НОВИНИ ДНЯ: Укргідрометцентр дав прогноз на найхолодніший місяць року  "Умови сприятливіші за довоєнні". Вартість житла у Києві відповідає десяти рокам оренди  Китай різко змінив генерала армії, який відповідав за політичну лояльність  До обрання і після. Чи змінилася риторика Трампа про війну в Україні та Путіна  Після Нового року погода в Україні почне змінюватись, - синоптикиня  Найсильніший спад за 16 років. Основна торговельна артерія Росії не виправдала сподівання Кремля  В Україні відновили можливість змінити оператора мобільного зв’язку із збереженням номеравсі новини дня
Бізнес
Технології
17.11.2009 16466

Захватчики доменов готовят атаку на зону "UA"

Toys.com — самый дорогой домен 2009 года: его продали за $5,1 млн. Вторая по объему сделка — покупка Candy.com за $3 млн.  

Домен приобрел американский производитель сладостей G&J Holding у Рика Шварца, которого называют доменным королем, — он неоднократный участник крупных сделок. К примеру, в прошлом году компания CNN купила у Рика Шварца доменное имя Ireport.com за $750 тыс., а интернет-портал Foreclosure.com — Property.com. Домен остается привлекательным инвестиционным инструментом, который даже в кризис может принести своему владельцу неплохую прибыль. Ничего странного в том, что масштабы киберсквоттинга (регистрация доменов для дальнейшей перепродажи) растут, — нет. Захватчики доменного пространства знают, что на него всегда найдутся претенденты. «Все, что я зарабатываю, вкладываю в новые домены, и это получается гораздо выгоднее, чем какие-нибудь ПИФы», — признался российский киберсквоттер Денис Гледенов в интервью журналу Esquire.

По данным MarkMonitor, к концу 2008-го киберсквоттерами было зарегистрировано 450 тыс. сайтов — на 18% больше, чем в прошлом году.
Киберсквоттеры не только караулят и перехватывают просроченные по оплате домены. Многие регистрируют новые имена в надежде, что они кому-то понадобятся. Самые перспективные те, в которых присутствует название торговой марки, — на такие сайты обязательно найдется покупатель. Но и головной боли с ними больше — компании пытаются бороться с захватчиками брендов, ведь это уже не честный бизнес, а вымогательство.

По оценке Всемирной организации интеллектуальной собственности, киберсквоттинг в 2008 году достиг беспрецедентных масштабов. Количество жалоб возросло на 8% по сравнению с 2007-м. Чаще всего атакам киберсквоттеров подвергались пять секторов: фармацевтика, банки, IT, ретейл, продукты питания. В 2010 году, когда появятся новые домены верхнего уровня (помимо существующих .com, .biz и т. д.), проблема киберсквоттинга ТМ может выйти из-под контроля, опасаются владельцы интеллектуально собственности

 

Доходные бренды


Собственники торговых марок не всегда могут или хотят регистрировать домены, созвучные с названием брендов. Этим-то и пользуются сквоттеры, занимая их в надежде, что компания рано или поздно примет решение запустить сайт. Паразитировать на чужих торговых марках проще всего — большой фантазии не надо, скорее пригодится юридическая подготовка. Но использование известных брендов — лишь часть бизнеса киберсквоттеров.


Охота на красивые вывески в интернете никогда не прекращалась. К примеру, за сайт vodka.ru компания «Русский Стандарт» выложила $3 млн. Sex.сom принес его владельцу $14 млн. Продажа двух/ трехзначных доменов с лихвой окупает массовую регистрацию новых имен в сети — на доменных аукционах это один из самых популярных продуктов.


Киберсквоттеры научились извлекать пользу из любого незаурядного события. После того как Сочи выиграл право стать столицей зимней Олимпиады 2014 года, в интернете были созданы более двух десятков сайтов, использовавших в своих названиях слова: «Сочи», «Олимпиада», «2014». Вскоре появились слухи о том, что домен olimpic-sochi.ru был продан за $1,8 млн. В украинском интернете есть уже более 10 сайтов с вариациями на тему Евро-2012. По мере приближения чемпионата их стоимость будет только расти.


Киберсквоттеры в курсе дел не только спортивной жизни. Как только стало известно о продаже Lehman Brothers, сквоттеры моментально определили несколько потенциальных покупателей — Barclays, HSBC и Bank of America — и зарегистрировали доменные имена: barclayslehman.com, hsbclehman.com, hsbclehmanbrothers.com и bofalehman.com. После поглощения Merrill Lynch банком Bank of America киберсквоттеры застолбили за собой bankofamericamerrilllynch.com и bofaml.com.
Как утверждает Фредерик Фелман, руководитель отдела маркетинга MarkMonitor, 80% сайтов, зарегистрированных киберсквоттерами в 2007-м, существовали более года. Это значит, что домены экономически выгодны для мошенников и они готовы нести связанные с ними расходы.
Ожидая потенциальных покупателей на свои домены, киберсквоттеры живут за счет рекламы. Она не только оправдывает продление их регистрации, но и приносит прибыль.

