Життя та Стиль
Автоклуб
Береги автомобили.Через 3-4 года в Украине выгоднее будет торговать не новыми автомобилями, а подержанными
В 2009-м чешская AAA Auto Group NV намерена открыть первый салон в Украине. Auto Group — крупнейший в Центральной и Восточной Европе торговец подержанными автомобилями. В текущем году компания начнет работу в России.
«Мы абсолютно уверены, что нас ожидает стабильный рост в регионе», — заявил в конце прошлого года владелец компании Энтони Джеймс Денни.
По его словам, в Москве Auto Group намеревается продать 200 автомобилей в первый месяц работы, затем — в течение полугода — по 300 машин ежемесячно. В планах компании на 2008 год реализовать в Европе 100 тыс. авто, получив выручку EUR566 млн. В 2007-м компания увеличила продажи на 40%: продано около 86 тыс. автомобилей на сумму более EUR487 млн.
Назад в будущее
Шансы на успех чехов в России и Украине эксперты оценивают по-разному. «Отечественный рынок подержанных автомобилей абсолютно нецивилизован, и приход любого оператора, имеющего навыки работы на других рынках, будет воспринят положительно. Поэтому я думаю, что у компании есть перспективы», — говорит директор Auto-Сonsulting Олег Омельницкий. «До тех пор, пока Украина не вступит в ВТО, пока не отменят налог при продаже автомобилей, успех чешской компании маловероятен», — не соглашается Антон Моргуненко, директор по маркетингу компании AutoES (услуги по подбору б/у автомобилей).
Чем старше, тем лучше?
Легальная продажа и покупка подержанных легковушек в Украине сейчас действительно дорогое удовольствие. Продавая автомобиль через комиссионный салон, владельцу придется заплатить 15% подоходного налога, около $60 за экспертизу автомобиля в МРЭО, транспортный сбор (в среднем $45-50 за каждый неоплаченный год). Услуги комиссионного салона обойдутся продавцу примерно в $500 (за меньшее вознаграждение в Киеве продажей б/у машины не займется ни одна фирма). Например, в комиссионном салоне за трехлетний Chevrolet Aveo владельцу предложат около $8,7-9 тыс. (стоимость такого автомобиля на базаре — примерно $11 тыс.). При продаже по доверенности все траты автовладельца сводятся к оплате услуг нотариуса ($20-60). Неудивительно, что сейчас по доверенности и через биржу продается 9 из 10 подержанных машин.
За автосалонами по продаже подержанных автомобилей большое будущее, уверены некоторые эксперты. Украинский рынок автомобилей с пробегом находится на пороге бума. По данным AUTO-Consulting, в 2007-м владельцев сменили около 500 тыс. подержанных автомобилей. Рост рынка по сравнению с предыдущим годом — 14%. Рынок новых автомобилей в 2007-м увеличился почти на 50%. Через год-два автовладельцы начнут массово менять купленные в 2005-2007 гг. автомобили, что увеличит объемы автомобильного секонд-хенда как минимум вдвое.
По словам Олега Омельницкого, компаний, профессионально занимающихся продажей подержанных авто, в Украине единицы. По оценкам Владимира Полякова, менеджера-консультанта trade-in автоцентра VW «Атлант-М Днепровская набережная», соотношение нецивилизованной и цивилизованной автоторговли (рынков и частников к комиссионным магазинам и автоцентрам, предлагающим trade-in) — примерно 70/30.
Украинский вариант
«Trade-in, как правило, побочный бизнес официальных продавцов новых автомобилей», — считает Омельницкий.
«Несколько месяцев назад мы перестали предоставлять услугу trade-in», — рассказывает менеджер ООО «Концепт-Авто» Анна Зелькова. По ее словам, торговать б/у автомобилями салону было невыгодно — рентабельность по сравнению с продажами новых машин в 1,5-2 раза ниже (5-7%). К тому же клиенты больше интересуются новыми автомобилями, за год существования услуги trade-in продажи машин секонд-хенд только сокращались.
Начальник отдела продажи б/у автомобилей «Тойота Центр Киев «Автосамит» Максим Куценко категорически не согласен с этими утверждениями: «За весь 2004 год мы продали 30 машин б/у, за 2007-й — 130 (за четыре года объемы продаж увеличились более чем в четыре раза. — Прим. Контрактов)».
