Бізнес
Економіка
С деньгами на выход: сможет ли новая власть остановить вывод капитала из страны
По оценкам экспертов, ежегодно из страны утекает около 4 миллиардов долларов.
«Насколько мне известно, в текущем году отток капитала из Украины существенно увеличился. Основной причиной можно назвать увеличение давления на бизнес со стороны правоохранительных и контролирующих органов», — заявляет Контрактам партнер юридической компании TIC Денис Писанный. Такая «агрессивность» фискалов обусловлена объективными факторами. Главный из них — пустой бюджет, который их обязывают наполнять. Уклоняясь от требований уплатить налоги по полной, бизнес выводит резервные миллиарды из Украины с помощью различных минимизационных схем.
О каких суммах конкретно идет речь, официальной статистике и контролирующим органам точно не известно. По крайней мере, они ни разу не озвучивали даже примерных объемов выводимых за рубеж украинским бизнесом средств. Размеры оттока капитала можно оценивать только приблизительно. По данным Министерства доходов и сборов, только в результате товарных схем страну ежегодно покидает более 100 млрд грн в год. Основной их принцип действия заключается в том, чтобы продать товар по заниженной цене родственной оффшорной компании, которая потом продает его по рыночной цене конечному покупателю, а выручка оседает на счету в низконалоговой юрисдикции. Ежегодные недопоступления в госбюджет составляют минимум 20% или 20 млрд грн. И это благодаря использованию только одной из сотни возможных схем. В целом, по приблизительным оценкам экономических экспертов, ежегодно из страны утекает около $4 млрд. И останавливаться бизнес не хочет. Его пугает увеличивающееся фискальное давление, резкая дестабилизация политической обстановки в стране и увеличивающиеся внешние долги государства.
Любимые приемы
По словам юристов, на данный момент украинский бизнес использует в работе сотни налоговых схем. Наиболее популярны среди них — схемы с использованием ценных бумаг. «В таких операциях не задействован реальный товар, а происходит всего лишь прогон денежных средств через счета в финансовых учреждениях. Таким образом, скорость выполнения финансовой схемы значительно превышает скорость осуществления торговой операции», — объясняет Денис Писанный. По его словам, речь идет о так называемых «мусорных» ценных бумагах. Это — неликвидные ценные бумаги, стоимость которых искусственно завышается. Сама налоговая схема с использованием таких фиктивных ценных бумаг довольно проста. Схематично она выглядит так: компания-нерезидент покупает у украинской компании неликвидные ценные бумаги по низкой цене, после чего продает эти бумаги другой компании-нерезиденту по такой же цене. Покупатель, в свою очередь, значительно повышает цену на эти ценные бумаги и продает их той украинской компании, которая желает вывести капитал за рубеж. Таким образом, украинский капитал оказывается на счетах компании-нерезидента. «Также могут в схему вовлечь и институты совместного инвестирования для создания более многоходовой комбинации», — уточняет Писанный.
Одной из популярнейших схем вывода капитала за рубеж является также продажа родственному нерезиденту сертификатов паевого инвестиционного фонда от компании по управлению активами, после чего средства предоставляются предприятию-резиденту в виде кредита. «Объем валюты, которая должна быть переведена нерезиденту, регулируется с помощью кредитной ставки, которая может корректироваться дополнительными соглашениями. Более дорогая модификация этой схемы предполагает выдачу кредита от нерезидента при посредничестве украинского банка (он принимает депозит у нерезидента и выдает кредит резиденту), более простая и дешевая схема заключается в предоставлении кредита от своего нерезидента напрямую украинской компании», — рассказывает президент адвокатской компании «Династия» Денис Миргородский. По его словам, для быстрого вывода валюты за рубеж в рамках этих схем стороны заключают дополнительное соглашение о досрочном погашении кредита и возвращают валюту нерезиденту. «6 февраля 2014 года НБУ принял постановление №9, в п.4 которого запретил покупать валюту для досрочного погашения кредитов и займов перед нерезидентами и частично перекрыл эту схему. Хотя операции по обратному выкупу инвестиционных сертификатов компании по управлению активами и по выкупу их компанией-резидентом у нерезидента остались вне поля зрения регулятора», — констатирует Денис Миргородский.
