НОВИНИ ДНЯ: Інавгурація Трампа: Коли і як вона відбудеться  "Довгі Нептуни" та 30 тисяч дальнобійних дронів: Зеленський розповів про українську зброю  Похолодання в Україні: синоптик розказав, де температура впаде до "мінусів"  У четвер Україні прогнозують погіршення погоди: дощ, сніг та ожеледицю  В Україні 20 листопада буде вітряно, на заході - похолодання та дощ із мокрим снігом  Потепління до +14, але ненадовго: синоптикиня озвучила прогноз погоди в Україні на 19 листопада  Зима близько: де в Україні чекати на сніг в понеділоквсі новини дня
26.02.2015 66581

О курсе, ценах и неопределенности будущего

Везде, где происходит обмен, действует закон спроса и предложения. Это, в общем-то, очевидная закономерность человеческой деятельности, которую еще древний Ксенофонт сформулировал, как «вещи, данные нам в избытке, ценятся меньше». Понятно, что «избыток», равно как и «недостаток», есть дело субъективное. Когда эти субъективные оценки оказываются на рынке, формируется то, что мы называем ценой.

Разумеется, тут никому не нужно объяснять, что деньги — это тоже товар, который покупается и продается и потому его цена определяется спросом и предложением и ничем другим. Любые схемы, диверсии и все такое прочее, любые махинации, вроде якобы существующего желания властей «обесценить долги» и тому подобное, происходят через спрос и предложение. То есть, мы можем каким-то образом влиять на цену, только если у нас есть возможность влиять на спрос или предложение.

Вот, например, вчера НБУ продавал сам себе доллары и у него получилась цена в 22 гривны за доллар. После этого он закрыл торги и, довольный, отлучился на несколько дней. Почему так получилось? Потому, что НБУ продавал деньги сам себе. Это, конечно, тоже метод, как и, например, директивное назначение цены прямо из кабинета, минуя всякие торги или их имитацию, но с законом спроса и предложения это ничего поделать не может. Люди упорно ценят дороже вещи, данные им в недостатке. А значит, вместо открытого рынка начинает работать черный рынок, в общем, все это мы проходили в СССР и в 90-х.

Однако, мы не о черном рынке, а о том, что будет с гривной и что это для нас значит. Чтобы узнать это, нам нужно хотя бы самым беглым взглядом взглянуть на спрос и предложение.

Предложение доллара

Новый доллар попадает к нам от экспортеров. При этом, экспортеров в самом широком смысле, то есть всех тех, кто продает что-то за доллары, например, «заробитчане» и «айтишники» тоже попадают в эту категорию. Понятно, что чем больше предложение доллара, тем, при прочих равных, ниже его цена в гривнах.

Что у нас на этом фронте? Ага, обязанность экспортеров продавать часть валютной выручки. Многочисленные ограничения по получению дохода в валюте и снятию денег в валюте с депозитов для физических лиц и предприятий. То есть вы хотите и можете зарабатывать в долларах, но тут возникает государство и говорит: «Ага, хитренький какой! Мы тоже доллары хотим, мы тебе твои доллары не отдадим, а дадим тебе гривен по нарисованному нами курсу». Что вы будете делать? Не кто-то, а вот именно вы? Правильно. Вот и они так делают. Например, одна из опций, которая становится на повестку дня в этом случае - «таки пора валить из этой страны». В общем, на пути роста предложения долларов на рынке, государство построило эффективные барьеры. 

Предложение гривны

А вот с этим у нас более чем все в порядке. Понятно, опять-таки, что при прочих равных, чем больше гривны, тем выше стоимость долларов в гривне. Ну, так для этого и стараемся. Конечно, никаким официальным цифрам верить нельзя, но порядок они могут иллюстрировать. И вот эти самые цифры говорят, что банковская система произвела в прошлом году 200 с чем-то миллиардов новых гривен, а за два месяца этого года — уже 70 миллиардов. То есть, курс доллара вырос бы, даже если бы все было хорошо. Но все совсем не хорошо.

