Кабінет директора
Юрисконсульт
Предупрежден – значит вооружен, или Новое лицо антикоррупционного законодательства Украины
За последние полгода у украинского бизнеса появилось достаточно оснований задуматься о соответствии деятельности компаний антикоррупционному законодательству. Ряд законодательных инициатив могут в скором времени серьезно изменить ландшафт индустрии бизнеса.
В конце сентября в Раде зарегистрирован очередной проект изменений в антикоррупционное законодательство, содержащий положения, которые могут еще больше повлиять на деятельность частных компаний. Главной предпосылкой к принятию законов является подготовка Украины к подписанию Соглашения об Ассоциации с Европейским Союзом и его государствами-членами.
В силу того, что нововведений достаточно много, в данной публикации будет идти речь только о наиболее важных из них.
Изменения в терминологии
С 18 мая 2013 года в Украине больше невозможно привлечь к ответственности за дачу или получение взятки. Все дело в том, что законодатель решил упразднить термин, привычный слуху украинцев, и заменить его термином «неправомерная выгода». Неправомерной выгодой Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» (далее – Антикоррупционный закон или Закон) называет какие-либо материальные (деньги, имущество) или нематериальные (услуги, права интеллектуальной собственности) блага, которые обещают, предлагают, предоставляют или получают без законных на то оснований.
Из определения следует, что неправомерной выгодой считаются не только предоставленные или полученные незаконные блага, но и те, которые обещаны или предложены. Ранее Уголовный кодекс Украины устанавливал ответственность только за дачу или получение взятки. Теперь же, преступлениями являются обещание/предложение, равно как и принятие обещания/предложения неправомерной выгоды.
Таким образом, если определенные лица только лишь договорились о «решении вопроса» за определенное вознаграждение, потенциально оба могут быть привлечены к уголовной ответственности. Также изменены другие термины Антикоррупционного закона. Например, значительно расширен круг «близких лиц» и «членов семьи», изменено определение понятия «конфликт интересов».
Указанные изменения могут повлечь за собой необходимость обновления терминологии во внутренних документах компаний (например, в антикоррупционных политиках или соответствующих оговорках в договорах), пересмотр внутренних подходов компаний к тем или иным видам бизнес-активностей.
Расширение круга субъектов коррупционных нарушений
Антикоррупционный закон содержит достаточно внушительный перечень субъектов коррупционных нарушений. Указанный перечень разделен на 5 групп с незамысловатой целью – к каждой группе применяются те или иные ограничения Закона. Например, к первой группе, в которую входят все государственные служащие и должностные лица органов местного самоуправления, применяются наиболее строгие ограничения. Так, субъекты, которые входят в первую группу, не имеют права заниматься оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской практики в спорте), а также не могут быть членами органов управления предприятий. Запрет на получение подарков распространяется на первую группу, а также на определенных лиц из второй группы субъектов (должностные лица государственных учреждений, лица, предоставляющие публичные услуги). На первые две группы, а также на третью (должностные лица частных юридических лиц) распространяются ограничения Закона касательно использования служебного положения, а также требования относительно прозрачности информации.
Последними изменениями в антикоррупционное законодательство вводится новая категория субъектов коррупционных нарушений – должностные лица и работники юридических лиц (четвертая группа). Указанные лица признаются субъектами коррупционных нарушений в случае получения ими неправомерной выгоды или в случае получения от них неправомерной выгоды субъектами из первых двух групп. Пятой группой являются физические лица – в случае получения от них неправомерной выгоды субъектами из первых четырех групп.
Следует учесть, что, несмотря на включение работников частных предприятий в четвертую группу, в настоящее время Уголовный кодекс не предусматривает наказания за получение неправомерной выгоды указанными субъектами. Майские изменения в антикоррупционное законодательство сделали уголовно наказуемыми действия по предоставлению незаконных благ работникам государственных предприятий и учреждений (ст. 354 УК Украины). Однако уже в ближайшее время ситуация может измениться. Проект закона, внесенный Кабмином в Верховную Раду Украины, предлагает снова изменить статью 354 Уголовного кодекса Украины и установить ответственность за предоставление неправомерной выгоды работникам любых предприятий и организаций (как государственных, так и частных), как и за получение неправомерной выгоды указанными субъектами. Таким образом, государство имеет намерение криминализировать любые возможные проявления частной коррупции.
