Життя та Стиль
Дозвілля
Байки про велобайки: почему все больше украинцев выбирают педальный транспорт
«Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну», — говорил почтальон Печкин из Простоквашино. Герой мультфильма наверняка и не догадывался, что стал предвестником мирового тренда. Сегодня сотни тысяч европейцев всех возрастов ездят на велике на работу, в магазин, в гости. Без велосипедистов сложно представить улицы Парижа, Брюсселя, Берлина, Амстердама, Лондона. Постепенно пересаживаются на этот транспорт и украинцы.
Велосипед вместо маршрутки
«Это экономично, экологично и попросту здорово», — рассказывает Контрактам Андрей Мелещук, менеджер из Днепропетровска, седлая свой кроссовый велобайк Airline чешской марки Author. Еще три года назад на дорогу из дома на работу он тратил час-полтора, а сейчас — 40 минут. По приезде в офис Андрей переодевается в костюм, который висит в шкафу. «Жизнь изменилась, — констатирует велосипедист. — Проезжая в день минимум 25 километров, я чувствую себя гораздо лучше, бодрее, а еще свободнее — не завишу от общественного транспорта и передвигаюсь по городу с удовольствием».
Андрей долго присматривался к педальному транспорту, выбирая максимально качественный за небольшие деньги. «Для меня бренд был вторичен, главное — качественная обвеска велосипеда, — объясняет он. — В конце сезона удалось купить модель двухгодичной давности за 4600 грн уже со скидкой 50%. Экипировка накапливалась постепенно. Всего за три года на велодело я потратил около 11 тыс. грн. Купил шлем, перчатки, багажник, «рога» на руль, звонок, велокомпьютер, очки для солнечной и пасмурной погоды, два вида велоформы, термобелье. А еще велосумки — замечательная вещь! У меня их две — с меньшей ежедневно езжу на работу, а большая — для поездок на природу. Вопрос «стоянки» Андрей решил, купив стойку, на которой велосипед висит в коридоре двухкомнатной квартиры. По его словам, уже сейчас вложений в велотранспорт у него практически нет. Разве что на замену проколотых камер и мелкий ремонт. Тем не менее четыре месяца в году Андрей вынужден пересаживаться на общественный транспорт, расставаясь с велосипедом, когда температура воздуха падает ниже комфортных 5–8 градусов.
Всплеск популярности
Активно пересаживаться за руль велосипеда украинцы стали в 2009 – 2010 годах
По наблюдениям Ирины Бондаренко, координатора Ассоциации велосипедистов Киева, активно пересаживаться за руль велосипеда украинцы стали в 2009–2010 годах. Не в последнюю очередь рост популярности педального транспорта связан с общественными инициативами — велопарадами и женскими велопробегами, которые наглядно показывают, что велосипед может быть альтернативой городскому транспорту. «Раньше многие велосипедисты катались в велоформе, в шлеме, и когда простые люди видели таких «суровых гонщиков», им казалось, что это какие-то спортсмены. Сейчас же все больше народу ездит по городу в повседневной одежде, и обыватели понимают, что велосипедисты — обычные люди, только с велосипедами», — рассказывает Ирина. По приблизительным подсчетам Ассоциации велосипедистов Киева, сейчас в столице около 300 тысяч жителей ездят на велосипедах, при этом около 10–15 тысяч из них используют этот вид транспорта как основной, добираясь на нем на работу.
Если в развитых странах народ выбирает велосипед во многом из-за экофактора, украинцев больше мотивирует цена вопроса. Не все могут купить автомобиль, обслуживать его, тратиться на бензин, решать проблему с парковкой. «Уже став велосипедистом, к тебе приходит и экологическое сознание, и понимание, что это классно для здоровья. Но пока не купишь — не поймешь. Нужно прочувствовать разницу. Когда приезжаешь после работы домой на велосипеде, ты полон сил и энергии, а после пробок, душного метро, маршруток — способен только упасть на диван и включить телевизор. Когда я стала каждый день ездить на велосипеде, перестала болеть простудой», — рассказывает о своем опыте Ирина Бондаренко. А на вопрос о загазованности воздуха парирует: «Ну и что? Газы ты вдыхаешь и в маршрутке, и в автомобиле. Наоборот, на велике можно выбрать маршрут через парки, вдоль набережной и вообще проехать через места, где автомобиль не пройдет».
