Бізнес
Ринки та компанії
Войцех Байда: к 2020 году на каждого человека будет приходиться порядка шести подключенных к интернету устройств
В интервью Контрактам генеральный директор Ericsson в Украине Войцех Байда рассказал, что уже в самом ближайшем будущем мобильный широкополосный доступ в интернет сменит популярный в Украине Wi-Fi.
Прошёл год с того времени, как вы заняли позицию генерального директора Ericsson в Украине. Как прошёл этот год? Чего вам удалось достичь? Каковы планы на 2014 год?
Войцех Байда: В Украину я приехал в марте 2013 года и был поражен, насколько украинские пользователи развиты в плане технологий. С точки зрения потребительских предпочтений продвинутые украинцы ведут себя так же, как пользователи развитых рынков. Они активно осваивают новые услуги и продукты: просмотр видео и игры онлайн со смартфона или планшета, приложения и сервисы, SmartTV, доступ в интернет с электронных книжек. Сегодня страна стоит на пороге настоящего технологического бума, и я рад, что возглавил украинский офис именно в это интересное время.
Если говорить о деятельности Ericsson в Украине в прошлом году, то мы активно развивали сервисное направление – одно из самых сильных в мире, что является предметом нашей особой гордости. Более ста сервисных специалистов киевского офиса обслуживают заказчиков не только в Украине, а и в странах Восточной Европы и Центральной Азии.
В этом году мы по-прежнему будем уделять внимание двум ключевым сегментам – мобильному ШПД и услугам по расширенной поддержке сетей. Ну и, конечно же, фокус остается на обслуживании существующих клиентов: на данный момент мы сотрудничаем со всеми ключевыми операторами Украины, обеспечивая их как конкретным оборудованием и программным обеспечением, так и комплексными решениями для развития сетей.
Отдельное внимание в Украине, как и во всем мире, Ericsson уделяет привлечению и удержанию талантов. У нас сильная корпоративная культура, мы много инвестируем в развитие сотрудников, а также молодых специалистов. В этом году мы запустили программу Young Professionals в Украине – это оплачиваемая стажировка, которая включает обучающие модули, образовательные комплексы развития лидерских качеств и активную проектную работу. Самые успешные участники получат возможность дальнейшего профессионального роста в Ericsson.
Какое место Украина занимает в глобальной стратегии Ericsson?
Войцех Байда: История присутствия Ericsson в Украине началась еще 120 лет назад, поэтому мы принимали самое активное участие в технологическом становлении и развитиии страны. Сегодня стремительный рост и большой потенциал украинского рынка делают его для Ericsson одним из самых стратегически значимых в Восточной Европе.
Глобальная стратегия Ericsson, которую мы реализуем и в Украине, предполагает развитие инфрастуктуры мобильной связи, а также связанных с этим услуг. Мы определяем свои приоритеты так: дальнейшее развитие сетевых решений, услуг и систем поддержки, в том числе биллинговых систем. И, наконец, мы инвестируем в IP-технологии и маршрутизацию. Мы занимаем лидирующие позиции на более фрагментированных рынках. Мы развиваемся и за пределами традиционных для нас операторских направлений, в том числе, ТВ и медиа, а также активно исследуем возможности на вертикальных рынках, и, в частности, использованию технологий в области транспорта, энергетики и здравоохранения.
Как вы охарактеризуете украинский телеком-рынок? Насколько он готов к новым технологиям?
Войцех Байда: Мы уверены, что украинский рынок уже готов к мобильному широкополосному доступу. Как я уже сказал, для Украины характерно активно использование различных интеренет-сервисов, включая покупки онлайн, банковские услуги, просмотр ТВ и видео с мобильных устройств. Единственный нюанс – для всего этого пользователи предпочитают Wi-Fi из-за более высокой скорости соединения. Однако как только появится качественный мобильный ШПД, люди активно начнут им пользоваться, ведь к Wi-Fi доступ есть не всегда, а пользователи хотят быть онлайн в любом удобном месте.
