Політика
Україна
Пропагандистские амбиции Кремля: в ожидании новой атаки
Между Россией и Украиной идет открытая информационная война. В этом плане нам противостоит матерый противник с выстроенной системой информационной безопасности, с отработанной тактикой в информационных конфликтах в Южной Осетии, Приднестровье, Чечне, с серьезным пропагандистским потенциалом, который финансируется из государственного бюджета.
Украинская система информационного противодействия не имеет своего центра управления, как это сделано в России, но время от времени демонстрирует сплоченность в защиту политических интересов Украины.
Кремлю все-таки приходится считаться с украинскими медиа – к такому выводу приходят ряд экспертов как российских, так и зарубежных. Более того, некоторые их них высказывают смелые предположения, что Россия проиграла информационную войну с Украиной. Безусловно, это преувеличение, но в каждом преувеличении есть доля истины.
Российские новостные блоки на ведущих телеканалах по-прежнему напоминают «Новости об Украине», видимо так их скоро будут называть. Из 55 минут 50 – посвящены нашей стране, а 5 минут посвящены новостям «супердержавы». Один журналист, в шутку, назвал этот феномен показателем украинской популярности.
Вероятно, такой прецедент заставил часть российской аудитории серьезно усомниться в правдоподобии кремлевских медиа. Все чаще люди после проверки информации по другим источникам, находят попытки пропагандистских манипуляций Кремля. Таких российских граждан немного, но они есть!
Доказательство этому – российская «Новая газета» на первой полосе разместила фото траурной процессии и извинения «Прости нас, Нидерланды» на голландском и русском языках из-за сбитого самолета рейса MH17 в Донбассе, а сотни москвичей в возложенных цветах у нидерландского посольства оставляли записки с текстом «простите нас». Это свидетельство непринятия людьми российской версии катастрофы Боинга-777.
Кроме того, в России стали проявляться мыслящие журналисты и политологи, которые пытаются представить независимую точку зрения. Они не боятся «светиться» на телеканале «Дождь», радио «Эхо Москвы» и «Свобода».
Кремлевская информационная машина откровенно буксует. Простые россияне стали понимать, что их страна действительно помогает террористам на востоке Украины: что со стороны России граница открыта и через нее проходит «трафик нестабильности»; что Украина обстреливается из орудий с российских территорий; что грузы-200 увозят как в ту, так и в другую сторону.
Для рядовых российских граждан все чаще становятся непонятными причины конфликта. За что, например, в Украине теперь ненавидят простых русских людей? Да и вообще, ненавидят все, что хоть как-то связано с Россией. Многие россияне стали осознавать, что для восстановления отношений двух народов, которые веками жили вместе, потребуются многие годы.
Кстати, неприязнь ко всему российскому – это продукт нерегулируемой информационной политики. Государственная информационная политика, как правило, должна сосредоточиваться на руководстве недружелюбного государства.
А пока ясно одно, кремлевская машина пропаганды требует «перезагрузки». Эффективность информационного давления на Украину в настоящий момент не так уж высока, как три месяца до этого.
На смену этапу «масштабного информационного прессинга», очевидно, придет этап «избирательный», который будет нацелен не только на аудиторию Украины, но и на собственную – российскую. Кремль будет устранять крен инакомыслия.
Новая стадия информационной войны началась после гибели малазийского Боинга-777 от рук пророссийских террористов. Кремль, проводя тотальную политику информационного прессинга на Украину, пытается отрицать ракетную атаку террориста-БУКовца, поразившего малазийский пассажирский лайнер.
Международный резонанс последней недели заставил агрессора пересматривать тактику ведения информационной войны против Украины. Российская сторона наспех создавала информационный фон, в котором виновником сбитого Боинга-777 выставляла украинских военных. При этом акцент делался на следующих информационных поводах:
– сопровождении Боинга-777 украинским штурмовиком Су-25, который потом его атаковал (или двумя по некоторым версиям);
– поражении лайнера ракетой типа «земля-воздух» с территории Украины, системой «БУК» с района Днепропетровска;
– бесконтрольности перемещений украинских средств ПВО, в частности системы «БУК», по оккупированной территории и предоставлении им самостоятельно принимать решение не поражение;
– перевозки авиалайнером мертвых тел и специально спланированный подрыв самолета на высоте с мертвецами над оккупированной территорией.
А результат – репутационные потери России, которые резко обваливают мировой рейтинг «супердержавы». Ситуация начинает трансформироваться в преднамеренную кампанию лжи, клеветы, фальсификации улик, давления на военных экспертов.
По истечении 2-4 дней после трагедии, риторика российских масс-медиа носила ярко выраженный агрессивный характер, вплоть до обвинений западных и американских экспертов и спецслужб в «затягивании предоставления доказательств о причастности российской стороны» к катастрофе.
