Бізнес
Ринки та компанії
Крылья украинской авиации
Сегодня, в беспрецедентно тяжелых политических и экономических условиях, вести бизнес в Украине очень и очень непросто. Это утверждение вдвойне справедливо, если речь идет о такой технологичной и регламентированной отрасли как авиация. О тенденциях рынка авиаперевозок, итогах 2014-го года и планах на текущий год «Контракты» поговорили с начальником департамента авиакомпании «Международные Авиалинии Украины» (МАУ) по продажам в Европе и Северной Америке Андреем Павленко.
К: 2014-й год запомнился масштабными политическими событиями и макроэкономическими сдвигами. Как эти события отразились на украинском рынке авиаперевозок?
К сожалению, в течение всего 2014 года наблюдалось снижение пассажиропотока. Скачки валютных курсов и политическая нестабильность оказали чрезвычайно сильное влияние на объемы перевозок. Рост курса доллара и евро моментально отражается на спросе: спрос сократился едва ли не вдвое. Если смотреть на долларовый эквивалент и не привязываться к гривне, то выручка авиакомпаний в 2014-м значительно снизилась. Крупные отечественные авиаперевозчики называли цифры от 20% до 40%.
К: Что было предпринято МАУ для выживания в такой сложной ситуации?
Андрей Павленко: Чтобы нивелировать негативное воздействие внешних факторов, мы предприняли ряд антикризисных мер по повышению эффективности деятельности компании: мы проанализировали и оптимизировали расписание рейсов и тарифные предложения, обеспечили запланированные объемы перевозок, максимально эффективно использовали имеющиеся ресурсы, передали некоторые технологические процессы на аутсорсинг. В условиях стремительного падения спроса и девальвации национальной валюты мы стремились найти оптимальный баланс между спросом и предложением. Осенью 2014 года мы запустили концепцию smart-тарифов, позволяющую значительно сэкономить на билете при условии раннего бронирования. Предложение показало себя столь эффективным, что мы приняли решение предлагать данную концепцию на постоянной основе. Все эти меры позволили нам сохранить маршрутную сеть и в полном объеме выполнить все свои обязательства перед пассажирами и партнерами.
Андрей Павленко: открытием сезона для нас стал маршрут Киев – Тегеран – Киев.
К: Как Вы оцениваете результаты 2014 года?
Андрей Павленко: Прогнозировано по сравнению с 2013-м годом наш пассажиропоток снизился – в 2014-м мы перевезли 3,7 млн. пассажиров. Тем не менее, мы не отказались от планов по расширению географии полетов, как в западном, так и в восточном векторе. Так, МАУ открыла прямые дальнемагистральные рейсы в Нью-Йорк, к слову, пользующиеся стабильным спросом – средняя загрузка достигает 95% пассажирской емкости. Прекрасно проявило себя направление Киев – Вильнюс. В силу высокого фактора загрузки – около 100 пассажиров на сектор – мы даже увеличили частотность полетов на маршруте до 2 рейсов в день. Безусловно, открытием сезона для нас стал маршрут Киев – Тегеран – Киев. Благодаря удобному расписанию и оптимальным двусторонним запад-восток, иранское направление оказалось очень востребованным как у «point-to-point», так и у транзитных пассажиров. Средняя загрузка на данном рейсе в прошлом году составляла 55 – 60 пассажиров на сектор, что, поверьте, для нового – да еще и такого нетрадиционного – маршрута является солидным показателем. Уверен, это направление имеет большой потенциал, и надеюсь, что со временем интенсивность туристического и делового обмена между нашими странами возрастет в разы.
К: Каких результатов МАУ планирует достичь в 2015-м?
Андрей Павленко: В планах авиакомпании на текущий год – выйти на «докризисные» объемы бизнеса, достигнутые в 2013-м году. Для этого, несмотря на срочные антикризисные меры, мы не отказываемся от стратегических планов. Уже весной МАУ предложит путешественникам прямые перелеты из Киева в ригу и Минск, откроет ряд международных направлений из регионов Украины, связав Львов с Римом, Мадридом, Болоньей и Тель-Авивом, Одессу – с Москвой, Санкт-Петербургом и Вильнюсом, а Харьков – с Батуми и Тель-Авивом. Также 1-го мая будет выполнен первый рейс Киев – Пекин. Таким образом, на карту маршрутов МАУ будет нанесено еще одно – третье по счету – дальнемагистральное направление.
К: А есть ли какие-либо планы в рамках программы внутренних рейсов?