Развитие мобильных технологий положительно скажется не только на бизнесе операторов и абонентах, а и на экономике страны в целом. Здесь хочу обратиться к исследованию, которое Ericsson провел совместно с консалтинговой компанией Arthur D. Little и Технологическим университетом Чалмерса (Швеция). Нам удалось выявить четкую взаимосвязь между уровнем развития технологий и экономикой страны: оказалось, что рост проникновения ШПД на 10% повышает ВВП в среднем на 1%, а увеличение скорости доступа на 50% дает рост в 0,3% ВВП. Кроме того, еще один вывод исследования состоит в том, что с каждой тысячей новых пользователей ШПД появляется 80 рабочих мест.
Предсказать, когда в Украине произойдёт внедрение новых технологий, пока сложно, но мы надеемся, что в этом году состоятся сдвиги в этом процессе, и мы будем к ним готовы. А пока лучшим решением для операторов при задержке с выдачей 3G и 4G лицензий является модернизация и оптимизация сетей, что позволит им быть полностью готовыми к изменениям.
Считаете ли вы подключённые устройства и облачные технологии перспективными для вашего бизнеса?
Войцех Байда: Распространение технологий стало катализатором глобальных изменений привычного нам мира и образа жизни, и эти изменения касаются как отдельных пользователей, так и целых индустрий. В основе этих изменений — мобильность, широкополосный доступ и облачные сервисы. Уже сегодня в мире количество подключений смартфонов достигнет 1,9 млрд, а в 2019 году вырастет до 5,6 млрд. Динамика распространения подключенных устройств (и здесь я имею в виду даже не столько пользовательские устройства, сколько M2M коммуникации) позволяет сделать вывод о том, что к сети в конечном итоге будет подключено всё, что сможет выиграть от подключения. Согласно нашему виденью, к 2020 году в мире будет 50 млрд подключённых устройств, а на каждого человека будет приходиться порядка шести устройств.
Лучшим доказательством того, как быстро меняется мир, могут послужить скандинавские страны. Первый пример касается автомобильной индустрии и является полностью автоматизированным решением. Речь о совместном проекте Ericsson и Volvo – облачном решении Ericsson Connected Vehicle Cloud Solution. Так, каждая машина подключена к интернету, у водителя есть доступ к приложениям, развлечениям, а также доступ к таким услугам, как контроль автомобиля, обновление услуг и даже доставка товаров прямо в машину.
Еще один хороший пример – это запуск интеллектуальной системы учета электроэнергии на сетях Elektrilevi, крупнейшей распределительной компании в Эстонии. Эстония является одной из многих стран, переходящих на интеллектуальные счетчики в рамках программы ЕС по повышению эффективности использования электроэнергии на 20% к 2020 году. К электросетям Elektrilevi будут подключены около полумиллиона потребителей в Эстонии. «Умные» счетчики позволяют потребителям контролировать фактический расход электроэнергии и снижать затраты за счет применения новых тарифных планов, а также помогают своевременно и более точно выставлять счета. Энергетическая компания, в свою очередь, получает возможность повысить наблюдаемость сети, уйти от ручного снятия показаний и снизить коммерческие потери.
И это далеко не единственный пример, когда технологии значительно упрощают ведение бизнеса и сокращают расходы компаний.
Каким вы видите развитие украинской телеком-сферы в ближайшие пять лет?
Войцех Байда: Отдельное внимание в Украине, как и во всем мире, Ericsson уделяет привлечению и удержанию талантов
Войцех Байда: Уже сегодня в Украине, как и во всем мире, мы наблюдаем экспоненциальный рост объемов трафика благодаря проникновению умных устройств, распространению приложений, популярности онлайн-игр, социальных сетей и сервисов для просмотра видео. Эта тенденция будет только расти. Мировой опыт показывает, что сразу после коммерческого запуска 3G сети в стране, трафик вырастает в 3-10 раз – это происходит как за счет увеличения абонентской базы, так и роста трафика на абонента. Внедрение 4G сетей также дает стремительный толчок к развитию, увеличивая трафик на пользователя до пяти раз.
