Політика
Україна
Фактор краха от Омельченка: должности и деньги могут сломать дисциплину любой партии
В интервью экс-мэр Киева Александр Омельченко рассказал о том, что: 1) нужно объединяться с ПР и Блоком Литвина 2) Анатолий Кинах девальвировал собственную партию 3) чиновники мэрии брали и деньгами, и конфетами 4) ему мешал Анатолий Засуха
Неустойчивое большинство
В одном из последних интервью вы прогнозировали создание коалиции НУ—НС и ПР, а также избрание Ивана Плюща спикером. Почему главой ВР стал именно Арсений Яценюк?
— Яценюк ничем не хуже Плюща, а я до сих пор убежден, что какой бы ни была коалиция, она должна учитывать интересы малых фракций, за которые также голосовали избиратели. И БЮТ, и ПР — мощные, авторитетные силы, у них достаточно возможностей для отстаивания своих интересов и нет оснований беспокоиться по поводу того, что руководящие должности в Раде получат меньшие фракции: НУ—НС, Блок Литвина или КПУ. Меня удивляет, что регионалы поддержали господина Яценюка на словах, но не проголосовали за него, также непонятно, почему Литвин не предложил себя или свою креатуру в президиум.
Какой смысл регионалам или Блоку Литвина, вроде как оставшимся вне коалиции, поддерживать Яценюка?
— Теоретически Литвин мог бы присоединиться к коалиции БЮТ и НУ—НС, этот вариант рассматривался. Вообще идеальный вариант для страны — объединение БЮТ, НУ—НС, ПР и Блока Литвина, такая коалиция могла бы беспрепятственно завершить политическую реформу и устранить конституционные противоречия, спровоцировавшие кризис власти.
Известно, что бюрократическое крыло НУ—НС до сих пор рассматривает возможность блокирования с ПР, тогда как молодые политики категорически против этого. Насколько глубок этот раскол?
— Практически все парламентские фракции сформированы из нескольких партий: и ПР, и Блок Литвина, и БЮТ. А это означает, что ни одна политическая сила, представленная в ВР, не стоит на крепкой идеологической платформе (кроме разве что коммунистов, но их декларации не всегда согласуются с реальными действиями).
Пока нет закона об императивном мандате, решение партии или блока не доминирует над волей народного депутата. Соответственно, полемика в НУ—НС — вполне нормальное явление, кстати, результаты голосования за спикера доказали, что наша фракция не раскалывается. Только Иван Плющ отказался голосовать за Арсения Яценюка, предупредив об этом заранее. И я не согласен с теми, кто считает голосование открытыми мандатами диктатурой, я впервые в жизни избран народным депутатом, и мне приятнее лично отчитаться перед избирателями, нежели отдать собственную карточку главе фракции... Мне рассказывали, что именно так раньше проводили тайные голосования!.. Так что раскола в нашей фракции нет, есть дискуссия, которая приводит к принятию согласованных решений. Не все в НУ—НС согласились с целесообразностью блокирования с БЮТ, но изменение взглядов «оппозиции» внутри фракции — вопрос времени.
Насколько стойкой является коалиция БЮТ и НУ—НС?
— 228 народных депутатов — это, понятное дело, неустойчивое большинство. Так что депутаты должны быть ответственными и не разъезжать по заграничным командировкам во время рассмотрения в ВР важных вопросов, например, избрания премьера, утверждения состава Кабмина, принятия госбюджета и т. п. Конечно, все мы люди и кто-то может заболеть, но в таком случае нужно нотариально оформить доверенность, согласно которой за больного депутата голосовало бы доверенное лицо. Кстати, нужно узнать, как именно работает этот механизм... Задача же политических лидеров — следить, чтобы личные контакты депутатов с представителями других фракций не подорвали дисциплину. Даже в школе часто «болеющие» ученики вызывают подозрения.
Демарши Анатолия Кинаха и Александра Мороза свидетельствует о том, что должности и деньги могут сломать любую политическую дисциплину. Не так ли?
— Тактически должности и деньги могут сломать что угодно, но ведь нужно мыслить стратегически. Примеры Мороза, отбросившего своим поступком СПУ в политический арьергард, и Кинаха, девальвировавшего ПППУ, нужно занести в хрестоматии, которые имеет смысл распространить среди депутатов всех фракций. Эти примеры исторически важные. Впрочем, было бы еще лучше, если бы на сообщения о купле-продаже депутатов как-то реагировали МВД, прокуратура или СБУ. Я уверен, что ни одного из 72 депутатов НУ—НС не перекупят, дисциплину в БЮТ оценить не могу и не имею права этого делать.