«Все прекрасно понимают, что существует огромный вторичный рынок, но дилерские центры, продающие новые машины, пока не развивают trade-in. Если дилеры будут массово принимать автомобили по системе trade-in, они получат неплохой доход и на вторичном рынке, — уверен Максим Куценко. — Далеко не все автолюбители хотят связываться с продажей старой машины. У состоятельных клиентов на это просто нет времени».
«Trade-in невыгоден автовладельцу, поскольку дилер дает за подержанный автомобиль более низкую по сравнению с рыночной цену», — настаивает Олег Омельницкий. По его подсчетам, салоны зарабатывают на авто с пробегом столько же, сколько и при продаже новых легковушек — в пределах 10% стоимости. «Рентабельность в семи случаях из десяти ниже, чем при продаже нового автомобиля», — не соглашается Владимир Поляков. «В нашем салоне доход от продажи подержанных автомобилей — ниже 10%, а в денежном выражении — максимум $1-2 тыс. на машине», — признается Максим Куценко. По его словам, средний возраст принимаемых по системе trade-in машин составляет около трех-пяти лет (70% автомобилей): «Существует порог прибыльности: нам неинтересно зарабатывать на машине меньше $500. Головная боль одинакова и при продаже машины за $20 тыс., и за $2 тыс., но при этом доход разный».
Стратегия AAA Auto Group NV на украинском рынке, похоже, будет отличаться от бизнес-приоритетов украинских торговцев. По данным финансовой отчетности AAA Auto Group NV, в 2006 году компания продала около 62 тыс. автомобилей, получив выручку в размере EUR348 млн. Чистая прибыль при этом составила EUR6,9 млн. При средней стоимости машины в EUR5,6 тыс. чехи зарабатывали на одном автомобиле всего EUR111 чистой прибыли. Средняя наценка чешской компании не превышает EUR250.
Время не пришло
Заниматься исключительно продажей подержанных автомобилей на рынке, где существует огромный и пока неудовлетворенный спрос на новые машины, еще не выгодно. Зачем торговать секонд-хендом, если на новые «колеса» выстраиваются длинные очереди, — недоумевают автоторговцы. «60% наших покупателей приобретают свою первую машину, — добавляет Максим Куценко. — Услуга trade-in им не нужна в принципе — обменивать нечего».
Покупают старые — мечтают о новых
За 2007 год продано более 550 тыс. новых автомобилей. Ежегодно рынок будет расти на 30-40% еще два-три года, после чего произойдет насыщение. И вот тогда начнется «золотая эра» торговцев б/у автомобилями, особенно после снижения импортных пошлин на подержанные машины (со вступлением Украины в ВТО ставки будут снижать постепенно). Нынешние налоговые платежи делают невыгодным легальный ввоз из-за границы. Цена восьмилетней машины с объемом двигателя 1,8 л после доставки в Украину и растаможки увеличивается более чем на 100%.
По данным AUTO-Consulting, за 9 месяцев 2007-го года в Украину ввезли всего 4,5 тыс. б/у машин — на 30% меньше, чем в 2006-м. «В таможенном законодательстве есть пункт, по которому не облагаются налогом нерабочие машины. Именно такие подержанные автомобили сейчас ввозятся в Украину», — объясняет Олег Омельницкий. «Если на рынке продается недавно пригнанный автомобиль, значит, там что-то нечисто: его либо привезли по запчастям, либо он связан с криминалом», — предупреждает Куценко.
Цена вопроса. Сколько стоит секонд-хенд в салоне
Audi А4
Год выпуска — 2004. В Украину попала абсолютно новой. Машина находится в салоне на комиссии (бывший владелец не захотел воспользоваться услугой trade-in). Пробег — 90 тыс. км, цена — $25 тыс. Менеджер рассказывает об автомобиле как о «машине удобной для ежедневного перемещения по городу и дальних путешествий», не забыв упомянуть о «спортивной форме, приятной внешности, мощном потенциале».
Mercedes E210
Год выпуска — 1997. Прямо с конвейера машина попала в Украину. Первоначально была закреплена за чиновником высокого ранга (ведомство и фамилию продавец попросил не называть), потом перешла в частное владение. В автосалоне находится на комиссии (по системе trade-in принимаются автомобили не старше шести лет). Машина гаражного хранения, в отличном состоянии, пробег — 100 тыс. км, цена — $19,5 тыс.
VW Golf Plus
Год выпуска — 2007. Пробег — 13 тыс. км. Владелец купил его в этом же салоне, но через несколько месяцев сдал на комиссионную площадку.
