<
НОВИНИ ДНЯ: Прогноз погоди на 26 квітня: де знову очікуються сильні заморозки  США оголосили новий пакет допомоги Україні: що в ньому  Дощі, грози та заморозки: синоптик розказвав, де чекати негоди до кінця тижня  Рецепт рибного супу з лососем  Україна має найвищу в Європі готовність воювати за свою країну  Весняне тепло повертається: на сході й півдні прогнозують до +27°  Дощі не всюди та "цікава" температура. Синоптик дала прогноз на 25 квітня в Українівсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Павел Серов 24.09.2011 7810

«Южный поток» и транзитное будущее Украины

16 сентября в ходе Международного экономического форума «Сочи-2011» состоялась подписание соглашения о строительстве газопровода «Южный поток». Это случилось ровно через 10 дней после начала заполнения техническим газом другого потока - «Северного». Российский план обхода транзитных стран – Украины, Беларуси и Польши – обретает реальные черты.

Срок завершения строительства «Южного потока» – 2018-й. Но даже если россияне к 2018-му не успеют, Украине от этого не легче. Легче ей может стать только в том случае, если заработает ответвление в сторону нашей страны от еще одного проекта прокачки газа в Европу – Транскаспийского газопровода. Последний, в свою очередь, связан с еще одним амбициозным проектом - Nabucco.

В обход в Европу

Южный поток - проект южного «обходного» российского газопровода на Европу. Рассчитан на две ветки. Одна пройдет через Болгарию и Грецию - на Италию, вторая - через Болгарию, Сербию и Венгрию - на Австрию. В завершенном варианте «Южный поток» будет состоять из четырех веток способных транспортировать по 15,57 млрд куб. м газа каждая. Первая из них должна быть введена в эксплуатацию в последние дни 2015 г., и далее будут подключаться остальные - по одной в год. В декабре 2018 г. «Южный поток» должен выйти на полную мощность - 63 млрд куб. м.

Европа настаивает: «Южный поток» должен быть открыт для прокачки газа всеми желающими, а не только его акционерами

Ориентировочная стоимость проекта – 25 млрд евро. В строительстве примут участие ряд крупных европейских компаний. Немецкая компания Wintershall Holding и французская EDF получили возможность участия в морском участке проекта за счет итальянской ENI. В результате, доли в морском участке проекта распределились так: ОАО «Газпром» - 50%, ENI - 20%, Wintershall Holding и EDF - по 15%.

Транскаспийский газопровод – проект, призванный соединить газовые месторождения Туркменистана с еще одним запланированным газопроводом – Nabucco. Протяженность – около 300 км. Мощность – 20-30 млрд куб. м. Рассматривается как самостоятельный проект, однако трасса во многом совпадает, либо же идет параллельно, с трассой газопровода Nabucco. Строительство Транскаспийского газопровода входит в более широкую концепцию «Южного газового коридора», при помощи которого появится возможность поставлять газ на европейский рынок в обход России.

Nabucco – проект газопровода протяженностью 3300 км, призванного связать Каспийский регион, Ближний Восток и Египет с рынками Турции и Европы. Мощность - 26-32 млрд куб. м в год. Трубопровод пройдет из Азербайджана в Турцию через Болгарию, Румынию и Венгрию - до Вены (Австрия). В качестве возможных поставщиков газа для Nabucco рассматриваются Азербайджан, Туркмения, Иракский Курдистан. В консорциуме по строительству газопровода участвуют компании OMV Gas GmbH (Австрия), BOTAŞ (Турция), Булгаргаз (Болгария), S.N.T.G.N. Transgaz S.A. (Румыния), MOL Natural Gas Transmission Company Ltd. (Венгрия), RWE AG (Германия).

Русские идут

Кажется, что победное шествие новых российских газопроводов не остановить. Однако не все вопросы с финансированием еще решены. «Газпром» до сих пор не смог согласовать условия строительства и эксплуатации своих проектов с ЕС. Дело в том, что Европа настаивает: «Южный поток» должен быть открыт для прокачки газа всеми желающими, а не только его акционерами. Требование европейцев логически вытекает из положений «Третьего энергопакета ЕС», который предусматривает, что продавцы газа не могут владеть транспортными сетями. Россию такая либерализация рынка не устраивает, хотя на словах она выражает согласие с «Третьим энергопакетом».

Результатом европейского «бегства от «Газпрома» и стал упомянутый выше проект Транскаспийского газопровода. Подобное решение ЕС, оперативно принятое сразу после запуска «Северного потока», уже рассердило Москву.

Россия высказывает сомнения в возможности реализации альтернативных маршрутов по доставке голубого топлива в Европу. Мол, у нас и мощности побольше (63 млрд кубометров против 36), и строить мы будем быстрее, и заполнить трубу газом сумеем вовремя.

