Бізнес
Ринки та компанії
Все в шоколаде. Рентабельность требует
Кондитеры переходят на производство шоколада, чтобы сохранить рентабельность. Украинец за год покупает сладостей на $40. Жители Западной Европы только на шоколад ежегодно тратят свыше $100.
Прогноз на 2008-й: $2,2 млрд+8-10%
$2 млрд на 800 тыс. тонн сладостей потратили украинцы в 2007 году, данные компании «КОНТИ». Это всего на 11% больше, чем годом ранее (1,8 млрд). В 2004-2005 гг. рынок рос на 20-30% в год. Украинцы пресытились кондитеркой. Нынешние объемы потребления сладостей, похоже, предел для украинцев. В 2008-м кондитеры прогнозируют дальнейшее снижение темпов роста — до 8-10% в год. «Замедляются темпы роста всего кондитерского рынка, — констатирует генеральный директор компании «АВК» Андрей Дикунов. — Динамичнее других кондитерских категорий растет только сегмент шоколадных изделий». По данным АВК, объем продаж шоколада увеличивается в среднем на 20% в год, в 2007-м он превысит $800 млн. «Рынок растет в основном за счет сегментов шоколадных и мучных изделий. Доля сахаристых изделий сокращается», — соглашаются с оценкой коллег в КОНТИ.
Учитывая изменение вкусовых предпочтений украинцев, многие кондитеры модернизируют производство или закупают новые шоколадные линии. Компания «АВК», например, инвестировала более $7 млн в расширение производства шоколадных конфет. Новое оборудование, как правило, устанавливается на месте линий по производству сахарного печенья и карамели — кондитеры сосредотачиваются на выпуске более прибыльной продукции. «В прошлом году АВК демонтировала 14 карамельных линий, которые, замечу, не были убыточными», — рассказывает Андрей Дикунов.
Кондитеры сокращают производство карамели и мучных изделий из-за роста себестоимости — рентабельность сильно зависит от стоимости сахара и зерна, которые постоянно дорожают. «Во второй половине 2007 года наблюдалась устойчивая тенденция роста цен на сырье. В результате только за последние несколько месяцев все группы кондитерских изделий подорожали на 10-15%.
Есть все основания предполагать, что в будущем году эта тенденция не только сохранится, но и усилится», — считают эксперты КОНТИ.