Параллельно украинский бизнес использует в работе такие налоговые схемы как завышение или занижение цен в экспортно-импортных операциях, агентские торговые схемы и схемы перестрахования или продажи векселей. «По-прежнему пользуются популярностью выплата роялти, оплата маркетинговых услуг и услуг инжиниринга компаниям, зарегистрированным в налоговых гаванях. При экспорте и импорте товаров бизнесмены стараются сделать все, чтобы основная прибыль осталась за рубежом», — констатирует Вячеслав Вареня.
Также все большую популярность приобретают посреднические схемы работы, поскольку они являются абсолютно легальными и позволяют законно занижать налоговые платежи.
Неуловимый капитал
«Складывается впечатление, что у власть имущих не хватает только желания перекрыть существующие лазейки. Дело в том, что, несмотря на внесение разного рода изменений в законодательство Украины, прежнее руководство страны не добилось по тем или иным причинам того, чтобы старые схемы перестали работать», — констатирует управляющий партнер компании «Международный аналитический альянс» Вячеслав Вареня.
А законодатель сделал немало. Например, с 1 сентября прошлого года вступил в силу закон «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования». Осенью юристы прогнозировали, что этот нормативный акт может значительно ограничить возможности для вывода капитала за рубеж. «Он предусматривает государственный контроль и возможность государственного установления цены при операциях со связанными лицами, а также нерезидентами, которые находятся в низконалоговых юрисдикциях. То есть тех, в которых ставка налога на прибыль (корпоративный налог) на 5% ниже, чем в Украине. Перечень таких стран устанавливает Кабмин», — рассказывает Контрактам руководитель департамента адвокатской фирмы «Грамацкий и партнеры» Игорь Реутов. Адвокат уверен, что если бы закон заработал в полную силу, он мог бы стать очередным подтверждением бытующего мнения, что оффшоры уже не могут использоваться для налогового планирования и налоговой минимизации. Для вывода капитала из страны нужно находить новые инструменты. «В теории, покупка у нерезидента товара, в том числе ценных бумаг по завышенным ценам, может привести к тому, что Миндоходов самостоятельно определит налогооблагаемый доход налогоплательщика, применяя инструментарий, предоставленный ему ст. 39 НКУ. При этом налогоплательщики обязаны подавать отчеты обо всех контролируемых операциях, а также предоставлять всю первичную документацию по запросу Миндоходов», — объясняет Реутов.
Договориться о цене
Но закон так и не заработал в полную силу. Как констатируют практики, механизм трансфертного ценообразования налоговые инспекторы применяют к бизнесменам очень избирательно. «Как мы с коллегами и предполагали, первыми под раздачу попали импортеры и экспортеры. Фискальные органы пытаются применить положения о трансфертном ценообразовании даже к тем периодам, когда в законодательстве Украины о нем не было даже упоминания. Для корректировки таможенной стоимости импортируемых товаров налоговые органы начинают активно применять резервный метод (ст. 64 ТКУ), хотя он применяется только в том случае, когда нельзя применить основной и первые четыре второстепенных метода, предусмотренных ТКУ. Также представители налоговой службы пытаются применять для определения сопоставимости сделок источники информации о рыночных ценах», — рассказывает Вячеслав Вареня.
При этом следует отметить, что закон о трансфертном ценообразовании содержит лазейки, которые позволяют крупным предприятиям с благословения Налоговой работать по старым схемам. «Что касается контроля за ценообразованием, то у крупных налогоплательщиков есть возможность согласовать с Налоговой цены, по которым такой налогоплательщик будет работать. В таком случае фискальные органы могут санкционировать любой уровень цен, что дает основания полагать, что крупные налогоплательщики из числа наиболее приближенных смогут договориться с Министерством доходов и сборов о приемлемом уровне цен», — говорит Игорь Реутов.
«Мы прекрасно все знаем, какой уровень коррупции в нашей стране, а данная норма позволит в ручном режиме для своих предоставлять налоговые приоритеты», — добавляет Денис Писанный.
Украинские юристы уверены, большинство налоговых схем будет продолжать работать, несмотря на усовершенствование украинского законодательства. Одна из причин — Украина пока не является полноправным членом ЕС и ей до сих пор недоступны, например, механизмы автоматического обмена информацией о вкладчиках. Поэтому украинскому налоговому ведомству очень сложно будет доказать связь между юридическими лицами из некоторых оффшорных зон.
Оценка материала:
С деньгами на выход: сможет ли новая власть остановить вывод капитала из страны Ольга Вилик 26.02.2014