Політика
Україна
Избиение журналистки Черновол: случайное нападение или заказ
В резонансном деле уже пятеро арестованных исполнителей, но до сих пор не выяснен мотив преступления.
После нападения 25 декабря на одну из самых активных участниц Евромайдана – Татьяну Черновол, известную своими критическими публикациями о власти, следствие по этому происшествию напоминает братскую могилу. Сюда свалили все, что можно свалить и превратили на выходе информацию о проделанных следственных действиях в невообразимый винегрет. Если говорить языком фактов, на сегодняшний день задержаны пятеро фигурантов: это братья Александр и Сергей Котенко, Александр Храмцов, Андрей Насиковский и Роман Залюбовский. Это довольно разные люди. Уже известно, что братья Котенко давно не общались между собой и вряд ли могли встретиться. У старшего Александра – темное полукриминальное прошлое, у младшего в голове тусовки и заграничные поездки. Храмцов был юристом госслужбы охраны, «Порш» якобы принадлежит официально ему, однако на самом деле был в пользовании у Сергея Котенко. Насиковский – спортсмен-бодибилдер из Броваров, именно у него после ЧП на трассе с Черновол попросился пересидеть бурю Сергей Котенко. Несмотря на то, что уже на следующий вечер после нападения все телеканалы транслировали фото разыскиваемого Котенко, Насиковский его не выдал. Залюбовский, по неофициальной информации, имеет кое-какие криминальные знакомства, и зарабатывает на жизнь строительным бизнесом и продажей мебели. МВД утверждает, что именно Залюбовский приехал из Днепропетровска покупать «Порш» у Сергея Котенко, и теоретически он мог быть за рулем и принимать участие в избиении. Суды оперативно отправили всех пятерых под арест на 2 месяца, хоть доказательства вины пока сомнительны. Контракты с помощью экспертов попробовали разобраться, что кому было выгодно в этом деле, и кто мог воспользоваться его плодами.
Полного видео избиения не существует
Основным доказательством по делу о нападении на Черновол стала видеозапись, сделанная авторегистратором в машине журналистки. Однако и тут возникает немало вопросов – ведь после преступления ее изъяли не правоохранители, а оппозиционные депутаты и только на следующий день Арсений Яценюк лично занес видеозапись генпрокурору Виктору Пшонке. Если внимательно просмотреть запись, оперативно слитую в интернет, на ней не хватает некоторых частей – это заметно по хронометражу времени. Сразу же поползли слухи, что оппозиция якобы скрывает полную версию записи и обнародует ее, когда это будет выгодно. В оппозиции эту версию опровергают.
«Регистратор передали в руки милиции сразу же, как только сделали копию записи, чтобы видео случайно не пропало либо же не подверглось монтажу, – рассказал Контрактам народный депутат и бывший начальник милиции Киева Виталий Ярема. – Никакой полной версии видео не существует, есть только то, что Яценюк передал в Генпрокуратуру».
«Таня нам сразу рассказала, что слежка за ней началась от Майдана, а потом, когда она заехала в село Гора Бориспольского района, за ней уже ехали не отрываясь», - говорит генерал-депутат.
По словам Яремы, сейчас трудно судить, кто именно из арестованной пятерки действительно виноват, однако собственник машины – Сергей Котенко точно зафиксирован на видео регистратора. «Самое главное отследить маршрут передвижения Таниной машины и авто нападавших, ведь в центре Киева и дальше по маршруту следования до Бориспольской трассы есть масса камер видео-наблюдения. Если взять с них видео, то сразу можно понять – заказное ли это преступление. Если окажется, что «Порш» ехал за Таней с самого Майдана, то в заказе нет сомнения. Тогда нужно искать заказчиков».
В МВД спутали покойных авторитетов
В оппозиции с иронией восприняли выступление начальника Главного следственного управления МВД Николая Чинчина, который объявил, что один из арестованных Александр Котенко – в прошлом член бандитской группировки борца Бориса Савлохова, которое якобы входило в другую банду – Виктора Рыбалко по прозвищу Рыбка. Тут же Чинчин сделал лирическое отступление и сказал, что с Рыбкой были связаны братья Кличко.
