Бізнес
Економіка
Третья газовая война: почему украинцев заставили «прикрутить»
Призыв «Прикрути!», похоже, станет одним из мэмов эпохи Петра Порошенко. Давно прогнозируемый крупный газовый конфликт с Россией все-таки случился на четвертом году его президентства, который, одновременно, является и четвертым годом российско-украинской войны. Контракты.ua разбирались в обстоятельствах, вызывавших «третью газовую», и искали ответ на вечные вопросы «Кто виноват?» и «Что делать?»
На этот раз «Нафтогаз» так и сыпет победными реляциями и утверждает, что Украина достойно выдержала удар и выстояла в борьбе против гнусностей «Газпрома». Безусловно, коллапса в энергосистеме не произошло и не произойдет, а в ближайшие дни начнется долгожданное потепление. Но сути происходящего это не меняет, и системные проблемы нашей энергетической «независимости» от России выявляет очень четко.
Империя наносит очередной удар
Поведение «Газпрома», решившего в разгар морозов и снегопадов уменьшить давление на входе в украинскую газотранспортную систему, безусловно, должно быть расценено как акт шантажа. То, что по репутации «Газпрома» и России в целом как «главных истопников Европы» нанесен существенный удар – безусловно. Однако было бы очень близоруко считать, что российское руководство действовало, руководствуясь исключительно эмоциями, оскорбленными имперскими фантомами и логикой избирательной кампании Владимира Путина. Такие шаги, как заявление о возможном разрыве контрактов с Украиной, и последовавшее «прикручивание» газового вентиля ровно настолько, чтобы обеспечить транзит в Европу, не могут быть непродуманными.
Россия очень четко, более того – стратегически – выстраивает свою линию поведения. Сработает ли она – это вопрос. Но в Москве, как минимум, уверены, что их аргументы «сильны, как никогда», и даже в условиях нынешних санкций Европа вынуждена будет договариваться с РФ в нужном для Путина и его камарильи ключе.
Для нас важнее иной аспект проблемы. Далеко не риторический вопрос «Почему это случилось снова?» очень четко встал перед тысячами украинцев, испытавшими на себе негативные последствия от внезапного объявления «газовой войны». Отключения от тепла и света в ходе реализации «срочных антикризисных мер», объявленных «Нафтогазом» и правительством, имели место даже в главных мегаполисах страны – Киеве и Харькове. Спасает лишь то, что на дворе – все-таки весна, и нынешний удар снежно-морозной стихии – последний. Зато явно не последними будут попытки «Газпрома» достичь своих целей в борьбе за европейский энергорынок и влияние как на Европу, так и на Украину. Готова ли украинская власть противопоставить таким попыткам что-либо более серьезное и стратегически выверенное, чем введение в действие «короткого» плана спасительных мер? Похоже, что нет.
«В системе, на данный момент, – 15%-ный дефицит газа, - указывает сопредседатель Центра энергетических стратегий Дмитрий Марунич, - Вот наши «эффективные менеджеры» и начали выкручиваться. Ввели антикризисный план, который, кстати нам помогали в 2015 году разработать американские специалисты. Возможно, если бы не они, то и такого плана не было бы. А так удалось перевести часть ТЭЦ на мазут, а также директивно снизить подачу газа крупным предприятиям. Потом остается публиковать победные таблицы с цифрами отчетности по уменьшению потребления газа. Ясно же, что это не население прикрутило краны на батареях, а произошло уменьшение газоснабжения промышленности и бюджетной сферы».
Аналогичной точки зрения придерживается и другой эксперт по энергетике – Валентин Землянский. «Конечно, антикризисный план нужно было вводить, иного выхода просто не было. У нас всегда так: вначале доводят до кризиса, а потом докладывают, как героически с ним борются. Естественно, за счет «прикручивания» в бюджетной сфере. Кого же еще просить экономить, как не бюджетников и население?»
