Життя та Стиль
Суспільство
Всё, что вы хотели узнать про ситуацию с музеем на Почтовой площади. FAQ
Все, что нужно знать о борьбе за музей на Почтовой площади. Концентрировано и емко.
1. С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ ВСЯ КАНИТЕЛЬ? ОТКУДА ТАМ БРАТЬСЯ МУЗЕЮ?
Изначально на Почтовой площади предполагалсь только реконструкция ранспортной развязки, однако киевская власть посчитала, что историческая часть столицы, которая входит в перечень памятников архитектуры, не достаточно коммерциализирована. В проект внесли строительство трех огромных подземных ТЦ прямо под площадью, которые должны были порадовать киевлян лакшері бутіками, брендовим шоппінгом та широким асортиментом китайских колготок і сумок з кожи молодих дєрмантінів весной 2016.
Реализацию этой благородной миссии выиграла во время тендера ООО «Хенсфорд-Украина», фирма, быстренько учрежденная за 2 месяца до проведения конкурса. Ее связывают с компанией Марины Пелых – жены Андрея Кравца, «завхоза Януковича», доверенного лица, которому поручали обустройства быта бывшего гаранта и семьи – на работе и дома, в Межигорье. Кстати, кто помнит, именно с именем Кравца связывают также застройку на месте Гостиного двора.
Но что-то пошло не так.
В начале 2015 года во время работ экскаватор натолкнулся на археологические артефакты времен Киевской Руси. Археологи забили в набат, настаивая на наделении участка охранным статусом и создании музея, строительство приостановили. Приезжали чиновники, кивали головами, приезжал Кличко, и снизойдя в подземное царство нереализованных надежд застройщика, авторитетно заявлял: «кто не бережет своей истории, тот не имеет будущего; однозначно, это должно быть сохранено».
Роботы специалистов продолжались с переменным успехом два года, пока в начале 2017 года инвестору, вынужденному по закону финансировать исследование, не надоело и он не решил прекратить дальнейшее выделение средств. А также изъявил желание строительство ТЦ продолжать – и вообще разместить гигантскую бетонную плиту посреди площади в интересах безопасности.
Тут и начинается вся эта метафизическая борьба двух противоположных систем культурного кода – всенивелирующего потреблядства в виде очередного Торгового Центра и сохранения национальной истории в виде уникального Исторического Музея.
2. А ЧТО ТАМ НАШЛИ ПРИ РАСКОПКАХ? ОНО ХОТЬ ЦЕННОСТЬ ИМЕЕТ?
За два года раскопок на Почтовой площади археологи обнаружили прибрежный квартал древнего города – находки датируются вплоть до XI века.
- Одной из первых находок стало погребальное захоронение людей, живших во времена Киевской Руси — в XII веке. Ученые утверждают, что рядом находилась церковь, построенная в том вместе потому, что в этом месте князь Владимир проводил крещение Руси;
- 300 монет разных периодов;
- Кольца;
- Нательные кресты с выбитым на них священным писанием;
- Разнообразная посуда;
- Большое количество керамики;
- Свинцовые пули, стрелы, ядра;
- Ювелирные украшения ХІ-ХІІ веков;
- Остатки оборонительной стены Киева;
- Княжеские свинцовые печати, регалии княжеской власти, используемые для официальных документов (самые ранние датируются XI веком);
- Целая улица и остатки мостовой XVII-XVIII веков: найдены деревянные срубы и частоколы;
- Остатки древнерусской усадьбы (XI—XII вв.), площадь которой – до 1 тысячи квадратов.
Более того, археологами были найдены слои земли, которые относятся к так называемым древнерусским или домонгольским периодам – это ІХ век. То есть, если проводить раскопки дальше, в более глубоких слоях могут обнаружить более древний пласт и архитектурные находки.
3. ЧТО ПОСТАНОВИЛИ В КГГА?
19 апреля 2018 года депутаты Киевского городского совета приняли «за основу» в первом чтении проект решения, предполагающий разрыв договора с инвестором-застройщиком ООО «Хенсфорд Украина» и сохранение археологических находок с возможностью создания Музея Истории Киева. Авторство проекта принадлежит председателю фракции «Самопомощь» Сергею Гусовскому.
И вот, казалось бы, вот оно, победа. Однако.
