28.11.2013 12791

О пользе майданов

Когда в 2005-м начали говорить о «разочаровании в Майдане», автор этих строк проверил свои чувства и никакого разочарования не обнаружил. Не разочаровался я и сегодня, я не считаю, что меня «обманули» в 2004-м и сделал бы все точно так же, окажись опять в этой ситуации.

Правда, теперь, в отличие от 2005-го года, я могу более точно объяснить, почему это так. Дело в том, что майдан сам по себе (я имею в виду добровольный выход людей ради выражения несогласия) обладает куда большей ценностью, чем те причины, которые его вызвали. Майдан — это такой механизм, спусковой крючок, который включает (или убыстряет или проявляет — кому как больше нравится) социальную коммуникацию. Это наше украинское изобретение.

Смотрите сами. Украинец сидит дома и потребляет СМИ. Каждая новость в СМИ говорит ему: «Все козлы! Никому нельзя верить! Сиди дома! Бойся всего!» Это рождает большой спрос на начальство. Доброе, заботливое, компетентное, профессиональное, патриотичное начальство, которое бы все предусмотрело и все разрулило. Но украинец понимает или, как минимум, ощущает – здесь что-то не так и начальство его дурит. Все это накапливается в нем до тех пор, пока он не услышит «люди вышли на майдан». Если он видит, что люди действительно вышли, а не их вывели или вынесли, то он начинает активную коммуникацию. В нее включается огромное количество людей — практически, вся страна. Вы все, кто ругается в фейсбуках, — все участники коммуникации, все участники майдана. При этом, думаю, понятно, что коммуникация — это не обязательно вербальное обсуждение неких, как правило, надуманных и второстепенных «проблем». Достаточно просто прогуляться на площадь, чтобы сделать вывод – нет, не все еще у нас козлы, можно верить людям, они и накормят, и напоят, и теплых вещей принесут. Этот вывод важнее всех резолюций, бывших и ожидаемых политических последствий майданов.

zolotorev

Владимир
Золоторев

гражданская специальность – радиоинженер. Военная – специалист по противоракетной обороне. В 93-м поневоле стал журналистом. Свою работу называет не «аналитикой», а «синтетикой». Считает, что человечеству срочно необходимы две вещи – аналоговый компьютер и эволюционная теория Бога.

Майдан в 2004-м задал инерцию, которая ощущается по сей день, и будет ощущаться еще очень долго. Майдан 2004-го до сих пор форматирует ваши политические споры. Несмотря на его ничтожные, как некоторым кажется, политические итоги, социальные последствия его огромны и, как по мне, значительно перевешивают всю политику вместе взятую.

В майданах меня радуют два обстоятельства. Во-первых, сам факт существования такого механизма. Он говорит о том, что общество еще живо (хочется верить, что не еще, а уже). Украинцы не верят начальству и не всегда поддаются оболваниванию. Во вторых, как мне кажется, направление, в котором движется общество через майданы — это направление к избавлению от начальства. Причем к самому важному, к избавлению от него «в голове», в своих представлениях и в действиях.

Да, евромайданцы путают Европу с Евросоюзом, хотя трудно придумать что-то более антиевропейское по целям и духу, чем ЕС. Да, они еще верят в добрых начальников из ЕС. Но они уже не верят в наше начальство, как верили в 2004-м. Опять-таки, при всем уродстве реализации «неполитического» майдана, сама идея уже была выдвинута. И это только внешние признаки. Сам процесс «майданства» антиначальницкий по своей сути. Майдан — это социальная практика взаимо-действия, со-общения. Украинцы учатся быть обществом, взаимо-действовать и со-общаться. Нельзя научиться ходить, оставаясь на месте, нельзя научиться плавать, сидя на диване. А ведь, по сути, начальство предлагает заниматься именно этим. Оно обещает ходить и плавать, а вы, главное, сидите на диване и бойтесь друг друга. Но пока украинцам больше нравится ходить самим. Падать, подниматься, снова падать, но идти. И это очень хорошо.

Оценка материала:

4.85 / 27
О пользе майданов 4.85 5 27
 Владимир Золотoрев 28.11.2013 12791
comments powered by Disqus
Еще колонки: Владимир Золотoрев
  • Покажите свободу на графике Покажите свободу на графике

    Заканчиваю главу для книги. В ней идет речь о том, как с помощью известных диаграмм австрийской школы можно описать то, что в общем смысле называется «экономическим ростом». Это универсальный для человеческой деятельности процесс: сбережение —  преобразование сбереженного в капитальные блага — удлинение «производственной цепочки», которая теперь включает в себя капитальные блага, достижение более ценных целей.

  • Не существует никакого выбора между «государством» и «анархией» Не существует никакого выбора между «государством» и «анархией»

    Думаю, большинство читателей этой колонки сталкивалось с мнением о том, что существует “две системы» или две «модели общества». Первая — это система “порядка”, поддерживаемая приказами и принудительными налогами, вторая - система “свободы», свободный рынок, самоорганизация и прочий либерализм. Вся политическая дискуссия в этой модели сводится к выбору между этими системами.

  • Постоянное/переменное рабство или Время имеет значение Постоянное/переменное рабство или Время имеет значение

    Рассуждения об обществе и о причинах его богатства или бедности часто ведутся в категориях юридических статусов, таких как “раб”, “свободный гражданин”, и тому подобное.

  • Не баг, а фича или Волшебная тарелочка для понимания государства Не баг, а фича или Волшебная тарелочка для понимания государства

    Изображение на этой картинке содержит оптическую иллюзию. Как правило, при первом взгляде люди видят тарелки лежащими кверху дном. Так происходит потому, что привычный нам паттерн восприятия предполагает, что источник света расположен сверху. Но если вы заметите маленькую тарелку слева, у которой тени лежат так, как будто свет расположен справа, то все волшебным образом изменится и тарелки перевернутся, причем сразу на всей картинке.

  • Государство и групповая идентичность Государство и групповая идентичность

    Не секрет, что так называемая «групповая идентичность» является причиной множества бед человечества. На почве этой идентичности происходят конфликты от массовых геноцидов до уличных драк и бытовых ссор.