Бізнес
Ринки та компанії
В течение года украинские авиакомпании потеряют около $400 млн
В I полугодии 2009-го, впервые за последние девять лет, в украинской авиации зафиксировано падение всех основных показателей, сообщают в Государственной авиационной администрации.
За первые шесть месяцев текущего
года отечественные авиаперевозчики осуществили 38,9 тыс. коммерческих рейсов
против 47,3 тыс. в I полугодии 2008-го.
Объемы пассажирских перевозок сократились за тот же период
на 18,4% — до 2,2 млн человек. 32 отечественные авиакомпании перевезли за это
время 1,7 млн пассажиров на международных линиях и 0,5 млн — на внутренних
рейсах. Это на 19,5% и 14% меньше прошлогодних показателей.
Падение пассажиропотока — основная причина отмены многих
рейсов, особенно внутренних. Украинцы опять начали отдавать предпочтение более
дешевой железной дороге, автобусам и машинам. «В Украине международные рейсы
всегда были более востребованы, чем внутренние. Это вызвано потребностями
пассажиров: перемещаясь в пределах Украины, они используют другие виды
транспорта. Еще одна причина — низкая деловая активность внутри страны», —
отмечает Александр Селин из авиакомпании «АэроСвит».
Международные рейсы продолжают открываться. АэроСвит
запустил в этом году два новых направления: Киев — Астана (Казахстан) и Киев —
Дюссельдорф (Германия). Windrose открыла регулярные рейсы Львов — Москва, Киев
— Ташкент, Киев — Астана. Международные авиалинии Украины в конце сентября
вводят маршрут Киев — Абу-Даби (ОАЭ), Визз Эйр Украина тогда же запускает рейс
из Киева в немецкий город Мемминген, а в конце октября — из украинской столицы
в Венецию.
Впрочем, и на международных линиях загрузка самолетов
падает: если по итогам первых шести месяцев 2008-го средний показатель достигал
почти 70%, то в этом году он упал до 61%. Поэтому сегодня выигрывают те
авиалинии, которые могут предложить услуги с оптимальным соотношением
«цена-качество».
Время летать
Конкуренция между авиалиниями в условиях падения спроса
заметно обострилась. Чтобы сохранить уровень рентабельности, который даже в
докризисное время не превышал у традиционных авиаперевозчиков 3–5%, авиалинии
оптимизируют затраты. «Благодаря оптимизации использования флота компании
коэффициент загрузки кресел в июле увеличился по сравнению с тем же периодом
2008-го на 7% — до 80%. Это очень хороший показатель даже в мирное время», —
говорит Александр Селин.
В немецкой авиакомпании Germanwings сокращают бытовые
затраты. «К примеру, емкость для воды в туалетах мы сейчас заполняем
наполовину, снижая вес самолета, — рассказал Контрактам глава отдела
корпоративных коммуникаций Germanwings Хайнц Йоахим Шеттес. — Кроме того,
убираем пепельницы в кабинетах пилотов, которыми они все равно не пользуются.
Это позволяет нам экономить 18 тыс. л керосина на всем флоте».
Параллельно авиакомпании пытаются удержать клиентов,
наперегонки устраивая всевозможные акции. «Повышение качества обслуживания,
внедрение разнообразных скидок, акций и специальных программ для пассажиров на
фоне оптимизации расходов — основные действия участников рынка в этом году», —
отмечает начальник управления финансово-экономического регулирования
Госавиаадминистрации Виктор Зеленков. К примеру, с начала сентября каждую
неделю по четвергам авиакомпания Windrose предлагает билеты на рейсы Киев —
Москва и Львов — Москва за $99 в обе стороны, включая все сборы и налоги. По
пятницам у АэроСвита перелет по Украине стоит $29
(в оба конца с учетом всех налогов и сборов), $99 — по
среднемагистральным рейсам и $399 — по дальним направлениям.
«Конкуренция на рынке ужесточилась, в результате чего тарифы
снизились. По сравнению с прошлым годом цены упали примерно в три раза, —
комментирует Александр Селин. — Специальные предложения и постоянные акции
приблизили стоимость перелетов традиционных компаний к стоимости услуг
лоукостеров».
На посадку
И все же у большинства традиционных перевозчиков количество
пассажиров сокращается (исключение составляют ДнепрАвиа и Windrose, которые, по
данным Госавиаадминистрации, продолжают увеличивать число обслуженных
клиентов). Объем пассажирских перевозок авиакомпании «Международные авиалинии
Украины» за январь–июнь 2009-го по сравнению с тем же периодом прошлого года
упал на 19,7%, Донбассаэро — на 16,3%.
«В 2008 году мы перевезли 2,5 млн пассажиров. По итогам
2009-го число клиентов сократится как минимум на 500 тыс. За I полугодие
пассажиропоток наших авиалиний уже упал более чем на 15%», — рассказал
Александр Селин.
А вот дискаунтеры продолжают наращивать количество своих
клиентов. Первый лоукостер страны «Визз Эйр Украина» утверждает, что за шесть
месяцев этого года перевез 240 тыс. человек и до конца 2009-го планирует увеличить
показатель до 520 тыс.
Другой европейский дискаунтер — авиакомпания Germanwings,
вышедшая на украинский рынок около трех месяцев назад, — за май–август перевез
более 10 тыс. пассажиров. До конца года немецкий авиаперевозчик планирует
увеличить количество клиентов вдвое — до 22 тыс. «Когда мы выходили на
украинский рынок, нам говорили, что у нас ничего не получится, — рассказывает
Хайнц Йоахим Шеттес. — Но мы достигли поставленной цели — 80%-ной загрузки
самолета — уже в первый месяц работы, поэтому решение расширить свой бизнес на
рынок Украины было правильным. Дорога из Киева в Кельн на поезде занимает 38
часов. Неудивительно, что многие предпочитают самолет. А в условиях кризиса на
бюджетные авиалинии переключились бизнесмены — многие из них сегодня не могут
позволить себе перелет бизнес-классом».