Президент настаивает на внесении изменений в Закон о Кабмине, отмене депутатской неприкосновенности и т. п. Означает ли это, что Юлия Тимошенко должна согласиться на определенное ограничение своих полномочий еще до назначения на должность премьера?
— Мне кажется, что формирование правительства нужно начинать не с голосования за премьера, а с назначения заместителей председателя Верховной Рады. Понятно, что Кабмин будут формировать БЮТ и НУ—НС, что правительственные решения — коллегиальные, а премьер должен сосредоточиться на управлении. Правительственной диктатуры в Украине не будет, и это нужно осознать уже сейчас лидерам и коалиции, и оппозиции. Вообще было бы неплохо, если бы оппозиция согласилась назначить заместителями министров своих представителей, тогда никто не говорил бы, что кто-то кого-то отстранил от принятия важных для страны решений. Также оппозиции нужно предложить должности заместителей глав облгосадминистраций, это укрепило бы политическое единство страны. Что касается изменений в Закон о Кабмине, то их внесение возможно и после назначения Тимошенко премьером, в этом вопросе президент пошел на определенные уступки во избежание спекуляций.
Почему вы пошли на выборы по списку НУ—НС, а не во главе собственной партии «Єдність»?
— «Єдність» не имеет влияния на общеукраинском уровне, поэтому и не пошла на выборы, как и сотня других мелких партий. Я избирался как общественный деятель.
Киевские холмы
В последнее время вы довольно часто посещаете Секретариат президента. Какие вопросы обсуждаете с Виктором Ющенко?
— Те же, что и с вами. Также обсуждаем проект госбюджета, который должен быть принят безотлагательно, после формирования правительства.
Почти все политические силы, представленные в ВР, рассматривают возможность проведения референдумов с целью выражения недоверия мэрам Киева и Харькова — Леониду Черновецкому и Михаилу Добкину. Кто именно претендует на соответствующие должности?
— Действительно, согласно Закону о местном референдуме, его может инициировать общественность или какая-то политическая сила по согласованию с действующей властью. Но на практике провести референдумы очень сложно, нужно усовершенствовать законодательство... Проще отстранить столичного мэра от выполнения обязанностей за определенные нарушения решением президента или парламента. Рада, в частности, может создать специальную комиссию и инициировать досрочные выборы мэра. Хотя, на мой взгляд, городской голова, которому не доверяют более 60% горожан, должен был бы спокойно и добровольно уйти в отставку, например, по состоянию здоровья. Лично меня поражает, что за два года Черновецкий не провел ни одной полноценной сессии Киевсовета, хотя, согласно закону, должен был это делать. Только этого достаточно, чтобы выдвинуть киевскому мэру политический ультиматум. Я уже не говорю о дерибане участков в столице, фактической приватизации банка «Хрещатик», Киевводоканала, Киевэнерго, коммунальных СМИ, городских рынков, системном давлении на глав районных администраций и т. п.
Господин Черновецкий обвиняет нелояльных к нему депутатов горсовета в злоупотреблениях, но из своего управленческого опыта могу сказать, что плох тот мэр, подчиненные которого присосались к местному бюджету или делят землю. Хотя нужно быть объективным: чтобы прекратить несанкционированную продажу земли и ее предоставление в аренду разного рода ЧП и ЗАО, нужна политическая стабильность и желание выяснить, кто реально стоит за теми или иными структурами. Я уверен, что сейчас ряд участков выдали без согласования с экологической комиссией, и Черновецкий не имел права подписывать соответствующие решения... Я в свое время процедурные ошибки, которые допускались при отводе земельных участков, пытался исправлять. Пример — строительство девятиэтажки для МИД в Пейзажном переулке: мы сначала выдали разрешение на строительство, потом через суд отменили это решение, но новая власть почему-то не обращает внимания на то, что работы в историческом центре Киева, угрожающие Андреевской церкви, до сих пор не прекращены.
Вы претендуете на пост мэра Киева?
— Я разочарован в последнем выборе киевлян и не буду покупать голоса за банку мясных консервов, даже если появится такая возможность.
Леонид Черновецкий в свою очередь утверждает, что под вашим председательством мэрия систематически шла на нарушения при отводе земельных участков. Почему перспективные участки в Киеве получали структуры, которые сами ничего не строят?
— Конечно, сотрудники бывшей горадминистрации не были святыми. Но коррупция имеет место во всех странах и городах, столица Украины не исключение. Отдельные чиновники могли брать, как говорят, и деньгами, и конфетами, оптом и в розницу, но такого позора, как сейчас, не было. Распоряжение о продаже земли на аукционах я подписал в сентябре 2005 года. Мы даже успели провести несколько аукционов, а от традиционной системы землеотводов со временем хотели отказаться — по старинке планировали отводить лишь те участки, на которые инвесторы подали заявки до 1 сентября 2005-го. В то же время Леонид Черновецкий, не отменив моего решения, восстановил бывшую схему землеотвода. По сути, все последние решения Киевсовета являются нелегитимными, поскольку мое распоряжение о проведении земельных аукционов до сих пор действует.
