Політика
Україна
Майдан на колесах: мобильные протестующие стали костью в глотке режима
Участники и организаторы Автомайдана лишаются прав и даже автомобилей, но не сдаются и продолжают пикетировать Межигорье и поместья столпов власти.
Прочел Facebook. Прицепил национальный флажок на автомобиль. Сел в машину и влился в протест. Так упрощенно выглядит выезд на акцию рядового участника движения Автомайдан, где нет четко определенного руководителя, постоянного членства и обязательных взносов. Как и в акциях на Евромайдане – их подвижные собратья на колесах зачастую вкладывают собственные средства для того, чтобы перфоманс против власти состоялся, сами покупают бензин, наклейки и другие атрибуты митингов. Но, несмотря на ограниченный финансовый ресурс, как только звучит клич в социальных сетях, протестное движение запускает двигатель и рвет силовую передачу. Так появляются организованные автоколонны, прорывающиеся в Межигорье, в логово диктатора Януковича, так активисты мчатся разрушить покой на уютной даче секретаря СНБО Андрея Клюева и других партийных бонз режима. Как только не пытались убить Майдан на колесах – активистов атаковали гаишники дома с абсурдными рапортами об админправонарушениях, суды начали массово забирать права и даже автомобили. Придворные журналисты развязали против них информационную войну, якобы Автомайдан организовал сын депутата Анатолия Гриценко, сложившего недавно мандат. Этот вид общественного движения в последнее время настолько сильно наступил на болезненный мозоль власти, что под активистов даже внесли специальные правки в Кодекс об административных правонарушениях. Однако протестующие водители говорят, чем абсурднее действия власти, тем Автомайдан становится более сплоченным и сильным.
У мобильного автопротеста нет начальников
«Автомайдан возник практически синхронно с Евромайданом на главной площади страны после избиения студентов 30 ноября. Сначала в акциях принимали участие несколько десятков автомобилей, позже водители все чаще присоединялись к нашим колоннам, и на одном из автопробегов в Межигорье было уже несколько тысяч машин», – рассказывает о зарождения протестного движения на колесах Дмитрий Йовдий, координатор юридической службы Автомайдана, руководящий партнер юридической фирмы UNK Partners Law Firm.
По словам Йовдия, у Автомайдана нет единого лидера, который руководит и организовывает все выезды. Там есть ядро координаторов, в которое входят активисты Дмитрий Булатов, Сергей Хаджинов, Сергей Коба, Алексей Гриценко. Кстати не так давно у Хаджинова по решению забрали права на 3 месяца, а у Кобы даже арестовали под надуманным предлогом автомобиль ярко-оранжевого цвета, запомнившийся по многим акциям автомайданщиков.
«Все перформансы, как-то подвозка чиновникам высшего эшелона ананасов, облитых красной краской а-ля кровь, возникают спонтанно. Активисты сами их продумывают и реализовывают, никто не дает им указку сверху что делать, - продолжает юрист Автомайдана. – Безусловно, когда собирается колонна людей, где большинство ситуативное, бывают случаи, когда кое-кто необдуманно начинает ломать заборы, проявлять агрессию. Мы стараемся такие действия пресекать. Было организовано пикетирование дач высших чиновников, и это имело успех. Принятые Радой антиконституционные законы, которые пытаются задушить Автомайдан, тому подтверждение».
Ежедневно могут забирать права у 50-60 водителей-активистов
Активисты Автомайдана не только организовывают автопробеги к домам «региональной» элиты, но и исповедуют принцип: «один за всех и все за одного». Если гаишники пытаются прессовать кого-то из участников Автомайдана, ему на помощь тут же выезжает как минимум десяток активистов, в сопровождении юриста и видеокамер. Понимая, что двигающийся Майдан – колоссальный раздражитель для власти, карательные органы решили лишить протестующих средств передвижения. Сейчас протестующим Автомайдана начали массово приходить извещения, что они такого-то числа не подчинились команде гаишника, не остановились, поэтому есть рапорт сотрудника ГАИ, составлен админпротокол и направлен в суд. У Автомайдана не хватает юристов, чтобы оперативно защитить всех активистов. По информации Дмитрия Йовдия, нужно как минимум 100 правоведов, а постоянно сотрудничают с Майданом на колесах около 20 юристов, которые к тому же принимают участие в процессуальных действиях по уголовным делам, где проходят обвиняемыми активисты Евромайдана. Остальные юристы-волонтеры оказывают ситуативную помощь.
«По нашим усредненным подсчетам сейчас уже получили такие извещения об абсурдном правонарушении которого не было, около 2 тысяч активистов Автомайдана, 30 человек уже лишили водительских прав по незаконным решениям судов, - рассказывают в юридической службе Автомайдана. – Мы прогнозируем, что если такое беззаконие будет продолжаться, то ежедневно у 50-60 водителей будут забирать права только за то, что они приняли участие в одной из акций Автомайдана».
Только в Киеве гаишники набили руку на видео-съемке колонны Автомайдана, запись потом тщательно разбирают и рассылают «письма счастья» участникам. Не взирая на то, что по закону админпротокол о нарушении Правил дорожного движения может быть составлен только в присутствии водителя. Новый закон, разрешающий штрафовать по записям камер, вообще может спровоцировать вал писем со штрафами, не исключено, что основной мишенью автоматической фиксации станет именно Автомайдан.
