Політика
Україна
Европа про запас
В статье, посвященной 20-й годовщине независимости Украины, ее президент Виктор Янукович вновь заявил о европейском выборе, сделанном страной. Казалось бы, этому заявлению можно только радоваться - уже четвертый президент Украины говорит о европейском выборе как приоритете внешней политики страны.
Почему же тогда и спустя эти 20 лет Украина так же бесконечно далека от Европы, как и 24 августа 1991 года, когда депутаты Верховной Рады УССР приняли Акт о ее независимости. Я бы даже сказал больше - тогда Украина была намного ближе к Европе. Тогда все бывшие советские республики были в равных условиях, их приближение к Европейскому Союзу зависело исключительно от темпов реформ, от изменения в ментальности общества, от ответственности политиков. И что же в остатке? При всей сложности экономической ситуации в странах Балтии и Латвия, и Литва, и Эстония стали и членами НАТО, и членами Европейского Союза. У их граждан - и даже неграждан - совершенно другая жизненная перспектива, чем у россиян, украинцев и белорусов, совершенно другие возможности для передвижения по миру, совершенно другие шансы с точки зрения получения работы и образования. Между столицей Литвы Вильнюсом и столицей Беларуси Минском - всего несколько часов на машине, но когда вы пересекаете границу Европейского Союза, вы попадаете в совершенно другой мир - мир неубиенного «совка», продлжающийся от белорусских лесов до Владивостока и Ашхабада. Украина с ее стремящейся в авторитаризм властью, с ее инертным обществом, все время надеющимся на «доброго царя», с ее жуткими дорогами, антикварными предприятиями, чудовищной коррупцией и двоемыслием на всех уровнях - органичная часть этого совка. Это и есть главный результат двадцати лет ее независимости.
В Евросоюзе понимают, что украинцев в Европе интересуют не столько ценности, сколько «халява»
Не нужно себя обманывать. Никому в нашей стране - кроме ничтожно малого количества людей, готовых не только мыслить, но и работать по-европейски, не нужна никакая Европа. Президент подмахнул написанную его спичрайтерами статью - возможно, даже и не читая ее - просто потому, что нынешняя власть находится в настоящем внешнеполитическом тупике, а спонсирующие ее бездарность «олигархи» жаждут настоящего открытия европейских рынков. Эти самодовольные случайности, с трудом представляющие себе, как зарабатывается настоящий капитал, искренне не понимают, что для проникновения в Европу нужно не статьи писать, а ценности разделять. И если общество не способно к этому, потому что было загублено десятилетиями большевистского террора, в том числе и интеллектуального, то задача власти - помогать обществу разобраться, а не запутывать его еще больше. В конце концов, никто не сделал ничего, чтобы разрушить самый главный внешнеполитический стереотип «совка» - об агрессивности блока НАТО. Огромная часть наших сограждан, верящая, что как только мы попадем в Европу, в Харькове будет Мюнхен, а в Крыму - Лазурный берег, одновременно искренне считает, что наша страна не должна вступать в НАТО - тот самый союз, членами которого является большинство стран ЕС. А ведь это нежелание - великолепный тест для наших западных партнеров. Они понимают, что украинцев в Европе интересуют не столько ценности, сколько «халява». А Европейский Союз создавался не для халявщиков. И те трудности, которые он сейчас испытывает - великолепная иллюстрация того, как опасно жить на нашем континенте не по средствам. Если Греция или Португалия еще могли - то у нас уж наверняка не получится...
Мы могли бы начинать строить Европу в собственном доме вместо демагогических разговоров о наших ориентирах, но строим самую настоящую Африку. Это не фигура речи - достаточно прочитать какого-нибудь крупного современного африканского писателя, того же Чинуа Ачебе, чтобы в образах, которые мы видим на страницах их книг, узнать героев наших дней - президентов, министров, «олигархов», поразиться схожести их интересов и узости их кругозора. Когда Юлия Тимошенко дарила Виктору Януковичу книгу Марио Варгаса Льосы о диктатуре генерала Трухильо в Доминиканской республике, она делала ему комплимент: в Латинской Америке всегда были и диктаторы, и ответственные политики, и нередко это даже сочеталось. С отвращением отношусь к любой диктатуре, но помню, что тот же Трухильо запрещал приближенным вывозить деньги за рубеж. Можете представить себе, сколько за рубежом миллиардов африканских президентов? А сколько за рубежом украинских денег? То-то же. С Латинской Америкой нас роднит разве что авторитаризм власти и патернализм общества. С Африкой нас роднит нечто большее - тотальная безотственность. А что же роднит нас с Европой?
С Европой нас роднит история и география. Но этого недостаточно.