Указанная инициатива берет свое начало от рекомендаций GRECO, в которых данная организация рекомендует установить ответственность за коррупционные нарушения для любого лица, работающего в частном секторе.
Таким образом, изменения в антикоррупционное законодательство значительно расширяют круг субъектов коррупционных нарушений. В случае же, если Верховная Рада поддержит упомянутый проект Кабмина, привлечь за коррупционное нарушение можно будет любого сотрудника частной компании. А это наверняка повлечет за собой автоматическое повышение внимания к бизнесу со стороны правоохранительных органов.
Информирование о нарушениях
С принятием новых антикоррупционных законов была отменена обязанность частных компаний информировать о коррупционных нарушениях внутри компании. Ранее, в случае получения подобной информации, должностное лицо любого юридического лица должно было уведомить об этом специально уполномоченный орган, которым в настоящее время является Министерство юстиции. Теперь такая обязанность лежит только на должностных лицах государственных структур.
Однако, упростив регулирование в данном вопросе, государство собирается иным образом простимулировать лица сообщать о нарушениях. Согласно упомянутой выше инициативе Кабмина, в законодательство планируется внести изменения, разрешающие анонимные уведомления о коррупции. Ввиду этого актуализируется вопрос существования и реальное функционирование процедуры для информирования о нарушениях внутри компании. Наличие «горячей линии» или назначение лица, ответственного за обработку и реагирование на сообщения, позволит, не вынося сор из избы, разобраться в проблемной ситуации и может помочь предупредить нежданную проверку.
Реестр «коррупционеров»
Светлана Малиновская
Cтарший юрист Адвокатского объединения Arzinger
Игорь Свитлык
Юрист Адвокатского объединения Arzinger
Одним из значительных изменений, по нашему мнению, является открытие доступа к реестру лиц, совершивших коррупционные нарушения. Ранее Минюст отклоняло требования общественности сделать реестр публичным, ссылаясь на законодательство о защите персональных данных. Однако, по рекомендации GRECO и во исполнение условий для подписания Договора об Ассоциации с Европейским Союзом, решение об открытии доступа к реестру все же было принято.
С практической точки зрения, в первую очередь, данное изменение должно заинтересовать HR-отделы компаний в контексте трудоустройства новых работников. Например, политиками компании может быть установлена обязанность сотрудника проверить наличие данных о кандидате на должность в реестре – провести так называемый background check, а в трудовом контракте – право компании уволить сотрудника в случае внесения в реестр. Даже информирование лица о возможном внесении в реестр может стать сдерживающим фактором и способствовать предотвращению нарушения. Нововведение может стать полезным и для других отделов компаний при проведении проверки контрагентов. Однако следует учитывать то, что в реестре не будут содержаться данные о юридических лицах (которые также будут привлекаться к ответственности за коррупционные нарушения, о чем мы более подробно расскажем ниже).
Ответственность посредников
Часто лица стараются минимизировать риск быть пойманными на «взятке» (предоставлении неправомерной выгоды) путем привлечения третьих лиц – посредников. При обсуждении щепетильного вопроса, лицо может подсказать воспользоваться услугами некой фирмы, передать неправомерную выгоду знакомому, перечислить деньги на определенный банковский счет. Ранее для правоохранительных органов могло быть проблематичным привлечение фактического получателя неправомерной выгоды ввиду отсутствия соответствующих положений в Уголовном кодексе Украины. Теперь же в Кодекс внесены изменения, устанавливающие ответственность за передачу неправомерной выгоды как субъекту коррупционного нарушения, так и любому третьему лицу.