Права отбирают даже у тех, кто на акции не был
Доходит до абсурда – угрожают лишить прав людей, которые попросту ездят с национальным флажком или даже не принимали участие в конкретных акциях. Как рассказывает на своей странице в Facebook активист Автомайдана Олег Якимчук, на днях в Бориспольском райсуде состоялось судебное заседание по делу о лишении его прав за якобы не выполнение законного требования работника милиции об остановке.
«Я и мой автомобиль вообще не были 29 декабря 2013 года в селе Новые Петровцы, - негодует Якимчук. - На заседании присутствовали инспектор, составивший рапорт о моем автомобиле, и инспектор, который, на основании рапорта заполнил протокол об административном правонарушении. Я пытался объяснить абсурдность рапорта и протокола, однако санкция была максимальной - 6 месяцев лишения прав».
Активист, лишенный водительского удостоверения, утверждает, что по неофициальным сведениям, Бориспольская РГА от имени высшего руководства держала вопрос на контроле и все, кто покушался на Межигорье – логово Януковича, должны быть лишены прав.
«Инспектор, составивший протокол об административном правонарушении, – приветливый и добрый человек, а сейчас только заложник ситуации и он это понимает. Гаишник, написавший рапорт относительно моего транспортного средства, действительно еще имеет совесть, и попросил прощения!» – пишет Якимчук.
Под репрессии попали даже священники
23 января во Франковском райсуде Львова должно состояться рассмотрение дела против преподавателя Украинского католического университета отца Михаила Димида. Священника также обвиняют в участии в акции в Межигорье и хотят лишить водительского удостоверения, хотя в это время он был на Евромайдане возле гостиницы «Крещатик» в Киеве.
Как сообщил сам Димид, 4 января домой к нему пришли представители ГАИ Львова с уже знакомым другим участникам Автомайдана шаблонным рапортом.
«Ко мне приехал майор милиции Игорь Цимбрило – начальник отделения ДПС. В рапорте написано, что 29 декабря на 20 км дороги Киев-Овруч около 12:30 автомобиль «Фольксваген» не выполнил требование об остановке, которая осуществлялась с помощью жезла и свистка, чем нарушил п. 2.4 ПДД Украины. Составил эту бумагу инспектор ДПС взвода № 2 в Киевской области по фамилии Рогач», - цитирует отца Димида пресс-служба Украинского католического университета. Других доказательств нарушения, кроме этого не было.
Подобное нарушение шьют и бывшему заместителю главреда сайта Forbes.ua Катерине Коберник и ее сестре – Татьяне. Как рассказала Контрактам Катерина, юридический владелец машины – сестра Таня. Катя же управляет ею по доверенности уже полтора года и не скрывает, что означенного числа ездила на митинг под Межигорье. Однако инспектор ее не останавливал, и вообще она присоединилась к активистам Автомайдана позже того времени, что указано в рапорте, как зафиксированное время совершения правонарушения.
«Броварской суд хочет лишить прав и меня и мою сестру, однако есть множество свидетелей, которые видели мою Таню на Евромайдане, а сотрудники ГАИ на написали рапорт будто она в 12:30 не остановилась по требованию гаишника», – говорит Катерина Коберник.
Автомайдан из-за скандальных законов активизируется еще больше
Как заявил один из организаторов Автомайдана Дмитрий Булатов, несмотря на лишение автомобилей, как у активиста Сергея Кобы, массовый отъем прав судами, принятие драконовских законов, запрещающих езду в колоннах больше пяти автомобилей, все равно акции будут, и их станет еще больше. Тем более есть уже решения судов в пользу активистов – на прошлой неделе глава Подольского суда Киева Галина Супрун отказала в требованиях ГАИ и не стала отбирать права у участника автопробега в Межигорье. Юристы Автомайдана говорят, что так как терминология в диктаторских законах не выписана, то под запрет на движение в колоннах можно отнести похоронные и свадебные кортежи, кортеж Януковича, спикера, премьер-министра. Украинцы отреагировали на запреты сатирическим троллингом официальных учреждений.
Так житель городка атомщиков Нетишина (Хмельницкая область) Сергей Рыжук решил еще до опубликования и вступления в силу закона о запрете езды в колоннах без согласования с ГАИ проверить, готовы ли гаишники выполнять его. Рыжук не поленился составить официальное письмо местному начальнику ГАИ и зарегистрировать его в канцелярии госучреждения. В заявлении житель Нетишина просит обеспечить кортеж его друзей сопровождением машин ГАИ с проблесковыми маяками, когда они выедут в баню.
«Уважаемый господин подполковник, по пятницам в 17:15 я, Рыжук Сергей Алексеевич, со своими друзьями принимаю бальнеологические процедуры в с.Коломье (Славутский р-н). К месту назначения мы доезжаем организованной автоколонной на более чем 5 (пяти) собственных автомобилях. В контексте принятых 16 января 2014 года Верховной Радой законов, считаю необходимым просить Вас обеспечить сопровождение нашей автоколонны спецавтомобилями с включенными спецсигналами. В связи с тем, что в бальнеологических процедурах предусматривается участие более 10 человек, что автоматически подпадает под классификацию «массовое мероприятие», просим обеспечить общественный порядок», - написал Рыжук милиционерам.
Юморист также написал на своей страничке в Facebook, что когда участники автоколонны собрались возле милиции, в сопровождении им отказали. Начальник ГАИ пояснил, что о законе слышал, но инструкций относительно его исполнения еще не получил.