Кабінет директора
Юрисконсульт
Конституция Республики Крым: юридический анализ документа
11 апреля 2014 года Государственным Советом Республики Крым была принята Конституция Республики Крым (далее – Конституция). Конституция определяет основы конституционного строя Республики Крым, особенности формирования, порядок деятельности и полномочия органов законодательной и исполнительной власти Республики Крым.
Согласно переходным положениям Конституции до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, она применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
Конституцией определен круг вопросов, которые находится в совместном ведении Российской Федерации и Республики Крым. К таким вопросам, помимо прочего, относится владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; природопользование; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат.
Собственное правовое регулирование Республика Крым осуществляет по вопросам, которые выходят за пределы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и Республики Крым.
Законодательная власть
Верховная Рада Автономной Республики Крым теперь переименована в Государственный Совет Республики Крым, который согласно Конституции признается единственным законодательным органом государственной власти Республики Крым (далее – Государственный Совет или Парламент Крыма). По сравнению с положениями Конституции Автономной Республики Крым от 21 октября 1998 года (далее – Конституция 1998 года) численность депутатов парламента сокращена со 100 до 75 человек, тогда как срок их полномочий не изменился и составляет пять лет.
К основным полномочиям Парламента Крыма отнесены такие полномочия как принятие Конституции, законов Республики Крым и внесение в них изменений. Согласно же положений Конституции 1998 года, изменения в Конституцию Автономной Республики Крым могли быть внесены только после их утверждения Верховной Радой Украины.
Некоторые положения Конституции относительно полномочий Парламента Крыма дублируют положения Конституции 1998 года, как например полномочия по утверждению бюджета Республики Крым и установлению республиканских (региональных) налогов.
В сравнении с положениями Конституции 1998 года, Парламент Крыма утратил возможность назначать министров Совета министров Республики Крым. Согласно Конституции, Государственный Совет согласовывает назначения на должность заместителей Председателя Совета министров Республики Крым, министра, осуществляющего полномочия в сфере санаторно-курортного и туристического сектора, и министра, осуществляющего полномочия в сфере экологии и природопользования.
Государственный Совет больше не может влиять на назначение и увольнение руководителей органов исполнительной власти, данные полномочия в соответствии с Конституцией переданы Главе Республики Крым.
Конституцией расширены случаи прекращения полномочий Государственного Совета. Напомним, что роспуск Верховной Рады Автономной Республики Крым был возможен только при наличии решения Верховной Рады Украины, принятого на основании заключения Конституционного Суда Украины о нарушении Верховным Советом Автономной Республики Крым Конституции Украины или законов Украины. Конституцией же предусмотрено, что полномочия Государственного Совета могут быть прекращены, помимо прочего, на основании решения Главы Республики Крым (случаи, когда Глава Республики Крым может реализовать это права четко указаны в Конституции) или же на основании решения Президента в соответствии с положениями федерального закона.
Новеллой Конституции является право Парламента Крыма законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Кроме этого, Президент более не имеет своего представительства в Крыму, как это было предусмотрено Конституцией 1998 года.
Исполнительная власть
Согласно Конституции, исполнительную власть в Республике Крым осуществляют Глава Республики Крым, Совет министров Республики Крым и иные органы исполнительной власти. Конституцией 1998 года исполнительную власть представлял только Совет министров Автономной Республики Крым, во главе с Председателем Совета.
Избирает Главу Республики Крым Государственный Совет. Напомним, что согласно Конституции 1998 года назначение Верховным Советом Автономной Республики Крым Председателя Совета министров подлежало согласованию с Президентом Украины.
Главе Республики Крым принадлежит полный контроль над исполнительной властью Республики Крым. Так к его полномочиям относятся:
формирование Совета министров Республики Крым и принятие решения о его отставке;
определение структуры органов исполнительной власти Республики Крым;
образование, реорганизация и ликвидация органов исполнительной власти Республики Крым;
назначение на должность и освобождение от должности министров и руководителей иных органов исполнительной власти Республики Крым в соответствии с Конституцией.
Согласно тексту Конституции 1998 года выше перечисленные полномочия Главы Республики Крым были распределены между Верховным Советом Автономной Республики Крым и органами исполнительной власти Украины, включая Президента Украины.
Анатолий Микеш
юрист юридической компании «Бизнес-Право Аудит»
Глава Республики Крым, согласно Конституции имеет возможность влиять на законодательную власть, поскольку он ответственен за подписание и обнародование законов Республики Крым, а также имеет право их отклонения. В свою очередь, Парламент Крыма может только рекомендовать Главе Республики Крым изменить правовые акты, принятые органами исполнительной власти либо оспорить их законность в судебном порядке, включая возможность обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с целью проверки правового акта на соответствие Конституции Российской Федерации. Примечательно, что согласно Конституции 1998 года Президент Украины был наделен правом отмены актов Совета министров Автономной Республики Крым. Кроме этого, Президент Украины мог приостановить действие нормативно-правовых актов, принятых Верховным Советом Автономной Республики Крым с последующим обращением в Конституционный Суд Украины относительно их конституционности.
Новеллой Конституции является возможность Президента в одностороннем порядке прекратить полномочия Главы Республики Крым на основании "утраты доверия Президента" или "за ненадлежащее исполнение своих обязанностей". Основания для утраты доверия Президента Российской Федерации определены в Конституции. Решение Президента Российской Федерации об отрешении Главы Республики Крым от должности влечет за собой отставку Совета министров Республики Крым.
В случаях, предусмотренных федеральным законом и Конституцией, Парламент Крыма может принять решение о досрочном прекращении полномочий Главы Республики Крым. Одним из таких случаев является принятие решения о выражении ему недоверия. Однако не ясно означает ли принятие такого решения Государственным Советом автоматическое прекращение полномочий Главы Республики Крым, поскольку Конституцией среди оснований досрочного прекращения полномочий последнего указано "отрешения от должности Главы Республики Крым Президентом Российской Федерации в связи с выражением ему недоверия Государственным Советом". Возникает вопрос, обязан ли Президент Российской Федерации (далее – Президент) уволить Главу Республики Крым в случае выражения ему недоверия. К слову, Конституцией 1998 года было предусмотрено, что Президент Украины дает согласие на освобождение от должности Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, если за такое решение проголосовало две третьих депутатов Верховного Совета Автономной Республики Крым.
Судебная власть и прокуратура
Согласно Конституции, в Республике Крым действуют федеральные суды и мировые судьи. Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов определяются законодательством Российской Федерации. Статус, полномочия, порядок и гарантии деятельности судей определяются федеральным законом, а в отношении мировых судей – также законом Республики Крым.
Прокурор Республики Крым назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с Главой Республики Крым и Государственным Советом Республики Крым. Прокурор Республики Крым освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Согласно Конституции 1998 года, правом назначения прокурора Автономной Республики Крым был наделен Генеральный прокурор Украины после согласования кандидатуры с Верховным Советом Автономной Республики Крым. В свою очередь, Верховный Совет Автономной Республики Крым имел право поставить перед Генеральным прокурором Украины вопрос об увольнении прокурора Автономной Республики Крым по результатам оценки его деятельности.
Прокуроры районов, городов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации. Ранее назначения и увольнения указанных прокуроров осуществлялись Генеральным прокурором Украины.