Победа, обернувшаяся проблемой
Сообщение о выигранном Украиной в Стокгольме многолетнем споре «Нафтогаза» и «Газпрома» пришлось на разгар предвыборной кампании российского президента, и вызвало в Москве пароксизмы злобного патриотизма. Но даже и без нее было совершенно очевидно (зная российскую манеру поведения), что «Газпром» не начнет тут же покорно перечислять деньги на украинские счета, одновременно безропотно поставляя газ в Украину. Ведь достаточно какой-либо формальной зацепки, чтобы «русский медведь» мог бы показать «клыки». На этот раз такой зацепкой стало отсутствие дополнительного соглашения о поставке, необходимого по итогам первого решения, вынесенного Стокгольмским арбитражем еще в декабре.
Тогда арбитры подтвердили: российский газ Украина в 2018 и 2019 годах закупать обязана, а сами условия договора прописаны четко и имеют безусловные основания. Не закупленные в предыдущие годы объемы нам простили по причине плохого состояния нашей же экономики. То есть, если это и победа, то только по факту. По сути же – признание нашей слабости. И очень понятный сигнал для Запада – мол, вот еще одно подтверждение, что экономика транзитной страны Украины слаба. Причем настолько, что это пришлось учесть в споре хозяйствующих субъектов. По логике чистого бизнеса, такие экивоки означают «глубокую озабоченность» по поводу состояния дел в том или ином государстве в принципе, и побуждают искать способы минимизации отношений с таким государством.
Давайте еще раз посмотрим на то, что произошло в Стокгольме. Первое решение в рамках этой судебной тяжбы было вынесено в декабре 2017 года. И было оно отнюдь не украинской победой: арбитраж обязал «Нафтогаз» выплатить «Газпрому» около 2 млрд долларов за уже поставленный газ. Правда, это однозначное решение микшировалось несколькими другими: годовой контрактный объем закупок газа Украиной был снижен до 5 млрд куб. м, а пресловутое условие «бери или плати» было оставлено для 80% этого объема, т.е. 4 млрд куб. м. Сама же формула расчета цены была изменена целиком: от привязки к корзине нефтепродуктов (что было понятно и выгодно для России при заключении контракта в 2009-м, и много лет после того – в эпоху высоких нефтяных цен) перешли к привязке к цене германского хаба NCG.
Украина платить не спешила, ожидая второго решения по иску. К 1 марта 2018 года, согласно логике судебного решения, логике ведения бизнеса и здравому смыслу в целом, должно было начать действовать обновленное соглашение по поставкам газа. Но вместо этого украинцы слышали от руководства «Нафтогаза» успокоительные манты в духе «не торопитесь, расслабьтесь, мы ждем второго и окончательного решения арбитража». То, что оно явно не будет окончательным, то ли искренне не прочитывалось, то ли сознательно замалчивалось. Ведь понятно же было, что Россия в случае проигрыша начнет, как минимум, встречную судебную кампанию, и будет тянуть с выполнением решения как можно дольше. Тем более, что до окончания злосчастного газового договора остается чуть меньше двух лет…
И вот в Стокгольме озвучили то самое второе решение: суд удовлетворил требования «Нафтогаза» к «Газпрому» на сумму 4,637 млрд долларов, которые последний должен компенсировать за недопоставку согласованных для транзита объемов газа (по договору должно быть 110 млрд куб. м, а фактически в 2009-2013 годах прокачивалось 94 млрд).
После этого стало отчасти понятно, почему в «Нафтогазе» не торопились: украинский долг оказался перекрыт долгом российским. Произошел фактически взаимозачет финансовых обязательств - в итоге «Газпром» должен выплатить «Нафтогазу» 2,56 млрд долларов.
Но россияне оказались готовы к своему проигрышу, а мы к своей победе – нет. Они готовы отстаивать свои интересы. И делают это в присущей им агрессивно-наступательной манере, которой мы смогли противопоставить только призывы «прикрутить» и скоропалительный газовый контракт с Польшей, цена которого, по признанию самого же руководства «Нафтогаза», на 34% превышает цену, заложенную в контракте с «Газпромом». Счет за это «Нафтогаз» выставил «Газпрому», но очевидно, этих денег он не дождется так же, как и причитающихся миллиардов по решению арбитража.
За «экстренный» газ из Польши счета выставлены Газпрому
Кризис или внештатная ситуация?
Впрочем, не все эксперты согласны с тем, что газовый кризис на этот раз был длительными и опасным, угрожающим всей экономической системе нашей страны.