Поиск Кремлем путей выхода из «информационного тупика» приводил к самым немыслимым решениям. Создалось впечатление, что всем, кто умеет держать микрофон, приказали говорить о непричастности России к Боингу. Люди в погонах, эксперты и аналитики наперегонки стали комментировать трагедию, иногда теряя главный смысл.
Навязывание переизбытка мнений в такой форме возымело двойную реакцию аудитории – одна часть (таких большинство) все же поверила доводам российских генералов, а другая, предварительно проверив информацию по разным источникам, стала сомневаться в правдоподобии происходящего. Второй категории в России меньше в разы, но она все же образовалась.
Помимо этого, официальная Москва предлагала ввести российских миротворцев для охраны места падения лайнера. Информационные поводы об этом в прессе и в дипломатических кругах уже пытаются формулировать определенное мнение. Однако, вспоминая историю конфликтов в Южной Осетии, Абхазии и Приднестровье, российская миротворческая миссия во всех случаях становилась первым шагом для военной экспансии. Возьмем на себя смелость предположить, что до окончания работы международной комиссии по расследованию авиакатастрофы, Россия будет активно проводить информационные действия, направленные на необходимость присутствия миротворческого контингента в зоне крушения самолета. Будет использован широкий спектр возможностей от информационных сообщений по СМИ и заявлений лидеров террористов вплоть до создания необходимого мнения у местного населения Донбасса.
Забегая наперед, можно спрогнозировать, что показательным фактом для информационной операции России против Украины станет официальное заключение международной комиссии. Как будет развиваться информационная операция против Украины дальше – определенно сказать пока трудно. Но многие политологи сходятся в одном – Путин не намерен оставлять Донбасс.
Очевидно, это стало лейтмотивом экстренного заседания Совета национальной безопасности РФ (22 июля 2014 г.). Оно носило секретный характер и анализируется до сих пор. При всем этом, информационная ситуация в России начала приобретать иные черты:
–возросло число аналитических телевизионных и радиопрограмм, которые касались событий в Украине и дальнейших действий российского руководства в этой связи;
– тематика «помощи ополченцам», поставки оружия, боевой техники террористам и наемникам на востоке Украины со стороны России вышла из «тени» и открыто обсуждается в некоторых блогах и соцсетях;
– в СМИ все чаще стала просачиваться информация об артиллерийских обстрелах украинских территорий с российской стороны и так далее.
Говоря проще, в России стала формироваться прослойка аудитории, не доверяющей действиям руководства России во внешней и внутренней политике. По имеющимся данным, именно эта проблема обсуждалась на секретном заседании Совбеза.
А учитывая такой политический фактор, как усиление влияния западных стран и США на Россию – ситуация для Кремля становится непредсказуемой.
И вот почему.
Во-первых, Конгресс США принял во втором чтении Закон США №2277, «Акт о предотвращении агрессии со стороны России 2014» (Russian Aggression Prevention Act of 2014). Сейчас законопроект находится на последней (третей) стадии – принятия. Его цель – предотвратить российскую агрессию в Украине. В соответствии с ним, Украина становится союзником (не членом) НАТО. Вместе с ней такой статус обретают Грузия и Молдова.
Для справки, союзниками НАТО (по состоянию на 2014 г.) являются Австралия, Аргентина, Бахрейн, Египет, Израиль, Иордания, Кувейт, Марокко, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Республика Корея, Филиппины, Япония и Афганистан.
По этому договору, на 2014 год предусмотрено выделение военной помощи в размере $100 млн (в виде оружия, военного оборудования, методической помощи). Этим договором НАТО гарантирует Украине безопасность.
По согласованию с командованием НАТО Украина теперь может:
– принимать участие в программе внедрения системы противоракетной обороны;
– обмениваться разведывательной информацией о ситуации в пределах территориальных границ Украины, включая Крым;
– получать консультации от постоянного представителя Соединенных Штатов НАТО в Украине;
– пользоваться Фондом безопасности «Европейские Партнеры» (European Partners) для обучения и помощи вооруженным силам Украины и другое.
В положениях этого закона указаны санкции, которые будут наложены на любого из высокопоставленных российских чиновников и на любой объект собственности этих чиновников в случае российской угрозы.
Во-вторых, преследование деятельности неправительственных организаций в России. Дело в том, что в России уже около года действует закон, согласно которому неправительственные организации (НПО) в РФ должны регистрироваться, как «иностранные агенты». Проверки среди НПО вынуждают их к регистрации в этом унизительном качестве. Органами Минюста и прокуратуры России ежемесячно возбуждаются административные дела в отношении НПО и их руководителей. Примерно 70% этих надуманных дел власти проиграли в судах.