Цена — $23 тыс. (новый — $25,5 тыс.). Менеджер, рассказывая о преимуществах автомобиля, делает акцент на «семейном компактвэне с эмоциональной составляющей — прекрасный выбор для людей, ведущих активный образ жизни и много путешествующих».
VW Passat В6, дизельный, полноприводный
Год выпуска — 2007. Пробег — 19 тыс. км. Куплен в салоне за $46 тыс., через несколько месяцев бывший хозяин сдал его за $40 тыс. и с доплатой приобрел такой же, но с автоматом. Экс-владелец — бизнесмен в возрасте около 45 лет, нефтетрейдер. Резюме продавца: «Автомобиль для уверенного в себе человека, машина может потягаться с автомобилями более высоких классов».
Renault Scenic
Год выпуска — 2005. Пробег — 15 тыс. км. Цена — $18 тыс. Бывший владелец уехал из салона на новеньком Passat за $38 тыс. Продавец рекламирует автомобиль как «машину для всей семьи с большим, легко трансформируемым салоном».
Бизнес двигают кредитыПо данным директора компании «Кредитная консультация» Андрея Половченко, средняя процентная ставка по кредитованию б/у автомобилей сегодня составляет 13,5% в доларах США и 18% в гривне, тогда как для новых машин ставки значительно ниже — 12,5% и 14,6% соответственно. Кроме того, при покупке легковушки на вторичном рынке банк потребует внести первоначальный взнос в размере 20-40% стоимости автомобиля. Срок такого кредитования не превышает трех-пяти лет. Кредит на новый автомобиль можно оформить сроком на семь лет без первого взноса.
По словам финансового аналитика компании «Простобанк Консалтинг» Ростислава Майковича, подержанный автомобиль для банка-кредитора — повышенный риск, он может преждевременно выйти из строя или неожиданно выяснится, что у него криминальное прошлое. Тем не менее эксперты прогнозируют снижение процентных ставок по кредитованию подержанных автомобилей в 2008 году на 0,5-1,25%. «В прошлом году наблюдалось замедление объемов ипотечного кредитования, — объясняет тенденцию Майкович. —Поэтому многие банки начали активнее продвигать кредиты на покупку автомобилей, в том числе и б/у».
Tор-10 самых надежных авто*
1. Subaru Forester
2. Mazda Demio
3. Toyota Yaris
4. Porsche 911
5. Toyota Corolla
6. Porsche Boxster
7. Mercedes SLK
8. Subaru Legacy
9. Mazda MX-5
10. Mercedes A-Klasse
* Рейтинг составлен Немецким бюро по техническому надзору в сфере автотранспорта (TUV) по результатом техосмотра 7,6 млн автомобилей в возрасте до 11 лет в течение 2006 года. В рейтинге не участвовали модели, число которых в Германии не превышает 20 тыс.
ЭКСПЕРТиза
Максим КУЦЕНКО, начальник отдела продажи б/у автомобилей в компании «Тойота Центр Киев «Автосамит»
— Система продажи подержанных автомобилей trade-in (стоимость автомобиля с пробегом учитывается при оплате нового. — Прим. Контрактов) достигнет пика популярности через 3-5 лет. Впрочем, услуга интересна клиентам уже сейчас — 90% покупателей, имеющих автомобили, по крайней мере, интересуются условиями обмена с доплатой.
Пока украинцы только обзаводятся автомобилями — на авторынке своеобразный период «первоначального накопления». Например, 60% наших покупателей — те, кто приобретают первый автомобиль. Тrade-in им не нужен — менять нечего. Кроме того, спрос на рынке новых автомобилей превышает предложение — на все машины очередь.
На вторичном рынке — тот же самый вакуум. Это в свою очередь подогревает цены на автомобили с пробегом. Например, если новая машина стоит $30 тыс., то на вторичном рынке аналогичная, но годовалая продается за $28 тыс., хотя объективно должна стоить $26-27 тыс. Как по мне, при таких ценах лучше доплатить $2 тыс. и купить новую.
Дефицит предложения приводит к тому, что до площадки trade-in «доезжают» считанные автомобили — если машину не удалось продать друзьям и знакомым.
Но с каждым годом эта система набирает обороты. В нашем автоцентре услуга зачета стоимости подержанного авто при покупке нового существует три года, и с каждым годом продажи б/у автомобилей растут более чем на 50%. Правда, в абсолютных цифрах объемы продаж по сравнению с продажами новых автомобилей невелики: в 2004-м дилерская станция продавала 30 новых машин в месяц, сейчас — 300. Три года назад 30 б/у машин мы продавали за весь год, в 2007-м — уже 130. Процент по сравнению с новыми автомобилями небольшой, но это опять-таки потому, что большинство украинцев покупают машину впервые. Вот за границей, когда клиент хочет купить новое авто, перед ним встает реальная проблема: куда девать старое?