«Кризиса, как такового, не было, - считает эксперт Института энергетических исследований Юрий Корольчук, - Дефицит газа возник примерно на полсуток, и был покрыт за счет запуска пакета необходимых мер. Потому кампанию «Прикрути» нужно считать сугубо политической, и не очень продуманной по влиянию на людей и последствиям».
На протяжении всей зимы «Газпром» поддерживал давление на входе в украинскую ГТС на минимально необходимом уровне - 51-59 кгс/куб. см, тогда как контрактом предусмотрено поддержание давление в 60-65 кгс/куб. см. С 1 марта стало и того меньше – значение упало до 50,3 кгс на куб. см. В «Газпроме» просчитали, что при увеличении суточного потребления в Украине приблизительно на 30% в условиях морозов и снегопадов «Укртрансгазу» будет сложнее поднимать газ из хранилищ, тем более на исходе отопительного сезона. Судя по всему, в Москве рассчитывали, что Украина начнет несанкционированный отбор газа, подтверждая «вечные» обвинения российской стороны в воровстве голубого топлива, либо же в нашей стране начнутся реальные и длительные перебои с газоснабжением потребителей…
Эксперты указывают, что на 28 февраля в хранилищах находилось 9,98 млрд куб. м газа – на 2 млрд больше, чем в прошлом году. Но проблема на этот раз проявилась в ином.
«В конце сезона сложнее поднимать газ их хранилищ. Не хватает технических мощностей. И это – одна из базовых проблем «Укртрансгаза», которая не решена до сих пор. Наша система работает на износе советского ресурса. Внештатные ситуации и инфраструктурные катастрофы в таких ситуациях просто неизбежны», - указывает Валентин Землянский.
Более четко озвучил системную проблему украинской газотранспортной системы Юрий Корольчук. «Украинская ГТС предназначена для прокачек больших объемов газа, она была заточена на работу в рамках единого народно-хозяйственного комплекса СССР, на крупномасштабные и постоянные поставки сибирского газа в Европу. Отсюда и все проблемы постсоветской экономики и политики, которые соединились в единый узел вокруг «трубы». Если по ней идет меньше газа, то давление снижается, и тот же газ из хранилищ возможно отбирать только в медленном темпе. Газпром это знает. И максимально «прикручивает хвост» Украине», - объясняет эксперт.
Назад, в будущее
Отметим, что 2,56 млрд долларов, которые «Нафтогаз» мог бы получить от «Газпрома», сопоставимы с ежегодным доходом, получаемым Украиной за факт оказания транзитных услуг. Однако рассматривать всерьез перспективу получения этих денег на счета «Нафтогаза», как уже говорилось, не стоит. Россияне готовы начинать новую судебную кампанию, и, для начала, сознательно и максимально повысили ставки в игре.
Лишний раз наказать Украину, выставив именно ее источником проблем с транзитом российского газа, доказать необходимость строительства обходных газотранспортных маршрутов, в первую очередь, второй ветки «Северного потока», подчеркнуть свою значимость как поставщика голубого топлива для ЕС, напомнив об одном из главных энергетических аргументов «сырьевой империи» - всех этих целей Россия руками «Газпрома» пытается достичь одновременно. Потому очевидно, что решения о снижении давления в трубе, начале нового витка судебных тяжб в Стокгольме, и готовности отказаться от имеющегося контракта были приняты в Москве заранее.
Россия ожидает по результатам нового витка тяжбы в Стокгольме, что контракт с Украиной будет разорван (в контракте такая возможность предусмотрена, если одна из стороны считает его не соответствующим своим интересам). Таким образом, обязательства сторон будут фактически обнулены, и начнется новый переговорный процесс с Киевом о поставках и транзите. В «Газпроме» отлично осведомлены, что Украина не предприняла за эти годы никаких реальных шагов на пути к подлинной энергонезависимости. Там знают, что закупаемый в Европе «реверсный» газ является все тем же российским. Теперь они проверили, насколько быстро и эффективно Украина может «крутиться» в условиях таких вот «поворотов винта», и будут корректировать свою стратегию и тактику в зависимости от полученной информации.