 

Еще десять лет назад большинство киберсквоттеров перенаправляли пользователей на порносайты или пытались продать владельцам бренда домены, которые включали названия торговых марок. Но сейчас киберсквоттеры создают портфель из тысяч доменных имен, зарабатывая на контекстной рекламе. Этому способствует рост интернет-рекламы и поисковая оптимизация. По оценкам аналитиков PricewaterhouseCoopers и Wilkofsky Gruen Associates, на интернет-рекламу к 2013-му компании выделят $87 млрд, что должно составить 18% всего рекламного рынка. Для сравнения: в 2004 году объем интернет-рекламы составил $18 млрд (4% рекламного рынка).
Киберсквоттеры используют названия брендов в доменах, чтобы привлечь посетителей. Таким образом они перехватывают часть трафика с сайтов владельцев торговых марок или — того хуже — перенаправляют потенциальных покупателей на ресурсы конкурентов. В MarkMonitor подсчитали, что в 2008-м потери торговых марок из-за действий киберсквоттеров достигли $175 млрд.

 

Защитный киберсквоттинг

 

По словам президента компании Imena.ua Александра Ольшанского, оценить масштабы киберсквоттинга в Украине сложно — пока этот бизнес достаточно скромный. Впрочем, как и сам интернет, где немногим свыше 7 млн пользователей. В Украине работает около десяти серьезных киберсквоттеров. Однако сделок дороже $50 тыс. на рынке не было. Знаковые домены обычно стоят $10–15 тыс., но таких очень мало — менее 1%. Остальные перепродаются за $50–200.

 

{xtypo_quote_right} Значительная часть киберсквоттинга в Украине пока связана с захватом торговых марок. {/xtypo_quote_right}.

К примеру, компании Google пришлось в суде отстаивать свое право на домен google.ua, который был зарегистрирован Олегом Богатовым. В начале 2009-го суд принял решение в пользу американской корпорации, но до сих пор через адрес google.ua можно попасть на Первую украинскую сеть знакомств kohaymos.com, но не на поисковик.


В мире существует огромное количество способов по борьбе с киберсквоттингом. В Украине домен верхнего уровня с названием торговой марки можно зарегистрировать только при наличии ТМ. «Это якобы должно было способствовать защите от сквоттинга, но на самом деле перевело его в более опасное русло. Сегодня сквоттер регистрирует и торговую марку, и домен, что делает его сильнее и юридически неуязвимее. К примеру, в Законе «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» есть формулировка: «Владелец знака вправе запрещать его использование в доменных именах». Хотя в терминах этого закона слово «использовать» означает продажу товаров и услуг под соответствующей торговой маркой. Но наши суды часто пытаются трактовать это таким образом, что владелец ТМ имеет права на все домены, где есть соответствующие сочетания букв», — рассказывает Александр Ольшанский.


Крупные компании защищены еще и законом о недобросовестной конкуренции, в котором содержится понятие широкоизвестных торговых марок. Таким компаниям легче доказать свои права на бренд, хотя они и втягиваются в малоэффективный юридический конфликт, который может длиться несколько лет. К примеру, Yahoo! все же удалось отсудить у киберсквоттера домен yahoo.com.ua. К тому времени в Украине у компании уже были зарегистрированы торговая марка и домен верхнего уровня yahoo.ua. В суде удалось доказать, что Yahoo! — это уникальная торговая марка, хорошо известная во всем мире, а значит, ее несанкционированное использование приводит к путанице. Если же киберсквоттер воспользовался малоизвестной торговой маркой, то ее владельцу проще выкупить домен. Судиться с киберсквоттерами в таком случае невыгодно.


Одна из стратегий защиты для компаний — зарегистрировать максимальное количество вариаций своих торговых марок в разных уровнях и во всех зонах. «Среди наших клиентов есть одно известное издательство. Оно зарегистрировало огромное количество доменов по своей тематике. На всякий случай — чтобы их никто не «засквотил». Обычно, когда к нам клиенты обращаются и регистрируют какой-то домен, мы советуем регистрировать одноименные домены во всех распространенных зонах: com.ua, kiev.ua, net.ua. $10 за домен в год даже для небольших компаний не такая уж крупная сумма», — говорит Александр Ольшанский.


Однако предприятиям с разнообразным портфелем брендов подобная защита своих торговых марок обходится не так уж дешево. К примеру, InterContinental Hotels Group, владеющей сетью отелей, пришлось зарегистрировать 4200 доменных имен, чтобы защитить от киберсквоттеров семь своих брендов (включая Holiday Inn и Crowne Plaza). Телекоммуникационная компания Verizon зарегистрировала более десяти тысяч доменов. Таким образом она смогла вернуть 9 млн пользователей на страницы своих сайтов. Все равно так дешевле, чем каждый раз подавать жалобу за $1500 во Всемирную организацию интеллектуальной собственности, которая рассматривает споры между владельцами брендов и сквоттерами.


Масштабы киберсквоттинга в Украине будут только увеличиваться. Сеть расширяется, рекламодатели постепенно осваивают интернет, а значит, здесь будет все больше компаний, готовых выложить значительные суммы за звучное имя или домен с названием торговой марки, захваченный сквоттером. В других доменных зонах, в том числе Рунете, все хорошие домены уже заняты. Там у начинающих киберсквоттеров практически нет шансов преуспеть, следовательно, рано или поздно они начнут более активно осваивать близлежащие пространства, в частности, украинскую сеть, ведь здесь все только начинается.

 

Текст: Елена СТРУК, Контракты

Оценка материала:

3.75 / 8
Захватчики доменов готовят атаку на зону "UA" 3.75 5 8
Бізнес / Технології
17.11.2009 16466
Еще материалы раздела «Технології»