Справедливости ради стоит заметить, что не все бюджетные
авиакомпании приживаются на отечественном рынке. Так, еще один немецкий
авиадискаунтер Germania Express из-за недостаточного спроса уже отменил свой единственный
рейс Харьков — Дюссельдорф, запущенный в декабре прошлого года. Последний полет
по этому маршруту состоялся в феврале.
«Лоукостеры столкнулись с теми же проблемами, что и
традиционные перевозчики, — комментирует Александр Селин. — Некоторые авиадискаунтеры
имеют меньший запас прочности из-за балансирования на грани рентабельности и
отсутствия больших пассажиропотоков, что критично для лоукостеров, которые
работают благодаря перемещениям большого количества пассажиров».
Как изменится расстановка сил на украинском рынке в ближайшие годы и удастся ли лоукостерам, контролирующим в Европе около 25% всех авиаперевозок, отвоевать в Украине заметную рыночную долю — покажет время. Общий пассажиропоток к концу 2009-го сократится в Украине на 20–25%, однако эксперты уже отмечают постепенное улучшение ситуации. Если в феврале, по данным Госавиаадминистрации, объем пассажирских перевозок был почти на 25% меньше показателей годичной давности, то в апреле разрыв составлял уже 18%, а в июне — только 13%.
Сергей ЯНОВОЙ, исполнительный директор авиакомпании Windrose:
Многие украинские
авиакомпании отменяют рейсы. От каких маршрутов за последние полгода отказалась
ваша компания?
— Мы не отменяли рейсы, напротив, вводили новые: Львов — Москва,
Киев — Ташкент, Киев — Астана, Киев — Симферополь. Более того, намеревались
развивать и другие направления, но по независящим от компании причинам планы
пришлось скорректировать. К примеру, запуск линии Киев — Ашхабад был отложен
из-за вопросов регулятивного, а не коммерческого характера. Авиационные власти
Туркменистана не разрешили украинским компаниям выполнение рейсов без
официального объяснения причин. Перелеты осуществляются туркменской компанией в
одностороннем порядке, что, к слову, нарушает межправительственное соглашение.
Также пришлось отложить открытие рейсов в Стамбул из Львова и Харькова,
поскольку спрос на это направление снизился примерно на 30%.
Как изменилась
загрузка рейсов по сравнению с показателем прошлого года?
— Если говорить об украинском рынке авиаперевозок в целом,
то загрузка на основных регулярных маршрутах сократилась на 20–25% — в
зависимости от направления. Например, в азиатском направлении за I полугодие
2009-го по сравнению с аналогичным периодом 2008-го обвал составил минимум 50%.
Но в целом за прошлый год мы перевезли 800 тыс. человек и столько же планируем
обслужить в 2009-м.
Насколько за
последние полгода изменились цены?
— В целом тарифы снизились на 30–50%. Во-первых, из-за
снижения платежеспособного спроса. Во-вторых, в связи с ростом конкуренции,
увеличением доли иностранных компаний в Украине и приходом на отечественный
рынок лоукост-компаний, которые не столько следуют принципам авиадискаунтеров,
сколько занимаются демпингом.
Какие перспективы у
бюджетных авиаперевозчиков в ближайшем будущем?
— Это очень емкий сегмент авиабизнеса, в том числе и в
Украине. Бюджетные перевозчики
стимулируют рост пассажиропотока, способствуют развитию деловых связей и дают
возможность летать представителям небогатой части населения. Однако в Украине
лоукостеры не решают этих задач. Кроме того, они практически свернули
деятельность на внутреннем рынке страны.
Как будет развиваться
рынок в 2010 году?
— Если в следующем году кризисные процессы будут замедляться
и мировая экономика начнет стабилизироваться, спрос на авиаперевозки начнет
расти темпами предкризисных годов, добавляя по 15–20% год.
Наталья КАЗМЕР, член совета директоров «Визз Эйр Украина»:
Компания «Визз Эйр
Украина» отказалась от некоторых внутренних рейсов. В середине сентября
прекращаются перелеты по направлению Львов — Симферополь. По каким причинам
отменяете рейсы?
— Направление Львов — Симферополь являлось сугубо сезонным
маршрутом. А рейс Киев — Львов был просто перегружен предложениями со стороны
других авиакомпаний, поэтому оставаться на нем оказалось экономически нецелесообразным.
Важный фактор, влияющий на решение об отмене некоторых
рейсов, — плохая инфраструктура аэропортов, не позволяющая полноценно работать
бюджетным авиакомпаниям. Кроме того, внутренний рынок более чувствителен к
кризису, чем международный: люди быстро пересаживаются обратно на поезда и
автобусы. Поэтому мы анализируем рынок и совершаем те рейсы, которые пользуются
спросом в нынешних условиях.
Спрос на
международные рейсы выше, чем на перелеты внутри страны?
— Да, сейчас наша авиакомпания совершает восемь международных рейсов из Украины. Средняя загрузка 180-местного самолета в летние месяцы достигала 84%. Но Украина переживает глубокий экономический спад, и это отражается на спросе. Поэтому сейчас мы больше работаем над улучшением финансовых показателей существующих маршрутов и не вводим большое количество новых рейсов.