На момент, когда действующий контракт завершится – а это 31 декабря 2019 года - Украина пройдет через президентские и парламентские выборы, однако «горячий» политический сезон к тому времени явно не закончится, даже если предположить, что выборы пройдут мирно и без эксцессов (что предположить, само по себе, сложно). Новые газовые договоренности с Россией станут одной из многих тем, с которыми придется столкнуться новой (в любом случае, в какой-то степени обновленной) украинской власти. Тем самым, рычаг воздействия на экономическую и политическую повестку дня в Украине Россия будет держать крепко. А вот насколько умело и удачно – зависит как раз от нас. Пока что наша власть демонстрирует стратегическую неготовность к подобным вызовам.
«Нынешняя ситуация - в классическом смысле «прокол» «Нафтогаза». Нельзя надеяться на «авось», и считать, что «Газпром» будет поставлять топливо без соответствующей договорной базы, - указывает Юрий Корольчук, - А попытка переложить созданную проблему на плечи населения выглядела некрасиво и сомнительно».
Кроме того, в условиях невыполнения Россией решения Стокгольмского арбитража нашему правительству точно не удастся выполнить свои популистские обещания о снижении цен на газ для населения и противостоять требованиям МВФ о повешении этой цены.
Неутешительные перспективы
Случившееся снова стало доказательством, что никакой «перемоги» в части реального и полноценного отказа Украины от российского газа не произошло.
«Не сделано, на самом деле, ничего, - указывает Дмитрий Марунич, Никакого реверса нет. Состояние мощностей хуже год от года. Система газоснабжения, созданная при социализме, и упроченная в годы «дружбы с Россией», не реформирована, и не отвечает текущему моменту. Уязвимость перед любыми кризисами и авариями в таких условиях просто огромная, и этим в Москве будут пользоваться».
Сам по себе гигантский размер украинской ГТС делает ее заложницей прокачки больших масштабов. Об этом уже говорилось выше. Но прокачки в тех объемах, которые были еще в 2013-м, уже не будет. Даже если России не удастся быстро построить (или вообще построить) «Северный поток-2» и «Турецкий поток», все равно транзит через Украину будет уменьшатся хотя бы в силу того, что Европа все же ищет альтернативные источники энергоснабжения. Кроме того, европейские страны в ближайшее время вряд ли будут воспринимать украинское направление транзита как надежное, и потому будут искать замену части объемов, идущих через нашу страну.
«Северный поток» - один из стратегических проектов России
Думают ли об этом в «Нафтогазе», и в украинском правительстве в целом? Одна весьма радикальная идея на этот счет прозвучала еще в 2016 году.
«Ушедший в отставку глава «Укртрансгаза» Игорь Прокопив хотел вообще законсервировать две из трех веток ГТС, оставляя только одну - для прокачки в Европу. Из 24 тыс. км магистральных газопроводов работало бы только 12. Из 72 компрессорных станций закрывались более 50. Он откровенно озвучивал это, как свой план, – напоминает Юрий Корольчук - Но тогда возникал вопрос: а как снабжать газом южные и северные украинские регионы? Значит, нужно строить мощные интерконнекторы, фактически «полумагистральные» газопроводы, для снабжения предприятий и населения эти регионов. Но кто займется такой колоссальной работой? Вопрос риторический. Потому мы обречены жить с той системой, которая есть, и которая делает нас одновременно незаменимыми для России в качестве транзитера (во всяком случае, еще довольно долгое время), и «привязанными» к ГТС всей структурой потребления».
С уходом Прокопива эта грандиозная идея была, судя по всему, окончательно «похоронена». И, честно говоря, степень ее радикальности такова, что вряд ли она будет когда-либо осуществлена. Да и никаких работ по ее реализации не начиналось, так что все сказанное осталось на уровне прожекта.
Игорь Прокопив так и не приступил к реализации своих грандиозных планов
Решения, судя по всему, придется искать в иных направлениях. К примеру, заключить долгосрочные контракты с западными соседями Украины на поставку оговоренных (конечно же, в зависимости от ситуации в самих этих странах) объемов газа.
