Кабінет директора
Вечірня горілка
Редкое совпадение, или Жизнь без денег
Что бы там ни говорили, а совпадение 1 Мая с Пасхой — событие историческое. Хотя бы потому, что редкое. За все годы советской власти такое случилось лишь дважды — в 1921 и 1932 годах, потому специальной практики, как идеологически правильно оформить совпадение, у партийных вождей не сложилось.
В следующий раз Пасха придется на 1 мая аж в 2089 году, и до этого дотянут лишь очень немногие из нас. А какой будет политико-исторический контекст — бог весть, но все же вряд ли улицы снова будут украшены красными флагами и транспарантами с бодрыми призывами. Кажется, это навсегда в прошлом, и слава богу.
Хотя Геннадий Зюганов, вечный российский коммунист и демонстративно православный сталинист, и заявил, что Иисус Христос, случись жить в наше время, непременно оказался бы в рядах КПРФ, гореть этому паразиту в геенне огненной. Между тем нельзя отрицать, что в исходных положениях учения о коммунизме и христианстве есть кое-что общее. Ну хотя бы та же идея конечности истории, когда в конце концов, после всех мук и страданий, всем становится хорошо. А символом этого всеобщего хорошо является отсутствие денег.
Первое мая ведь, если подумать, это тоже про деньги: борьба трудящихся за все недополученное положенное. В общем, деньги сильно портят этот мир, хотя их периодическое отсутствие тоже не сильно красит.
Но вот немка Хайдемари Швермер тут приятное исключение. Она уже 17 лет живет без денег и даже написала об этом книгу, а поскольку ха это ей полагались деньги, она их отдала на благотворительность. Обычно без денег живут какие-то совсем уж маргиналы и социально неприятные личности, а вот Хайдемари наоборот. Она вполне успешный психотерапевт и в прошлом состоятельный человек.
Толчком к новой жизни для нее стал развод с мужем, это произошло, когда ей было 47 лет. Дети повзрослели, и необходимость ухаживать за ними отпала. Тогда фрау Швермер распродала и раздала свое имущество, заодно раздав деньги за проданное, оставила себе рюкзачок и чемоданчик с самым необходимым, которого оказалось на удивление мало, и стала жить без денег. Ну, не совсем: 200 евро на всякий случай она приберегла — мало ли что в этом мире, подчиненном тотальному зарабатыванию и трате.
Так вот: заначка ни разу не пригодилась. Эксперимент, который поставила над собой Хайдемари, оказался удивительно удачным. Она перешла в своей жизни на бартерные отношения и счастлива. Читает лекции, ухаживает за чужими детьми, помогает с уборкой и делает прочую работу разной квалификации, а в уплату берет либо вкусный обед, либо крышу над головой. Да, она еще общественным транспортом не пользуется — всюду пешком, если в пределах города.
Фрау Швермер очень популярна, ее всюду знают и привечают, а она с удовольствием разъезжает по всему миру, прося лишь оплатить ей дорогу и гостиницу, и рассказывает, как ей живется без денег. Конечно, она при этом довольно крепкая пожилая женщина — больной старушке не под силу было бы так жить и работать. Ведь условием такого образа жизни является непрерывный труд, который она обменивает на продукты, вещи и услуги других людей.
Как видим, у нее совсем другая концепция свободы, чем общераспространенная и завязанная на деньгах: чем ты богаче, тем свободнее, в том числе от необходимости трудиться. Швермер говорит, что намного важнее денег чувство собственной востребованности: ты нужен и ты счастлив.
Конечно, такой эксперимент возможен как некое приятное исключение в обществе «наживы и чистогана», он как бы оттеняет социальную норму и обращает внимание на важные вещи человеческого взаимодействия. Но это очень важно, чтобы такие экспериментаторы-альтруисты всегда находились. Собственно, и Христос был их таких.
Вот за них, экспериментаторов, и выпьем. Но только за тех, кто не приемлет крови.
Налил и немедленно выпил — Леонид Швец