Квартирные вопросы
Покупая землю на аукционе, инвестор автоматически становится заложником Градостроительного совета, который в конце концов и решает, что можно строить на том или ином участке. Не кажется ли вам, что проблема нежизнеспособности аукционов именно в этом?
— На торги можно выставить «бедный» участок (просто кусок земли), «богатый» (площадку с подведенными коммуникациями, готовую к застройке) или участок с проектом. Как правило, с молотка идет «бедная» или «богатая» земля. Но инвестор в любом случае не покупает кота в мешке, ведь целевое назначение земли определяют Киевгенплан и Главархитектура, получить соответствующую информацию инвестор может до проведения конкурса. Правда, параметры проекта определяются только после приобретения участка.
Сколько свободной земли в Киеве?
— Было достаточно. Когда я уходил с должности мэра, свободных участков хватало на четыре года строительства. Раньше запас формировался на три года вперед, но сейчас, когда дома выше и их проектирование требует больше времени, объемы резерва увеличили. Слухи о том, что в Киеве практически нет свободных площадок, распространяют спекулянты и чиновники, зарабатывающие на землеотводе и оправдывающие таким образом собственные злоупотребления. Я владею реальной информацией.
В центре столицы участков действительно мало, в спальных районах — достаточно, на намытых грунтах Осокорков и Позняков — вообще неограниченное количество. Начали осваивать районы Вышгорода и Петровки (где нельзя было строить жилье на протяжении 10 лет после Чернобыля), сейчас за Оболонским массивом 117 га земли под строительство. В свое время мы решили выставить ее на аукцион, позже это сделал господин Черновецкий, который должен был бы отчитаться, куда направили полученный 1 млрд грн... Словом, земли хватает, чтобы сдавать до 2010-го по 2 млн кв. м жилья ежегодно, а к этому времени город начнет освоение новых земель в районах Чапаевки, Дмитровки, Гостомеля, Обуховской трассы.
Тем более что новое руководство области не так конфликтует с мэрией, как когда-то Анатолий Засуха. Напомню, я последовательно настаивал на расширении границ Киева в интересах мегаполиса, но это задело интересы некоторых районов области. К взаимопониманию не пришли, начались суды... Впрочем, системно решить этот вопрос можно будет только, когда будет проведена административно-территориальная реформа.
Не кажется ли вам, что в Киеве предложение потому не успевает удовлетворять спрос на недвижимость, что административные барьеры усложняют выход на рынок новых крупных игроков?
— Безусловно, Киев далек от европейских стандартов землеотвода, но ведь никто не препятствовал появлению на столичном рынке честных инвесторов. Например, иностранцы строили Глобус, Эпицентры, отель «Редисон» в районе Золотых ворот, начинали реконструировать Бессарабский квартал и т. п. Честным (а не офшорным) инвесторам в Киеве всегда были рады. Жаль, что их приходило немного. Вообще иностранным застройщикам Украина еще мало интересно. Поляки, правда, работают во всей Европе, но к нам идут неохотно. А региональным строительным компаниям хватает работы в Донецке, Одессе, Крыму, Днепропетровске, Львове, где рыночные тенденции как две капли воды похожи на киевские.
Карьера мэра
2007 г. — народный депутат
2006 г. — общественная деятельность
1999 г. — мэр Киева
Август 1996 г. — председатель КГГА
1994 г. — зампред, первый зампред КГГА
1992 г. — гендиректор ГКП «Киевреконструкция»
1990 г. — зампред исполкома Киевского горсовета
1989 г. — начальник Управления стройиндустрии, промстройматериалов и стандартизации Госстроя УССР
1989 г. — главный инженер Укрстроя в Армянской ССР
1987 г. — советник-консультант в Афганистане
1980 г. — первый замначальника, главный инженер Главкиевгорстроя
1978 г. — окончил Киевский институт народного хозяйства
1974 г. — окончил Киевский инженерно-строительный институт
1961 г. — мастер цеха, замначальника цеха, начальник цеха, начальник отдела, главный инженер, директор завода железобетонных конструкций № 1, позже — главный инженер домостроительного комбината № 1 Главкиевгорстроя
1959 г. — бетонщик, мастер цеха строительного комбината Киевского облстройтреста
1959 г. — окончил Киевский строительный техникум
9 августа 1938 г. — родился в с. Зозив (Липовецкий р-н, Винницкая обл.)
Оценка материала:
Фактор краха от Омельченка: должности и деньги могут сломать дисциплину любой партии24.12.2007