Средство от депрессии
О красотах Киева в частности и Украины в целом, доступных только для велосипедистов, хорошо знает Виктория Есауленко, журналист глянцевого журнала. Каждую пятницу она встает в 4:00, чтобы проехать около 15 км до парка Дружбы народов и на Десне, в компании велосипедистов-жаворонков, встретить рассвет. А после — отправиться в офис на площадь Льва Толстого, сменить велоформу, кроссовки на платье с каблуками и превратиться в офисную леди. «Это непередаваемое удовольствие! Птицы поют, все просыпается, свежесть вокруг и ты мчишь на байке по сонному городу…», — соблазняет Виктория. За пятницу она проезжает около 40 км. Развивая на своем кросс-кантри велосипеде Kelly’s Majestic скорость до 30 км/час, от парка до офиса она доезжает всего за 30 минут. Примечательно, что первый раз Виктория села на велосипед в возрасте 30 лет, 13 лет назад. Было это от тоски — с мужем развелась. «Помню, меня накрыла депрессия, и я решила не заедать ее шоколадом, а сесть на велик. Увлекшись им, поняла, что стала счастливым человеком: восстановилось зрение, которое тогда катастрофически падало, я перестала сидеть на диетах — вес теперь всегда в норме, ноги красивые и стройные, попа упругая. А главное, именно на велопокатушках семь лет назад я познакомилась со вторым мужем. Если бы не общее увлечение, мы бы не встретились — он интроверт и программист, а я — экстраверт и журналист, вообще не было бы общих кругов для пересечения, если бы не велосипед. Уверена, велик меняет жизнь и увеличивает объем личности — это новые друзья, впечатления, путешествия».
Велопланы столицы
Популярность велосипеда в Европе — результат долгосрочной политики властей, заинтересованных в разгрузке центров крупных городов от автомобилей. При этом там чиновники не столько агитируют, сколько создают для этого все необходимые условия: движение на улицах организуется с учетом велосипедистов, строятся велосипедные дорожки, прокатная инфраструктура, велостоянки на вокзалах, поезда оборудуются специальными вагонами для пассажиров с велосипедами, а в городских подземках и автобусах снимается запрет на провоз двухколесного транспорта.
За бюджет реконструкции Почтовой площади в Киеве можно было построить столько же велодорожек, как в Вене — 1160 км!
В Украине велосипедная инфраструктура хоть и плетется в хвосте, но все же развивается. Велопланы у нашей столицы достаточно амбициозны. В Стратегии развития Киева до 2025 года озвучена цель — увеличить часть велопоездок до 10% от общей части транспортных поездок (уменьшение использования авто на 8%, рост использования велосипеда на 10%). Для сравнения, в достаточно велосипедной Германии этот показатель — 10–15%. А значит, для увеличения доли велотранспорта от практически нуля до 10% Киеву нужно сделать очень много. По предварительным оценкам велоэкспертов, выполнение «Программы по обустройству велосипедных дорожек в городе Киеве», согласно которой до 2012 года в столице должны были создать 17 велосипедных маршрутов, недостаточно. Это повысит использование велосипеда лишь на 0,5–1%. К слову, пока в Киеве построили только две велодорожки длиной 10 км. Обе — на Харьковском массиве. «Такое впечатление, что это сделано скорее для отвода глаз. Сначала построили, потом полгода занижали бордюры, никто не продумал заранее, где должны быть съезды на другие улицы и вообще какой на самом деле маршрут нужен велосипедистам. Сначала нужно провести исследования и понять, куда здесь будут ездить люди», — комментирует Ирина Бондаренко.
Научиться проектировать и строить качественную велоинфраструктуру чиновникам предлагают в Дарницком районе. Именно для его жителей планируют до 2015 года реализовать пилотный велопроект «Старт». Правда, ни одного распоряжения для этого в мэрии пока не подписали, да и заниматься «Стартом» некому — ни один человек в горадминистрации не отвечает за развитие велосипедной инфраструктуры, и активисты даже не знают, к кому обращаться.
В Стратегии развития Киева до 2025 года предусмотрены и другие меры по развитию велотранспорта, в частности, создание перехватывающих велопарковок на транспортных узлах, обустройство улиц с приоритетом проезда велосипедистов, интеграция велотранспорта в систему общественного (возможность перевозки велосипедов и удобные пересадки) и т. д. Однако декларируемые на бумаге цели пока не совпадают ни с реальными действиями, ни с выделенными бюджетами. Киеву пока не до велосипедистов. «Мы посчитали, что за 543 млн грн, которые ушли на реконструкцию Почтовой площади, в Киеве можно было бы построить 1160 км велодорожек. Столько же примерно в Вене», — уточняет Ирина Бондаренко.
Как выбрать велосипед
ШАГ № 1
Определите, какой тип велосипеда вам необходим,
решив, где и сколько вы будете ездить
Горный велосипед
(толстые колеса, спортивная посадка, амортизаторы) — предназначен для катания по лесным тропинкам, паркам, пересеченной местности.
Плюсы
Универсальный тип, на котором можно ездить и на работу, и в велопутешествие.
Минусы
Медленнее на асфальте, некомфортная посадка для длительных поездок.