«С западными партнерами, если уж мы закупаем газ из Европы (чей он, на самом деле, не так важно в данном контексте), должны быть заключены долгосрочные контракты, в которых указывается, какой фиксированный объем они будут нам поставлять. Сейчас все отдано небольшим компаниям, которые явно имеют свой интерес в реверсной закупке. Зато когда настает критическая ситуация, то приходится покупать газ по 560 долларов, как сейчас у Польши», - указывает Юрий Корольчук.
Второй выход – это максимальное увеличение внутренней добычи газа. Показателен пример компании «Укргаздобыча», получившей трехкратное увеличение добычи газа с 0,5 до 1,5 млрд куб. м в реализуемых ею проектах скважин глубокого бурения в Днепровско-Донецком бассейне, где, к слову, сконцентрировано четыре пятых всех запасов газа Украины. Заинтересованы в таком бизнесе и западные компании, у которых есть и передовые технологии такого бурения. Но пока в Украину никто из них не пришел, и понятно, почему – их отпугивают нестабильность, близость к зоне боевых действий и, конечно же, коррупция.
«Укргаздобыча» успешно эксплуатирует месторождения «по второму кргу»
А вот о добыче сланцевого газа в Украине говорить пока нет смысла. Shell и Chevron, разрабатывавшие, соответственно, Юзовское и Олеськое месторождения, свернули свои проекты еще в 2014 году. И если для Юзовской площадки основным и понятным аргументом стали боевые действия в Донбассе, то уход Chevron объясняется, в т.ч., и коррупционными моментами, с которыми столкнулась компания в Украине. К тому же, в условиях снижения цены на газ на мировых рынках разработка сланцевых пластов оказывается пока что нерентабельной. По этой причине Chevron вышел не только из украинских, но и из польских проектов по разведке и добыче сланцевого газа.
Третий и четвертый выходы из ситуации с продолжающейся фактической зависимости от российского газа также давно известны: это набившая оскомину реформа ЖКХ с развитием малых котельных и дотациями на установку котлов для населения, а также реальные программы перехода на альтернативные источники энергии.
И все это замыкается на волю и желание власти действительно покончить с газовой уязвимостью Украины, а не продолжать делать то тут, то там большие и маленькие «гешефты» с перепродажей газа, реверсом и прочими «радостями» верховной бизнес-элиты. Для этого нужен иной уровень понимания государственных интересов, и, в конечном счете, иной тип мышления тех, кто принимает подобные решения.
Потому окончание срока действия «контракта Тимошенко» одновременно пугает и дает некую надежду. Более чем вероятно, что на этот раз в процесс неизбежных новых газовых переговоров вмешается Европа, которая будет склонять обе стороны к максимально быстрому принятию решений. Будут ли эти решения благоприятны для Украины? И да, и нет.
Благоприятным можно будет считать сам факт сохранения транзита. В принципе, это понятно и так: структура российской газодобычи построена так, что добытое голубое топливо нужно сразу же пускать «в трубу». Но Европа в этом плане может подсобить нам, заставив Россию, во-первых, не тянуть с подписанием документа, а, во-вторых, хотя бы минимально учесть потребности Украины в потреблении газа, поддерживая давление на входе в ГТС на уровне, приемлемом не только для транзита, но и для украинского потребителя, и главное – дав гарантии отказа от «выкрутасов», подобных всем предыдущим газовым войнам.
Кроме того, Европа может даже вложиться в апгрейд мощностей украинской ГТС - если, конечно, наша власть будет в этом заинтересована настолько, чтобы активно лоббировать этот проект. При успешном завершении такого проекта Украина может увеличить мощности по отбору газа из хранилищ, тем самым избавившись от критических ситуаций, подобных нынешней.
А вот дальше мы снова остается наедине проблемами, главная из которых – нежелание властей дать управляемой ими стране максимально возможную энергонезависимость от шантажа «газового медведя». Но этот вопрос настолько связан с изменением качества самой украинской элиты, что далеко выходит за рамки данной статьи.
Так что 2019 год, безусловно, будет ключевым и в этом важнейшем аспекте нашего политико-экономического бытия. Ждать осталось недолго. Нам бы только еще полторы зимы продержаться…
Павел Ковалев