Ответственность юридических лиц
Едва ли не самым спорным изменением антикоррупционного законодательства является внедрение ответственности юридических лиц, в том числе за коррупционные правонарушения. В ходе принятия закона было озвучено много аргументов против изменений, в том числе несвойственность модели уголовной ответственности юридического лица украинскому уголовному праву. Несмотря на это, закон был принят и вступит в силу 1-го сентября 2014 года.
Итак, с наступлением осени следующего года, за совершение уполномоченным лицом компании от имени и в интересах такой компании определенных коррупционных нарушений (например, предложение или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу публичного или частного юридического лица), на юридическое лицо будет налагаться штраф в размере от 85 тыс. до 1,275 млн. гривен. Следует также упомянуть о последней инициативе Кабмина, согласно которой предлагается ужесточить ответственность юридических лиц за совершение коррупционных нарушений и увеличить штрафы в два раза – до 2,5 млн. гривен. Не стоит забывать и о значительных репутационных рисках в случае привлечения компании к подобному судебному процессу.
Ужесточение санкций
За границей за взятки наказывают строго. Например, за нарушение положений о взяточничестве FCPA физическое лицо может получить до пяти лет лишения свободы или штраф в размере до 250 тыс. долларов США. Размер штрафа для юридического лица – до 2 млн. долларов США (на практике штрафы рассчитываются с учетом не только FCPA, но и других законодательных актов, и могут достигать двойного размера выгоды, которую лицо планировало получить в результате взятки). Закон Великобритании о борьбе со взяточничеством (UK Bribery Act) предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок до 10 лет и штраф потенциально неограниченного размера.
И хотя в Украине штрафы намного меньше, последние законодательные тенденции указывают на то, что ситуация будет меняться. Одним из наиболее показательных примеров является изменение наиболее строгой санкции за предоставление неправомерной выгоды должностному лицу: если раньше такой санкцией было ограничение свободы на срок от двух до пяти лет, то сейчас – от двух до четырех лет лишения свободы. Дальше – больше. Упомянутый проект Кабмина предлагает уменьшить размеры штрафов за коррупционные нарушения физическими лицами, но при этом практически за каждое преступление предусмотреть санкции в виде ограничения или лишения свободы.
Необходимые меры
Подводя итог, уместно будет вспомнить слова Бенджамина Франклина о том, что профилактика лучше, чем лечение (An ounce of prevention is worth a pound of cure). Как видно из изложенного выше, по крайней мере на законодательном уровне произошли серьезные изменения в сфере борьбы коррупцией. Однако есть основания полагать, что изменения произойдут не только на бумаге. Прежде всего, такой вывод можно сделать, исходя из последних преобразований в стране, направленных на подписание Соглашения об Ассоциации. В случае же его подписания, Украине придется выполнять требования документа и обеспечить реальную борьбу с коррупцией в стране. Формальным показателем ситуации может стать изменение положения Украины в ежегодном рейтинге государств мира, отражающем оценку уровня восприятия коррупции аналитиками и предпринимателями по десятибалльной шкале, который составляется компанией Transparency International. Напомним, что в 2012 году Украина заняла «почетное» 144 место (из 174 стран, участвовавших в рейтинге). Реальным показателем будут снижение административных барьеров, либерализация экономики и т.д. В конце концов, не может же Украина, декларируя европейский вектор развития, оставаться в самом низу рейтинга мирового уровня коррупции Transparency International между Сирией и Эритреей.
Учитывая украинские реалии, борьба государства с коррупцией в первую очередь может сказаться на бизнесе. Об этом свидетельствует и внедрение уголовной ответственности частных юридических лиц, и инициативы по ужесточению санкций. Законодательство предоставляет государственным структурам дополнительный инструмент для осуществления давления, поэтому компании должны задуматься о принятии необходимых мер и пересмотре существующих бизнес-процессов с целью минимизации возможных рисков.
Оценка материала:
Предупрежден – значит вооружен, или Новое лицо антикоррупционного законодательства Украины22.10.2013