Кроссовый велосипед
или гибрид (колеса большого диаметра 28" с более узкой резиной) предназначен для езды как по тропинкам, так и по асфальту, где он ездит значительно быстрее горного. Гибридами называют велосипеды с жесткой вилкой (без амортизации) — они легче и быстрее кроссовых, но при этом имеют более спортивную (низкую) посадку.
Плюсы
Универсальный, отличный накат на грунте и на асфальте, позволяет преодолевать большие расстояния.
Минусы
Менее комфортный при езде по разбитому асфальту, брусчатке, песку.
Городской велосипед
(большие колеса, узкая резина, водозащитные крылья, багажник, удобная посадка: широкое седло и высокий руль) — предназначен для поездок от дома в магазин или на работу, катания в парке.
Плюсы
Комфортный, практически не требует ухода
Минусы
Не подходит для грунтов, для длинных путешествий, труднее ехать под горку.
ШАГ № 2
Выберите «обвес» (оборудование)
Фирма, написанная на раме, сделала только эту раму, а остальные компоненты произведены другими компаниями, и именно на них следует обращать внимание при выборе. Самые значимые — это система переключения скоростей, тормоза, втулки и обода.
Для переключения скоростей используются компоненты фирм Shimano и SRAM. Группы компонентов Shimano в порядке убывания качества и цены: XTR, XT, SLX, LX, Deore, Alivio, Acera, Altus, Tourney. SRAM: X0, X9, X7, X5, X3, X1. Чем выше группа, тем легче компонент и четче срабатывает.
Наиболее важен задний переключатель. В 2012–2013 годах вполне приемлемый уровень надежности и функциональности обеспечивают компоненты, начиная с Acera. Все, что выше Deore, ориентировано на спортсменов, и если вы таковым не являетесь, нет смысла переплачивать, Alivio/Deore — оптимальный выбор. Altus, Tourney и безымянные модели лучше не брать. SRAM встречается только на велосипедах среднего и высокого уровня.
Передний переключатель не принципиален.
Манетки (ручки переключения скоростей на руле) чаще всего из той же группы, что и задний переключатель, но иногда ставят уровнем ниже. Это не критично.
Не стоит брать велосипед, у которого сзади семь или менее скоростей (звезд) — конструктивно такие втулки значительно хуже восьми- и девятискоростных, часто ломается ось.
Тормоза у горных велосипедов могут быть ободные (V-brake), дисковые механические и дисковые гидравлические. Ободные хуже работают в дождь и мороз, чем дисковые, но легче в обслуживании и имеют меньший вес. У городских и гибридных велосипедов выбора типа тормоза обычно нет.
Втулки (оси колес) влияют на накат велосипеда. Чем они качественнее, тем реже требуют обслуживания. Как правило, втулки Shimano, даже из бюджетных, отличный вариант. На дешевых велосипедах часто стоят самые простые втулки, требующие регулярного осмотра. Они хуже катят и тяжелее.
Обода должны быть двустенные («двойные»), чем прочнее, тем лучше. Недостаточно жесткий обод гнется при ударе (попадая в яму или от прыжка с бровки). Качественные обода выдерживают большие нагрузки и легко ровняются.
Вилка (в ней держится переднее колесо) требует отдельного внимания. Это наиболее дорогой компонент, на нее приходится до трети стоимости велосипеда. Цена и качество вилки зависят от типа амортизации (простая стальная пружина, пружинно-масляная или воздушная), возможности настройки (скорости сжатия и отскока, блокировки хода), материалов (алюминиевые легче и намного дороже). В бюджетных моделях используют модели фирм SUNTOUR, RST. Вилки RockShoks и FOX намного надежнее, долговечнее, но и дороже. Обычно велосипед комплектуют, подбирая оборудование примерно одного уровня, поэтому выбор вилки равнозначен уровню бюджета.
ШАГ № 3
Примерьте велосипед
Обозначьте бюджет, составьте шорт-лист разных брендов на основании характеристик обвеса, составьте список магазинов, где представлены кандидаты. Посмотрите на всех вживую. Велосипед каждой модели производится в разных размерах (как обувь или одежда), так называемые ростовки. Размер велосипеда определяется по вашему росту. Определить размер вам поможет консультант, так как на выбор влияет много параметров. Не стоит относиться к выбору ростовки легкомысленно, уместна аналогия с обувью: на размер меньше или больше носить практически нереально.
ШАГ № 4
Покупайте
Иногда в интернет-магазинах цена может быть ниже, но этот вариант приемлем, только если вы уже окончательно выбрали модель, ростовку и расцветку. Чаще всего разница не настолько значительная, и можно попросить скидку 5–10% в обычном магазине (такая возможность изначально заложена в цену).
Оценка материала:
Байки про велобайки: почему все больше украинцев выбирают педальный транспорт Юлианна Ковалевская 08.06.2013