Со временем было внесено перечень правок, за которые не проголосовали. Священная ярость активистов внеслась в сессионную залу. Сессия была объявлена сорванной и ее перенесли. За это время Кличко быстро выработал «компромиссный» альтернативный проект решения (без обсуждения с общественностью, четко обозначив поступком, куда громада должна засунуть свое мнение), и вот, 21 июня во втором чтении депутаты рассматривали уже и принимали именно его.
Разница между проектом решения Гусовкого и Кличка – фундаментальная:
- Отсутствует момент расторжения договора с инвестором (то есть, КГГА дало согласие на продолжение строительства ТРЦ);
- Отсутствует момент создание физического музея, в нем даже слово «музей» не фигурирует; идется про сохранение артефактов и музеификацию их в «публичном пространстве» (расшифровывая, отдать 100 кв. м. под экспонаты в будущем подземном ТРЦ на 6000 тыс. кв. м.)
В общем счете, проект включает такие пункты:
- Разработка альтернативного проекта укрепления территории;
- Не позднее чем через полгода принятия решения восстановить археологические раскопки с привлечением международных экспертов с археологии и консервации объектов культурного наследия;
- В течении трех месяцев после завершения археологических раскопок принять меры по проведению открытого международного архитектурного конкурса по музеефикации объектов и организовать публичное пространство на Почтовой;
• принять в коммунальную собственность имущество, находящееся на земельном участке под Почтовой;
• создать коммунальное учреждение «Центр консервации предметов археологии» с
отнесением его к сфере управления КГГА.
4. ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС НА ПОЧТОВОЙ ПЛОЩАДИ?
Активисты нескольких организаций заняли место раскопок и объявили о проведении бессрочного круглосуточного пикета. Там постоянно находится несколько десятков человек и всегда кто-то ночует. Да-да, и в дождь, и в ветер, и в грозы, и в житейскую стынь – в установленных палатках.
Одна из активисток, председатель ОД «Почайна», Аннабелла Морина объявила бессрочную голодовку в знак протеста против решения КГГА и проекта решения, в котором отсутствует создание Исторического музея и расторжения договора с застройщиком. Она голодает на данный момент уже 12-й день. Столько же продолжается и забастовка (на данный момент госпитализирована - прим. ред.).
Постоянно проходят различные акции, проводятся культурные мероприятия на Почтовой площади в защиту музея для привлечения внимания широкой общественности, идет сбор подписей в открытом письме к Премьер-министру Украины и т.д.
5. ЧЕГО ТРЕБУЮТ АКТИВИСТЫ?
- Требование вмешаться первых лиц страны в ситуацию и заняться вопросом предоставления месту статуса национального значения (а не местного, как оценили власти уникальные археологические артефакты времен Средневековья – это, как если бы раскопанным в свое время Помпеям снисходительно бросили подобную подачку);
- Расторжение договора с ООО «Хенсфорд Украина»;
- Позволить на государственном уровне завершить ученым (Киевскому центру Археологии, Институту археологии НАН) полноценно завершить археологические исследования;
- Разместить на месте раскопок Исторический музей по проекту, который одержит победу на международном конкурсе. Не пространство под экспонаты в 100 кв. м. в огромном ТРЦ, а реальный музей.
6. МОЖНО ЛИ ВЗГЛЯНУТЬ НА РАСКОПКИ?
Да. Нужно.
Член ICOMOS, искусствовед Ольга Рутковская ежедневно (практически, не всегда выходит - в силу обстоятельств) проводит плановые бесплатные экскурсии по раскопкам – в 15:00 и 18:00. Регистрироваться не нужно.
Одно дело – знать об абстрактных находках Киевской Руси и что где-то что-то там какие-то малахольные идеалисты-археологи нашли. Другое дело – лично пройтись, увидеть, прочувствовать, послушать от эксперта какую именно ценность представляет собой раскопанное.
7. И ЧТО ТЕПЕРЬ?
25 июня КГГА принял в первом чтении решение о прекращении инвестиционного договора с застройщиком. Проект подали три лидера фракций Киевсовета — Сергей Гусовский от «Самопомощи», Владимир Бондаренко от «Батькивщины» и Александр Омельченко от фракции «Единство».
Впрочем, рассматривать его всё равно будут не раньше сентября.
Активисты стоят до последнего.
Раскопки понемногу подтапливаются – и эту зиму могут не пережить.
Пока так. Поправьте меня, если где-то ошиблась или что-то упустила.
Автор: Катерина Кобко, общественная активистка, блогер, икиевлянка