с повестки
окончательно. По самым скромным оценкам, в случае банкротства хотя бы двух
компаний уровень безработицы в США превысит 8%. Вряд ли новоизбранный лидер
нации Барак Обама намерен начинать свое президентство с таких показателей.
Проблема же заключается в том, что господдержка в условиях кризиса ликвидности
— не панацея.
Не получившие денег менеджеры приехали с челобитной во-второй раз. Теперь уже не на самолетах, а в машинах эконом-класса своих собственных марок. Их планы были подкорректированы. Например, зарплаты руководства урезались до символического $1. Испрашиваемая сумма увеличилась до $34 млрд!
Заслушав новый доклад автомагнатов, конгресмены сократили размер ассигнований до $14 млрд. Проект прошел первое слушание в нижней палате Конгреса, но был заблокирован в Сенате. По мнению сенаторов план не предусматривает должного государственного контроля.
В 2009 году спрос на автомобили, подогреваемый банковскими кредитами, канет в Лету не только в США. «Железный конь», пришедший на смену крестьянской лошадке, снова станет роскошью. Производители, ориентированные на массовое потребление, оказались к этому не готовыми. Не исключено, что они уже продали автомобилей на много лет вперед.
Оценка материала:
Автомобиль, как роскошь. Американским директорам не дали денег из-за личных самолетов18.12.2008