Минюст России приостановил на несколько месяцев деятельность некоторых НПО, а также вынудил начать процесс самоликвидации другие организации.
В этом ключе, вышеупомянутый закон предлагает усилить демократические институты и организации политического и гражданского общества в Российской Федерации. Для этого неправительственным организациям ежегодно будет выделяется 25 млн. долл. США (2015-2017 гг.), а через аппарат Госсекретаря США – еще $10 млн ежегодно.
Кроме того, планируется увеличение поддержки в сфере обмена связей с общественностью – образовательные и культурные обмены и выделение грантов.
В-третьих, западные страны и США признают, что подача информации в России осуществляется однобоко. Информационное поле России подвержено кремлевской цензуре. Поэтому, начиная уже с 2014 года, планируется расширить свободный и беспрепятственный доступ к независимым средствам массовой информации всех видов. Вместе с этим предполагается оказывать помощь в защите журналистов и активистов гражданского общества, которые действуют ради свободы слова.
Поддержку этого предложения будет осуществлять правительство США и стран ЕС.
И на конец, в-четвертых, назначение Джона Теффта главой американского диппредставительства в России. Для главы российского МИДа С.Лаврова, это назначение может стоить его кресла.
В Кремле за ним закрепилось прозвище «дипломатического диверсанта», который всегда оказывался там, где сменялся режим (2000-2003 гг.– посол США в Литве; с 2005-2009 гг. – посол США в Грузии; 2009-2013 гг. – посол США в Украине).
Теффт – опытнейший дипломатический игрок, изучивший манеры Путина и его окружения. Он приступит к работе в самый «жаркий» для России период и пробудет там 4-5 лет. За его каденцию пройдут выборы в Государственную Думу в 2016 году и президентские выборы в 2018 году. Думается, что ему придется воплощать в жизнь Закон США №2277 в отношении применения санкций к России.
Вне всяких сомнений, Российская Федерация посчитала эти факторы угрозой национальной безопасности.
Совет национальной безопасности России, очевидно, учел, что принятие Закона США №2277 состоится менее чем за две недели, а еще через месяц начнут осуществляться мероприятия относительно Украины и внедряться санкции против российских чиновников, банков и крупных предприятий. Поэтому, пропаганда Кремля должна будет выполнять несколько другие задачи.
Во внутренней политике Украины последняя неделя тоже выдалась неспокойной. На фоне военных действий на востоке Украины, парламент предпринимает отчаянные попытки к роспуску Рады. Кроме этого, подал в отставку премьер Арсений Яценюк.
Скорее всего, этот фактор будет широко использоваться российскими информационными спецслужбами с целью демонстрации несостоятельности украинского руководства.
Кроме этого, с высокой долей вероятности можно предположить, что Россия уже на следующей неделе начнет формировать «пророссийское лобби» в будущей Раде и новом Кабмине. Российские медийные структуры, в том числе и каналы иновещания, будут посвящать серии статей и репортажей отдельным политикам и политическим силам, с которыми, по их мнению, можно будет потом найти общий язык.
И, самое главное. О насущном.
В последнее время все чаще украинские СМИ стали говорить о неспособности украинской армии вести вооруженную борьбу. Критике поддается вообще все – неопытность офицеров, низкий уровень обеспеченности, слабая административная дисциплина, ненадежное управлением войсками и слабая логистика. Информация об этом идет вперемешку с сообщениями о гибели бойцов, похоронами и открытыми жалобами.
Кроме этого, образовавшиеся группы родственников солдат, проводят пикеты на Банковой, объединяются в организации по возвращению бойцов домой, блокируют автомобильные дороги и т.д.
Бесконтрольная информационная политика государства создала, по сути, антигосударственный прецедент – вместо поддержания патриотического духа на войне мы можем получить эффект «штыки в землю».
Вероятно, у военного руководства не все получается, как это хотелось бы. Об этом СМИ предпочитают не говорить – это ошибка. К тому же, риторика отдельных телевизионных каналов, условно называемая «сенсация на бедах», сегодня, мягко говоря, неуместна.
Да, недостатки в армии конечно есть. Их не скрыть. Но следует признать другое – неспособность украинского медиа-ресурса формировать необходимый поток информации в военных условиях.
Российская пропаганда часто использует повод недовольства украинских родственников и солдат в отношении обеспечения на войне. И будет подогревать эту тему далее, создавая социальный конфликт в украинском обществе.
Таким образом, информационная ситуация в Украине претерпела некоторых положительных изменений. В частности, это консолидация усилий с западными странами и США.
Однако, бессистемность информационной безопасности Украины пока не может создать действенную внутреннюю подсистему информационной защиты населения и подсистему адекватного противодействия пропаганде России.
Вячеслав Гусаров, эксперт ЦВПИ по вопросам информационной безопасности, «Информационное Сопротивление»