Колонки
Владимир Золотoрев
О государственных пугалках, или Как работает система
Очень важный и наглядный урок в событиях, которые мы переживаем, состоит в демонстрации того, как работает государство и выводах, которые можно сделать из этого понимания.
Главная задача, которую постоянно решают чиновники - создать и поддерживать «спрос» на себя любимых. Этот «спрос» существует, пока люди верят, что только чиновники могут и должны «спасать» их от превратностей жизни. Поэтому мир и благополучие гибельно для государств, и они всегда заняты поиском или созданием проблем, которые затем радостно берутся решать.
Это, в общем-то, довольно хорошо известное обстоятельство, которое прекрасно иллюстрируется историческими фактами от Римской империи до современных государств. Государства укрепляются и расширяются за счет кризисов, которые либо создаются ими непосредственно, либо являются долгосрочными следствиями ранее проводимой политики. От «угрозы терроризма», которая позволяет США практически находиться в состоянии войны (означает, что полномочия правительства могут расти, встречая меньшее сопротивление), до регулярных паник в Украине (подзабытые уже «сахарные» и «бензиновые» кризисы, которые случались чуть ли не каждый год, «птичий грипп» и так далее), - список этих временных или постоянных кризисов поистине бесконечен.
Во всем этом деле есть один важный момент, на котором я хочу остановиться. Очевидно, что если говорить о создании спроса на государство, то наиболее простым способом привлечения внимания к себе является страх. Государство пугает вас чем-то и затем бросается «защищать» от угрозы. Пугалки, которыми страшили украинцев, с каждым годом становились все более и более устрашающими. Причин для этого много, не буду на них останавливаться, но, очевидно, что это означает, что они все хуже и хуже воспринимаются и их все труднее продать.
Здесь нужно отметить, что, конечно же, далеко не все изобретается государством, в большинстве случаев мы имеем дело с фактами окружающего мира. Для государства ведь важно не то, существует или нет птичий грипп на самом деле, ему важно народное одобрение конкретных мер, которые якобы предназначены для борьбы с этим гриппом. Среди них, например, регулирование цен и прочий контроль над аптеками, производством и импортом лекарств, то есть рост полномочий государства. Успех пугалки состоит не в признании публикой наличия проблемы, а именно в одобрении того, что государство собирается делать для ее «решения».
Вот прямо сейчас пугалка по имени Путин прекрасно сработала в очень многих смыслах - от риторики «затянуть пояса и не критиковать правительство», с помощью которой государство опять серьезно расширило свою власть до пакета «антикризисных законов», которые закрепляют это расширение.
гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.
И дело тут не в том, что Путина не существует и его придумали в Киеве, и не в том, что он «на самом деле» добрый и хороший и не угрожает нам войной. Дело в том, что именно предлагается в виде ответа на эту совершенно реальную угрозу. Если вместо вооружения населения и обучения его азам самообороны государство под соусом Путина отбирает у него оружие, если вместо роста экономической свободы, которая в итоге повышает как доходы самого государства, так и мотивацию людей защищать свою страну, эта свобода напротив сворачивается – пугалка сработала правильно. Власть государства расширилась.
И теперь, собственно, тот момент, о котором я хочу сказать. В отличие от рекламы товаров и услуг, которая организуется и планируется сознательно с заранее известной целью, процесс, о котором я говорю, скорее интуитивный, как поиск прибыли на рынке. Более того, в отличие от предприятия, которое едино в своих целях, в этом процессе идет борьба за внимание публики между разными подразделениями государства, группировками окологосударственных паразитов и все это осложняется еще и активным участием прогрессивной общественности. Конечно, наверняка «во власти» есть люди, которые понимают этот механизм и используют его, но их меньшинство, вся «работа» делается на совпадении интересов, на неосознанном поиске того, что может «прокатить» у публики в качестве очередной пугалки и того, кто и как может ее использовать.
Это означает простую вещь, а именно неконтролируемость этого процесса, который во многом схож с рыночным. Если учесть тот фактор, что украинцев все труднее запугать, и что для этого нужны все более устрашающие пугалки, нетрудно предположить, что рано или поздно пугалка может закончиться вполне реальной катастрофой. Может наступить тот момент, который всегда так удивляет историков в описании падения империй, революций и т.п., когда вроде бы понятно, что нужно делать для спасения ситуации, но почему-то этого никто не делает, а инерция событий несет всех к неминуемому краху.
Самое важное, с этим можно бороться, если помнить о том, что целью пугалок всегда является продажа вам очередного расширения власти государства. Простой способ оценить пугалку – переводить «общую пользу», от имени которой якобы выступает государство, в пользу персональную. Например, если вам предлагают в виду эпидемии «закрепить» низкие цены на лекарства и у вас хватает ума сообразить, что в условиях повышенного спроса это приведет к дефициту, а то и к исчезновению такого лекарства из продажи, то ваш ответ на пугалку должен быть крайне негативным. Ведь неважно, сколько стоит лекарство, если его нет. Не мешает также помнить о том, что те, кто «раскручивает маховики», сеет панику, устраивает провокации и т.п., не контролируют и не могут контролировать процессы, которые могут начаться с их подачи. Поджигатель не всегда может остановить начатый им пожар. И, наконец, третье. Крайне опасно думать, что «в интересах государства» мир, спокойствие и благополучие. Интерес государства состоит в существовании государства, то есть, системы, позволяющей одним людям на «законных основаниях» присваивать собственность других людей. И этот интерес не только не отрицает, а, напротив, предполагает конфликты, войны и социальные потрясения.