«Удивляет крайний непрофессионализм новоиспеченного генерала МВД Чинчина, который не знает элементарных позиций авторитетов прошлого, – иронизирует генерал Ярема. – Во-первых, группировка Бориса Савлохова, скончавшегося в колонии, состояла из спортсменов-борцов, выходцев из Кавказского региона. В банду Рыбки-Рыбалко, убитого в Киеве по дороге из прачечной, входили уголовные элементы, исповедующие старые понятия, то есть придерживающиеся старых воровских законов. Они противоборствовали между собой, поэтому никак люди Савлохова не могли быть под началом Рыбки».
Оппозиционные милиционеры-отставники считают, что следствие по делу Черновол, вместо того, чтобы искать настоящие мотивы преступления, пытается развязать информационную войну и заполитизировать расследование. К примеру, тот же начальник ГСУ Чинчин зачем-то приплел к делу бывшего владельца канала ТВi Константина Кагаловского, который назвал арестованного в деле Черновол – Сергея Котенко участником рейдерского захвата канала. Сразу же был вызван на допрос Николай Княжицкий, как один из основателей этого телеканала. По мнению оппозиционеров, под эту марку могут завести оперативно-розыскные дела на всех лидеров протестов, проверять их счета, источники доходов, вести за ними наружное наблюдение уже не подпольно, как раньше, а на вполне законных основаниях. Прикрыться расследованием дела избиения Тани Черновол.
Милиция подтвердила очевидное
Последними новостями от пресс-службы МВД было, что в деле журналистки уже допрошено 50 свидетелей и назначено больше 20 различных экспертиз: дактилоскопическую, трасологическую, цитологическую, молекулярно-генетическую и другие.
«Мы получили выводы химической экспертизы, которая подтверждает, что автомобиль «Порш», изъятый нами в Броварах, действительно таранил «Шевроле» потерпевшей, - рассказал начальник пресс-службы МВД Украины Сергей Бурлаков. – Это нужно было сделать, так как машины были изъяты в разных местах, и видео было недостаточно, чтобы подтвердить – действительно ли это был автомобиль нападавших».
Назначены одновременные допросы всех пятерых арестованных, однако с потерпевшей пока проведен только один допрос. Татьяна пока оправляется от черепно-мозговой травмы, впереди у нее ряд пластических операций, чтобы восстановить лицо, поэтому тревожить ее очными ставками пока нельзя. Официально рассматриваются несколько версий, но больше всего внимание уделяется конфликту на дороге – «Шевроле» не пропустило «Порш», был удар одной машины по другой. А так как люксовая иномарка прошла предпродажную подготовку, то явно такой финал взбесил водителя «Порша» и его пассажиров.
Сама Черновол считает, что ее заказала милиция, потому как она постоянно была на острие атаки во время развертывания Евромайдана. Среди прочих называет одного из своих врагов – командира «Беркута» Сергея Кусюка.
Сядут надолго
Экс-прокурор и специалист по юридической психологии Святослав Олийнык считает, что дело Черновол в нынешних условиях окончательной потери доверия к власти сделают показательным, чтобы доказать неотвратимость наказания.
«Суд будет максимально открытым, прокуроры будут говорить то, что от них будут хотеть услышать. Думаю, как минимум одного или двоих из нынешних арестованных придется отпустить, потому как из открытых источников явно видно, что есть алиби, – говорит бывший прокурор. – К примеру, есть видео, где арестованный Храмцов в момент совершения преступления ужинает в ресторане».
Олийнык считает, что сейчас власть бросает за решетку всех подряд по делу Черновол показательно, чтобы продемонстрировать свой авторитет – мол «органы работают». Также экс-прокурор слоняется к мажорному мотиву совершения преступления, так как доказательств другого мотива пока нет.
«Ситуацию с Черновол используют по максимуму обе стороны – и власть, и оппозиция. Оппозиционные лидеры это задействуют в качестве новой порции дров в костер Майдана, мы уже видим, как активизировались митинги и походы к госдачам высших чиновников. Власти же будут вести свою информационную войну – приплетать покойных авторитетов, связывать с ними оппозиционных политиков, того же Кличко, хотя компромат из этого будет, конечно же, нафталиновый», – отмечает он.
Святослав Олийнык полагает, что те, кому из арестованных не повезет, подвергнутся «публичной казни». Ведь сейчас им вменяют две статьи – ч. 2 ст. 296 УК «Групповое хулиганство» и ч. 2 ст. 121 «Нанесение тяжких телесных повреждений». В итоге арестанты могут сесть на максимальный срок - 10 лет.
«Это дело будет преподнесено властями так же показательно, как дело изнасилования во Врадиевке или дело Лозинского, по резонансу они схожи», – резюмирует прокурор в отставке.