Антон МОРГУНЕНКО, директор по маркетингу ООО AutoES
— Легально заниматься продажами подержанных автомобилей невыгодно — нужно платить большие налоги. Однако прибыльным может быть автоконсультирование — когда специализированная компания берет на себя представление интересов покупателя (сопровождение сделки) при поиске и покупке б/у автомобиля. В этом случае автомобильная компания получает прибыль не в виде разницы между покупной и продажной стоимостью автомобиля, а в виде вознаграждения за предоставленные профессиональные услуги.
Прибыльное направление сегмента рынка б/у автомобилей — предоставление услуг комиссионной площадки продавцу, т. е. поиск покупателей для автомобилей, выставленных владельцем на демонстрационную площадку. В этом случае компания опять же получает вознаграждение от продавца автомобиля, а не занимается перепродажей.
На подержанные автомобили такой же большой спрос, как и на новые, причем во всех ценовых сегментах. Например, один из наших клиентов захотел купить бывший в употреблении Merсedes
S-класса стоимостью до $70 тыс. — новый стоит боле $100 тыс. Многие предпочитают приобрести за $22-29 тыс. подержанный джип, хотя вполне могли бы купить новую Mazda6 или Nissan Almera.
Для кого-то важен престиж, кто-то понимает, что даже бывшая в эксплуатации более дорогая марка надежнее, чем новая подешевле.
По моим наблюдениям, сейчас выгоднее купить подержанный автомобиль возрастом 1-2 года.
ПотребЭКСПЕРТиза
Александр КУЛИК, специалист по технической поддержке магазинов ДП «Адидас Украина»
— У меня очень старая машина — ВАЗ 2101, которой 21 год. Давно собираюсь от нее избавиться и купить новую. Но продавать буду сам, без посредников — не хочу терять деньги.
Переоформление необходимых документов (оформление доверенности. — Прим. Контрактов) при продаже автомобиля займет не больше одного дня, а сэкономить можно $200-400.
Однозначно покупать буду только новую машину — даже если за отложенные деньги можно приобрести автомобиль с пробегом более престижного класса. Для меня важно получить двухгодичную гарантию на новое авто. Зачем мне подержанный Mercedes без гарантии? Допустим, новый Volkswagen точно будет служить два года, а подержанный Mercedes — не факт. При покупке бывшего в употреблении автомобиля, пусть даже очень высокого класса, всегда существует определенный риск.
Насколько бережно относился к ней прежний владелец? Не побывал ли автомобиль в аварии? Нет ли у машины скрытых дефектов, которые обнаружатся только во время эксплуатации? Может быть, он в угоне? Я предпочитаю избегать всех этих неожиданностей. Тем более что недавно был свидетелем не совсем честной продажи подержанного авто. После аварии у моего знакомого начались проблемы с машиной. Явные дефекты подправили, подкрасили. Неявные технические неполадки владелец автомобиля устранять не стал. Недолго думая, машину продал, купил новую. Вот только новому владельцу битой машины о ДТП и технических неисправностях никто ничего не сказал.
Олег ПАНАСЮК, юрист
— Пару месяцев назад я продал свою Nissan Maximo 1984 года. Продавал самостоятельно, по объявлению в газете. Может, мне просто повезло, но продал автомобиль довольно быстро. С момента выхода объявления до продажи авто прошло всего четыре дня. Первый же потенциальный покупатель после просмотра и тест-драйва решил ее купить. Честно говоря, человек был не очень сведущ в автомобильных тонкостях. Ему машина скорее понравилась внешне.
На переоформление документов (нотариальное удостоверение договора купли-продажи, снятие с учета в МРЭО) ушло полдня. Уже в обед новый владелец, довольный и счастливый, уехал на автомобиле по своим делам.
Возможно, все прошло так легко и быстро, потому что стоимость автомобиля была ниже рыночной. Уверен, на базаре продал бы машину на $500 дороже.
Сейчас присматриваю себе другой автомобиль. Однозначно куплю только новый, с гарантией. Если не будет хватать денег на понравившийся автомобиль, возьму кредит, но дешевле подержанный аналог покупать не стану.
Оценка материала:
Береги автомобили.Через 3-4 года в Украине выгоднее будет торговать не новыми автомобилями, а подержанными21.01.2008