Кроме того, следуя глобальному тренду, операторы все серьезнее рассматривают возможность привлечения вендоров для передачи сетей в их управление. Мировой опыт показывает, что это позволяет сократить издержки на содержание сетевой инфраструктуры и обучение персонала, а освободившиеся средства направить на развитие бизнеса и предоставлении лучшего пользовательского опыта. Согласно исследованию Heavy Reading Research, к 2017 году 45% всех существующих абонентов мобильной связи будут охвачены сетями операторов, у которых заключены контракты на предоставление услуг по расширенной технической поддержке и обслуживанию сетей. У Ericsson уже есть более 300 контрактов на расширенную поддержку сетей операторов, которые обслуживают 1 млрд абонентов. Сервисное направление составляет 40% дохода Ericsson в мире.
Инновации проникают во все сферы экономики и общественной жизни. Как я уже отмечал, определяющая тенденция сегодня – это рост количества подключений к сети. Расширяется рынок коммуникаций М2М, увеличивается число основных пользовательских устройств с возможностью доступа в интернет. Несомненно, одна из главных задач сегодня – эффективная реализация всех возможностей мобильности, широкополосного доступа и облачных технологий для стимулирования позитивных изменений в обществе и бизнесе.
Как технологии влияют на бизнес? Какие новые бизнес-модели появляются?
Войцех Байда: Нельзя не отметить тот факт, что предпочтения пользователей меняются быстрее, чем когда-либо. От скорости внедрения инноваций и «умных» решений зависит успешность и конкурентноспосбоность бизнеса. Компаниям всё сложнее удержать свои позиции на рынке в долгосрочной перспективе, а классические конкурентные стратегии почти не применимы. Те стратегии, которыми пользовались компании вчера, сегодня кажутся уже не такими прогрессивными и эффективными. Для того, чтобы оставаться на первых позициях компаниям необходимо пересматривать существующие бизнес-модели с поправкой на цифровизацию, выстраивать гибкую и эффективную организационную структуру, которая сможет удачно адаптироваться к изменениям в самые сжатые сроки.
Приведу в пример популярный сервис Spotify. Идея возможности прослушивания музыки на подключенном устройстве в любом месте, в любое время может показаться простой, но это отличный пример того, как реализация возможностей ИКТ в рамках одной индустрии практически в одночасье изменила все привычные бизнес-модели в музыкальном бизнесе. Изменяя правила для всей отрасли, Spotify наглядно иллюстрирует, каким трансформирующим потенциалом обладают широкополосный доступ, мобильность и облачные сервисы.
Внедрение решений на базе ИКТ не ограничено одной индустрией, возможности их применения, действительно, впечатляют. Посмотрите на крупнейших автопроизводителей – они уже активно подключают свои автомобили к сети, чтобы отвечать растущим потребностям пользователей и предоставить им возможность все время быть на связи, а также дать доступ к информационно-развлекательным сервисам. Активное проникновение технологий оказывает преобразующие влияние на многие индустрии. Данная тенденция в нашем представлении лидирует по той простой причине, что более 90% населения земного шара имеет доступ к мобильной связи, и в дальнейшем этот показатель станет еще выше.
Бизнес ждут большие перемены в связи с взрослеющими поколениями Y и Z, которые ценят нестандартные решения. Они требовательны, трепетно относятся к качеству предоставляемых услуг. Социальность – один из самых главных жизненных приоритетов поколений Y и Z. Для них важно быть услышанными, поэтому они всегда ищут возможность высказать свое мнение, и часто говорят действительно важные вещи. Именно такие люди, как правило, предлагают нестандартные бизнес-идеи.
Сегодня критически важной становится экспертиза в сфере STEM – Science, Technology, Engineering, Mathematics (наука, технологии, инженерия, математика). Это знания и умения, которые уже пользуются широким спросом сегодня и без которых будет не обойтись в будущем. Сейчас ощущается глобальный дефицит таких знаний. В будущем все будет построено на технологиях, автоматизировано, и выживут только те компании, которые обладают этими ресурсами.
Появление новых сервисов и развитие облачных технологий в корне меняет парадигму «владение - пользование»: потребители все больше отдают предпочтение форматам аренды, подписки или временного пользования – будь то медиа, ПО, машины или квартиры. Таким образом, появляются новые бизнес-модели, и даже целые отрасли, в основе которых – технологии, соединяющие общество.
Оценка материала:
Войцех Байда: к 2020 году на каждого человека будет приходиться порядка шести подключенных к интернету устройств Ольга Вилик 23.04.2014