Колонки
Виталий Портников
Деньги Путина: сколько времени сможет просуществовать российское «гибридное» государство
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков только посмеялся над сообщениями о возможной блокировке счетов шефа в швейцарских банках. Пескову, конечно, легко смеяться, у него 40 миллиардов долларов нет – а вот самому Путину сегодня, конечно же, не до смеха, потому что он до конца не знает, насколько серьезны возможности соответствующих структур Соединенных Штатов и смогут ли они договориться со швейцарскими банкирами.
Но какова бы не была судьба денег Путина, важно даже не возможность их блокировки, а то, что в России выстроена модель экономики государства «третьего мира», ничем не отличающаяся от банальных африканских или латиноамериканских диктатур. Всякий раз, когда там свергали очередного диктатора, вдруг оказывалось что у него миллиарды долларов в швейцарских и прочих банках и Запад, прослезившись, отдавал их ограбленному народу – сейчас примерно такой же маршрут может проделать и Украина с Януковичем. А миллиарды Путина стали интересны цивилизованному миру просто потому, что Владимир Владимирович наконец-то перешел ту самую красную линию и оккупировал территорию другого государства.
Ведь все мы прекрасно понимаем, что о миллиардах Владимира Путина в западных банках было известно давно. И что для россиян это не новость: они тоже знают, что их президент не беден. И то, как он заработал своим миллиарды, знать не желают. Потому что отношение к государству у жителей Российской Федерации – самое что ни на есть потребительское. Если каждый на своем месте старается урвать столько, сколько может и живет по принципу «после меня хоть потоп», если честность стала синонимом «блаженности», то почему те, кто наверху должны вести себя иначе? Главное – чтобы делились и не мешали. Это вообще принцип «совка»: чтобы с ним делились. На всю жизнь запомнил публичный совет, который дала одному украинскому премьер-министру и одновременно «олигарху» одна популярная в прошлом журналистка: хочешь сохранить власть – должен делиться. А он ее не послушал и оказался не у дел...
украинский и российский журналист, публицист, обозреватель, политолог.
Лауреат премии Союза Журналистов Украины «Золотое перо» (1989), номинировался также в категории «Журналист года» в ежегодном конкурсе «Человек года», проходящем в Украине.
То, что нужно не делиться, а быть гражданином своей страны, то есть не использовать ее ресурсы почем зря, не брать откаты, не уводить деньги на Запад просто никому не приходит в голову. Поэтому на репутацию Путина новость о 40 миллиардах не повлияет. Я думаю, многие россияне втайне будут даже гордиться, что у них такой зажиточный президент, не беднее Билла Гейтса. А то, что у Билла Гейтса – «Майкрософт», а у Владимира Путина – зарплата чиновника, то какая разница? Вот вы сначала столько заработайте, а потом и осуждайте.
Поскольку мне столько никогда не заработать, я буду не осуждать, а восхищаться. Путину действительно удалось выстроить модель советской экономики, кокетливо прикрытую рыночными отношениями. Это то, о чем всегда мечтали сотрудники КГБ, побывавшие за границей: чтобы зарабатывать как у них, а порядок был, как у нас. У Путина получилось. Чекисты стали миллиардерами, а оппозиция – национал-предателями. Россия Путина все больше и больше напоминает уже даже не поздний, а вполне ранний сталинский Советский Союз – а ее хозяева при этом живут отнюдь не так, как жили партийные бонзы, не ощутившие всей прелести шальных доходов.
Вопрос в том, сколько времени сможет просуществовать такое «гибридное» государство. Ведь устойчивость Советского Союза была не только в дисциплинированности его граждан, но еще и в герметичности его экономики. А когда эта герметичность нарушилась и СССР стал зависеть от поставок нефти на Запад, мерзкую империю быстро отправили на тот свет. Но и тогда у Брежнева или Андропова не было счетов в швейцарских банках, даже записанных на верных членов Швейцарской партии труда. Так что зря Дмитрий Песков потешается над деньгами Владимира Путина.
Оценка материала:
Деньги Путина: сколько времени сможет просуществовать российское «гибридное» государство