НОВИНИ ДНЯ: Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнт  Коли Андрія Первозванного 2024 року: святкуємо за новим календарем, історія, традиції  Буде "особливість": синоптикиня розповіла, на яку погоду чекати в п'ятницю в Україні  Британська розвідка оцінила "могутність" Чорноморського флоту РФ після 1000 днів війни  Сало по-гуцульськи: стародавній рецепт ароматної закуски на зиму  Україну замете не на жарт. Які області засипле снігом найближчим часомвсі новини дня
Бізнес
Економіка
21.02.2009 34964

Кредитная история. Давать деньги Украине — авантюризм

Возможно, брать деньги у Москвы — авантюризм. Но давать эти деньги Украине — непредусмотрительность куда большего уровня. По сути, оплата пропаганды в ситуации, когда нужно думать о спасении, а не о сохранении старых иллюзий для кремлевских мечтателей — скоро весь мир, по крайней мере, советский, будет лежать у их ног.

 
Виталий ПОРТНИКОВ, КОНТРАКТЫ

Готова ли Россия на самом деле выделить кредит Украине и какими могут быть экономические и — что самое главное — политические условия этого кредита? Есть  же нечто, что может «между прочим» сказать Владимир Владимирович Юлии Владимировне. И, конечно же, в такой ситуации президентская сторона может сколь угодно долго обвинять правительство и лично премьер-министра в предательстве национальных интересов. А премьер и ее соратники могут удивляться воспаленной фантазии президента и его чиновников и утверждать, что нужно не выдумывать угрозы, а читать тексты документов. А в них, конечно же, не будут зафиксированы никакие политические уступки (о которых-то как раз и сказано друг другу «между прочим»), а только условия возвращения кредита. И к тому же Украина обращается за финансовой помощью не только к России, но и к правительствам сразу нескольких стран. И к международным организациям. И поэтому утверждать, что в результате получения денег из Москвы Украина станет зависимой от соседнего государства, было бы, по крайней мере, наивно.


Все это так. Но попытаемся посмотреть на ситуацию с российской точки зрения. В РФ отнюдь не все так замечательно, как рассказывают об этом на ее телевидении. В стране принят совершенно неудобоваримый бюджет — стоит вспомнить, что он привязан к курсу нефти, который давно уже является скорее воспоминанием о былом могуществе России, чем реальной экономической платформой, на которой базируется ее благосостояние. Курс рубля удерживается российским Центробанком из последних сил — вероятно, только потому, что есть горячее желание премьера Владимира Путина не увидеть еще недавно чуть ли не конвертируюмую в мечтах чиновников валюту окончательно деревянной. Но понятно, что нет центробанка, способного противостоять экономическим законам. Если цены на нефть не будут расти, рубль продолжит свое головокружительное, вполне сравнимое с гривней падение. Намечается массовое закрытие предприятий, увольнение десятков, а то и сотен тысяч работающих, возможны серьезные социальные волнения. Эксперты предрекают окончательный крах падающего рынка российской недвижимости, которая была для россиян и средством вложения денег, и средством пропитания. Словом, есть о чем задуматься.

И что в этой ситуации предпринимает Россия? Она дает кредит Беларуси. Дает кредит Киргизии. Кредитует производство промышленных товаров для Кубы, прекрасно понимая, что Гавана никогда не сможет отдать деньги. Она собирается давать кредит Украине. Зачем?

Россия

Если написать, что мы имеем дело с непрофессиональным партнером, многие уверовавшие в государственный гений Владимира Путина презрительно подожмут губы. Но именно в эпоху Путина произошло вымывание профессионалов из экономического сектора управления страной, а оставшиеся превратились в бездумных исполнителей воли людей, ничего не понимающих — и не желающих понимать — в реальных законах развития рынка. Во время распила всевозможного бабла особый профессионализм был не нужен: главным занятием российской власти была раздача слонов и недопущение каких-либо структурных реформ, способных уменьшить всемогущество чиновничьей братии. В результате и была выстроена уродливая модель переходной экономики, обрушивающаяся сейчас на головы граждан. Злорадствовать тут нечего — сами в такой же модели. Но теперь, когда пришло время принимать правильные решения, власть предержащие никак не могут понять, что ситуация коренным образом изменилась. Кредит Беларуси, например, был выдан в обмен на крайне незначительные уступки со стороны Александра Лукашенко — ну, может быть, он в апреле еще и признает независимость мятежных грузинских автономий, как знать. Кредит Киргизии — ну, мы все видели, как это произошло, как в ходе визита в Москву президент этой страны Курманбек Бакиев торжественно объявил о закрытии американской военной базы в Манасе. А это означает, что даже в нынешних бедственных условиях Кремль не может выбросить из головы сладкий сон о противостоянии с единственной сверхдержавой современного мира. Какая поразительная, граничащая с самообманом самонадеянность! Ну и чего, интересно, потребуют от нас?

Точного ответа на этот вопрос получить нельзя. Возможно, брать деньги у Москвы — авантюризм. Но давать эти деньги Украине — непредусмотрительность куда большего уровня. По сути, оплата пропаганды в ситуации, когда нужно думать о спасении, а не о сохранении старых иллюзий. Да, кредиты соседним странам — телевизионная успокоительная подушка для простых россиян: они убеждают, что в их собственной стране не все так плохо и не нужно спешить забирать деньги из погибающих банков и готовиться к акциям протеста. Они такая же подушка для кремлевских мечтателей — скоро весь мир, по крайней мере, советский, будет лежать у их ног. Но важно ли, что мир лежит у твоих ног, когда из-под этих самых ног уходит почва?

Оценка материала:

3.83 / 6
Кредитная история. Давать деньги Украине — авантюризм 3.83 5 6
Бізнес / Економіка
21.02.2009 34964
Еще материалы раздела «Економіка»