Андрей Павленко: Мы в МАУ в полной мере понимаем важность развития внутренних авиаперевозок в Украине. Несмотря на тенденции падения объемов внутренних перевозок и резкое снижение платежеспособного спроса, мы расширим сеть своих внутренних маршрутов и откроем регулярное сообщение между Киевом и Запорожьем, начнем выполнять прямые рейсы из Львова и Харькова в Одессу. Мы будем вести максимально гибкую ценовую политику и стараться, как говорится, войти в ситуацию. Отмечу, что мы расширяем сеть как собственных офисов по продаже, так и партнерских офисов с участием ведущих агентств Украины, чтобы сделать приобретение билетов на рейсы МАУ максимально удобным для пассажиров из регионов Украины.
К: Вы сказали о необходимости развития внутренних перевозок. В последнее время этот вопрос, в частности, горячо обсуждался в авиационном сообществе в разрезе попыток введения новых Авиационных правил назначения на маршруты. Как МАУ оценивает эти новые правила?
Андрей Павленко: Мы целиком поддерживаем введение новых Правил, поскольку они отображают лучшие мировые и европейские практики, прекрасно зарекомендовавшие себя и успешно применяющиеся на международном рынке в течение многих лет. Согласно положениям Правил, решение о назначении перевозчика на маршрут принимается не субъективно, а на основании ряда объективных факторов и с помощью математической формулы. Все прозрачно. Мы в МАУ считаем, что принятие новых Авиационных правил стало бы первой реальной реформой в авиатранспортной отрасли и серьезным шагом вперед на пути приведения отраслевого законодательства в соответствие с правовыми нормами Европейского Союза. Это, безусловно, приблизило бы момент присоединения Украины к Единому воздушному пространству.
К: Одним из пунктов новых правил является требование к авиакомпаниям иметь более, чем 50%-ю национальную принадлежность. В нашем случае – к Украине. Как в МАУ относятся к данному требованию? Отразится ли это, в случае введения новых правил, на бизнесе компании?
Андрей Павленко: Нет, нас эти изменения никак не затронут, ведь МАУ – полностью украинская авиакомпания, флагман украинской авиации, несущий наш желто-голубой флаг на фюзеляжах самолетов. Мы гордимся тем, что представляем Украину в городах Америки и Европы, Азии и Африки.
К: Кстати, есть ли у МАУ какие-либо планы по расширению/уменьшению флота?
Андрей Павленко: Еще в прошлом году стартовала программа по оптимизации парка. В 2015-м мы планируем вернуть лизингодателям среднемагистральные «Boeing-737 Classic», оставив в составе флота более новые и эффективные самолеты «Boeing-737 Next Generation». Парк дальнемагистральных воздушных судов достигнет четырех бортов. На данный момент мы активно готовимся в очередной раз пройти аудит на соответствие международным эксплуатационным стандартам безопасности и качества IOSA, охватывающий все аспекты деятельности авиакомпании, в том числе – техническую и летную эксплуатацию, наземное обслуживание, грузовые перевозки и организацию управления компанией.
К: Как Вы прокомментируете перевод внутренних рейсов в Терминал «D» аэропорта «Борисполь»?
Андрей Павленко: Это прорыв! Этого давно и с нетерпением ждали и мы, перевозчики, и пассажиры, конечно же. С тех пор как в конце прошлого года в Терминале «D» была открыта зона внутренних рейсов, все рейсы МАУ обслуживаются «под одной крышей», что очень удобно, в частности, для транзитных путешественников. Организация транзита – международного и внутреннего – в пределах одного терминального комплекса делает наш базовый аэропорт «Борисполь» одним из наиболее логичных восточноевропейских пунктов транзита с Востока на Запад и с Севера на Юг.
К: Каких новинок ждать от МАУ в этом году?
Андрей Павленко: МАУ продолжит совершенствовать свой продукт. В 2015-м мы внедрим услугу мобильной регистрации с использованием QR-кода. Еще одним нововведением станет возможность управлять своим бронированием через «Личный кабинет». Для упрощения коммуникации с пассажирами мы начнем использовать веб-чат – инструмент, показавший свою эффективность в Европе и Америке. Специально для путешествующих по работе мы разработали предложение «деловой проездной», предназначенное для пассажиров, которым в силу разных обстоятельств приходится часто совершать перелеты в пределах Украины. Такой «проездной» позволит получать наиболее выгодный тариф без четкой привязке к дате перелета при покупке заранее, так называемый «Open Date».
К: Каким Вам представляется будущее пассажирских перевозок в Украине?
Андрей Павленко: Будущее авиации – в движении классических и бюджетных перевозчиков навстречу друг другу. Скорее всего, мы придем к тому, что, заходя на сайт, пассажир будет приобретать некий набор услуг. Я не говорю о том, что он будет покупать трансфер в/из аэропорта, но все, что связано с перелетом – с момента, когда пассажир переступает порог аэропорта, и до момента, когда он выходит из аэропорта в городе прибытия, – это уже будет некий набор услуг. Средний европейский перевозчик зарабатывает на дополнительных услугах от 7% до 20% дохода. И украинские авиакомпании точно так же рано или поздно придут к этой стандартной европейской бизнес модели.