Однако не все так очевидно, ведь судьба другой газпромовской «затеи» - проекта «Голубой поток», который в свое время (запустили его в 2003-м) также должен был стать альтернативной магистралью для поставок в Европу, сложилась не самым завидным образом.

Ориентировочная стоимость проекта «Южный поток» составляет 25 млрд евро

Руководитель энергетических программ центра «Номос» Михаил Гончар рассказывает о судьбе этого некогда амбициозного проекта. «Голубой поток», который строился из расчета прокачки 22 млрд кубометров газа, был построен в итоге для 16 миллиардов, а эксплуатируется вообще на, максимум, 10 миллиардов. Не удивительно, что Россия предпочитает не особо хвалиться успехами этого проекта, на строительство которого в свое время ушло огромное количество средств» - указывает Гончар.

«Голубой поток» предназначен для поставок российского газа в Турцию через акваторию Черного моря, минуя третьи страны. Поставки газа в Турцию начались 20.2.2003 г.

Аналогичную «Голубому потоку» судьбу предсказывает для «Южного потока» эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук. Он убежден – у России на самом деле нет ресурсов для заполнения нового трубопровода, ибо нет средств на разработку новых месторождений. В отличие от «Северного потока», который будет заполняться газом Штокманского месторождения, и то за счет заинтересованности в этом проекте немецкой стороны, «Южный поток» заполнять просто нечем.

«На самом деле, по «Южному потоку» пойдет все тот же туркменский и казахский газ – отмечает Корольчук – России все равно нужно выполнять контракты с Европой, которые она заключила наперед, еще до мирового кризиса 2008 года. Сейчас доля российского газа в энергоснабжении Европы достигает 25-30%, и Москва не собирается терять этот рынок. Потому россиянам «кровь из носу» нужно создать видимость циркуляции газа по новым потокам».

Украинская надежда

Украина увидела в проекте Транскаспийского газопровода возможность получить туркменский газ, доступ к которому сейчас закрыт соглашением между Туркменистаном и Россией. Причем по цене 270 долларов за тысячу кубометров, и объеме поставок в 5 млрд куб. м в год. Таки цифры появились после недавнего визита украинского президента в Ашгабат.

Но эти радужные планы пока весьма призрачны. Ведь еще нет газопровода, соединяющего месторождения на западе Туркменистана с каспийским побережьем. Это строительство планируется закончить к 2015 году – как раз к запуску первой ветки «Южного потока».

Затем начнется следующий, еще более сложный этап: с территории Азербайджана, дополнившись там еще и местным газом, трубопровод должен пролечь по территории Грузии как ответвление от газопровода Баку – Тбилиси - Эрзерум. На черноморском побережье Грузии необходимо построить терминалы по сжижению и отгрузки природного газа, а на украинском побережье – терминал по приему газа.

Для Украины время «Ч» может наступить примерно к 2019 году, когда Россия полностью запустит свои обходные трубы

Как видим, проект доставки туркменского газа в Украину оказывается столь сложным, что может быть «завален» на любом из этапов – и по политическим, и по финансовым соображениям. Например, сменится власть в какой-либо из стран, по которой должен пройти туркменский газ. Самым вероятным кандидатом на смену режима считается Грузия «после Саакашвили» - полномочия последнего истекают в 2013 году.

Впрочем, аналитики советуют не впадать в отчаяние по поводу судьбы украинской ГТС. Во-первых, неведомы окончательные сроки запуска «Южного потока». Во-вторых, его еще нужно заполнить. В-третьих, как считает тот же Юрий Корольчук, на долю Украины всегда останется часть снабжения юга Европы. Румыния и Болгария, в частности, являются странами, которые в ближайшее время будут наращивать потребление газа в разы. А отказ Европы от ядерной энергии только усилит ее потребность в топливных ресурсах. Европейцы не дадут «высохнуть» украинской трубе просто потому, что это старый и проверенный маршрут с лучшими на исторически обозримый природ хранилищами газа.

Для ЕС украинская «труба» всегда будет одним из путей доставки голубого топлива в Европу – наравне с иными «потоками». Тем более выгодной в условиях, когда иные, более амбициозные проекты, продолжают «зависать» и постоянно меняют свою стоимость в сторону увеличения.
Для Украины время «Ч» может наступить примерно к 2019 году, когда Россия полностью запустит свои обходные трубы. В случае если строительство «Южного потока» затянется, Украина сможет сохранять свой транзитный потенциал несколько дольше, хотя прежнему уровню поставки газа через нашу территорию уже не бывать.

Тем не менее, на долю украинской трубы газа всегда хватит – с учетом прогнозируемого роста энергопотребления в Европе.

Оценка материала:

4.88 / 8
«Южный поток» и транзитное будущее Украины 4.88 5 8
Бізнес / Економіка
 Павел Серов 24.09.2011 7810
Еще материалы раздела «Економіка»