Життя та Стиль
Суспільство
Душевные травмы войны: на Донбасс отправятся кризисные психологи Гуманитарного штаба Ахметова
Больше четырех тысяч погибших, сотни тысяч переселенцев, гуманитарная и социальная катастрофа на Востоке страны – с таким тяжелым багажом Украина заканчивает 2014 год. К сожалению, последствия войны на Донбассе обществу придется «залечивать» еще очень долго. Одна из главных проблем, с которой страна столкнется уже в ближайшее время, – глубочайшие психологические травмы и расстройства у тех, кому пришлось стать свидетелем смерти и разрушений. Залечивать эти «раны» почти так же сложно, как и увечья, полученные людьми во время обстрелов.
Дети начинают заикаться
По прогнозам Всемирной организации здравоохранения, специфические расстройства психики среди населения, оказавшегося в эпицентре военных действий, может достигнуть 15-20% от общего числа жителей. Эти данные были озвучены на международной конференции «Травмы войны: психологическая помощь и реабилитация», которая прошла 18-19 ноября в Киеве. Организатором мероприятия выступил Штаб Рината Ахметова.
По мнению экспертов, психологические травмы разной степени тяжести в результате конфликта на Донбассе уже получили десятки тысяч жителей Украины. Всего же, в той или иной мере, война негативно отразилась на психике сотен тысяч украинцев из разных регионов страны. В «зоне риска» прежде всего переселенцы, а также люди, которые остаются в тех районах Донецкой и Луганской областей, где не прекращаются боевые столкновения и артиллерийские обстрелы. Излечить пострадавших от «душевных травм» – задача не менее важная, нежели восстановление экономики региона.
По словам участников конференции, сложней всего в условиях продолжающихся военных действий приходится детям.
«Они самые уязвимые, - делится опытом Алена Лукьянчук, координатор психологической службы Гуманитарного штаба Рината Ахметова. – В зоне боевых действий – тысячи маленьких жителей. Те, кого эвакуировали в начале лета, были более адаптивными. Сейчас и взрослые, и дети совсем потеряны. Регресс – огромен. Например, у десятилетних наблюдается энурез. Дети начинают заикаться, многие перестают говорить. У взрослых членов семьи – депрессии, панические атаки. Следствие этого может стать то, что малыши вырастут либо с ощущением собственной бесполезности, либо станут агрессивными».
Александр Венгер, известный детский психолог, доктор психологических наук, проработавший десять лет в Израиле, а также помогавший семьям погибших детей в Беслане, советует: для жителей Донбасса необходимо создать условия, которые бы дали им ощущение нормальной жизни.
«Людям, особенно детям, нужна радость, - говорит он. - Хотя бы отдельные ее вкрапления – с рисованием, развлечениями, играми. Подобные «островки жизни» мы создавали в Беслане, в тяжелейших условиях всеобщего траура. Это были игровые комнаты в центрах психологической реабилитации. Отдельная проблема – подростки из зоны АТО. Они оказываются в совершенно ненормальной ситуации, воспринимают себя как жертву. Это очень плохо сказывается на формировании личности, и может наложить негативный отпечаток на всю дальнейшую жизнь».
Таких, как Александр Венгер, в Израиле называют «офицерами души». В стране, которая десятки лет находится в состоянии войны, знают настоящую цену специалистам, помогающим мирным жителям справляться со стрессами и психотравмами. Но сможет ли Украина создать свою армию психологов, знающих как бороться с последствиями вооруженных конфликтов?
Создать систему подготовки европейского уровня
Увы, вопрос это скорее риторический. Профильные специалисты признают, что система психологической и психиатрической помощи в Украине безнадежно устарела, несмотря на немалый потенциал и обилие кадров. В нашей стране насчитывается 3,2 тысячи психиатров, 1,2 тысячи наркологов, 545 психологов Минздрава и 25 тысяч, работающих в сфере Минобразования. Однако насколько страна готова мобилизовать имеющийся кадровый ресурс? Достаточна ли квалификация самих специалистов для выполнения столько масштабной задачи? Ответ, к сожалению, отрицательный.
«Нужно создавать систему европейского уровня, с новой идеологией и структурами, - уверена Ирина Пинчук, директор НИИ социальной и судебной психиатрии и наркологии МОЗ Украины. - Помощь должна быть доступной физически, экономически и информационно. Она должна быть высококачественной. Необходимо полностью пересмотреть систему подготовки специалистов, чтобы они имели возможность получать аккредитации западного образца и работать по ним».
Президент «Ассоциации психиатров Украины» Семен Глузман не осторожничает с формулировками, называя процессы, происходящие в отечественной практической психологии, «трагическими». «У нас огромные проблемы с подготовкой, - констатирует он. - Пока в курсе психологии в качестве иллюстрации показывают опыт Макаренко, наша страна не избавится от советского менталитета. Мы, медики, не можем остановить эту войну на Донбассе, но мы можем помочь людям. Для этого нужно объединяться».
Работать на передовой
К сожалению, государство лишь начинает обращать внимание на существование проблемы психотравмы среди беженцев и жителей зоны АТО. Фактически за ее решение взялись пока только волонтерские и общественные организации. В частности, Штаб Рината Ахметова объявил о запуске программы по подготовке большой группы кризисных психологов, которые смогут оказывать помощь пострадавшим в самых горячих точках Донбасса. В фокусе внимания украинских «офицеров души» окажется местное население, специалисты, обеспечивающие жизнедеятельность населенных пунктов зоны АТО, а также вынужденные переселенцы и волонтеры.
По словам Дарьи Касьяновой, руководителя направления «Эвакуация» в Штабе Ахметова, обучение будет бесплатным (расходы на организацию учебного процесса Штаб возьмет на себя). Читать лекции и проводить семинары пригласят лучших преподавателей и практикующих психологов.
Планируется, что в тренингах примут участие около трехсот человек. В ближайшее время Штаб на своей сайте обнародует требования к «абитуриентам», которые хотели бы пройти обучения и стать участниками масштабной программы по оказанию психологической помощи украинцам.
«Территория нового проекта – зона АТО, то есть те районы, куда наши специалисты смогут физически добраться, - говорит Касьянова. – Вместе с тем, психологи, прошедшие обучение, будут работать и на освобожденных территориях, где также существует множество проблем».
В Штабе обещают, что место работы кризисные психологи выберут самостоятельно – в районы, где небезопасно, специалистов отправят лишь на добровольных началах. Но уже сейчас очевидно, что недостатка в желающих трудиться «на передовой» не будет. Ведь как показали события последних месяцев, когда государство бессильно, спасительная помощь приходит только благодаря мужеству добровольцев - волонтеров.
Оценка материала:
Душевные травмы войны: на Донбасс отправятся кризисные психологи Гуманитарного штаба Ахметова26.11.2014