Спрос на доллар

Понятно, что в условиях нестабильности спрос на доллар постоянно растет и чем больше нестабильность, тем выше этот спрос. Разумеется, доллар — такая же бумажка, как и гривна и американский НБУ печатает его в промышленных масштабах, но есть одно «но», а именно «размеры экономик», в которых работает доллар и гривна. Гривневая экономика микроскопична и практически неразличима на фоне долларовой, а это означает, что инфляция гривны оказывает на нас куда более очевидное и заметное воздействие, чем инфляция доллара. Поэтому украинец традиционно предпочитает доллар и правильно делает. Война повышает неопределенность будущего для украинца и потому он любые гривневые излишки переводит в доллары или товары. И, опять-таки, правильно делает.

zolotorev

Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

Спрос на гривну

Спрос на фиатную валюту — интересная и, как говорится, «ракомозговая» тема. В нашем случае можно сказать, что он падает. Инфляция и общая неопределенность заставляют публику избавляться от гривны.
Объективная реальность
Итак, вот вам «объективная» (разумеется, сильно упрощенная) картина — спрос на доллар растет, предложение доллара падает, предложение гривен растет, спрос на гривну падает. Что будет, когда все эти обстоятельства встретятся? Правильно, рост курса доллара.

Главной проблемой для «экономики в целом» является не величина соотношения между гривной и долларом, а реалистичность этого соотношения. Грубо говоря, ситуация, когда в обменниках всегда есть доллары на продажу. И, наконец, мы нашли ответ на вопрос, что делать государству в этой тупиковой, казалось бы, ситуации. Государство бессильно непосредственно повлиять на спрос на доллар и на спрос на гривну, то есть, оно бессильно в борьбе с неопределенностью будущего. Зато оно может повлиять на предложение доллара, убрав идиотские ограничения и на предложение гривны, перестав ее печатать.
Разумеется, оно не будет этого делать, поскольку не для того там сидит, и я написал об этом, просто для того, чтобы напомнить, кто во всем виноват. И, кстати, в споре о том, что больше «бьет по курсу» - дефицит бюджета или Гонтарева со своим рефинансом и прочей открытой и скрытой эмиссией, победителями являются обе стороны.

Спекулянты  и цены

В заключение, два слова еще о двух популярных темах, связанных с курсом доллара - о спекулянтах и о ценах. Спекулянтами являемся мы все с вами. Каждый стремится продать подороже и купить подешевле - и это нормально. Спекулянты работают все с той же неопределенностью будущего. Это их хлеб. Вот, например, перевел некто депозит из долларов в гривны. Что делал этот человек? Он спекулировал. Он полагал, что гривневый депозит будет более выгодным. Думаю, что в большинстве таких случаев, будущее показало, что это предположение было ошибочно.
Спекулянты не создают курс доллара. Это работа спроса и предложения. Спекулянты зарабатывают (или теряют) на своих прогнозах его изменений. Разумеется, в краткосрочном периоде крупные спекуляции могут сильно повлиять на курс, но они не в состоянии его формировать. Опять-таки, если это считать болезнью, то лечение хорошо известно — больше спекулянтов и меньше регулирования.

Теперь о ценах. Девальвация 1998 года научила украинцев, что курс доллара не связан «автоматически» с ценами. Цены — это спрос и предложение. Поэтому паниковать при виде стремительного роста курса можно, но не обязательно. Цены будут меняться, в основном, в сторону роста, но не все, не сразу и не в одинаковой пропорции. В кризис публика сокращает потребление, спрос на многих рынках падает, что позволяет не сильно менять цены. Нужно помнить также, что конкуренция всегда идет за низкую цену, то есть, ни производитель, ни торговец не заинтересованы в росте цен и потому будут делать все, чтобы цена не изменилась.


 

 

 

 

Оценка материала:

4.27 / 11
О курсе, ценах и неопределенности будущего 4.27 5 11
26.02.2015 66581
comments powered by Disqus
Еще колонки: Владимир Золотoрев