Політика
Україна
Православный Томос – не скрижаль Завета: без драки не обойтись?
Алекандр Кочетков, политолог: Неоднократно подчеркивал: суверенная Украина без разрыва с кремлевским православием невозможна. Это не обсуждается. Но у нас в очередной раз наблюдается «синдром чуда»: то есть, ожидание некого символического события, которое автоматическим образом, практически без нашего участия, изменит нашу жизнь к лучшему. Как та небесная манна, которая в Моисеевом походе насыщала всех без трудов по добыванию земной пищи.
Возникновение украинской поместной церкви — это сложная длительная работа, состоящая из двух частей.
Первую часть без преувеличения блестяще сейчас выполняет Вселенский Патриархат. Там умно, проявляя недюжинную волю и воистину византийское хитроумие, преодолевают оголтелое сопротивление Москвы и обеспечивают признание украинской автокефалии мировым православием. Которое вовсе не однородно, строем в храм, как в недоимперии, не ходит и чисто административного давления не признает.
Но с момента появления Томоса, который есть зафиксированное в церковном документе ПРАВО Украины иметь свою церковь, начинается наша работа, украинского общества, по реализации этого права в материальный факт. Начинается тот самый «квартирный вопрос, который всех портит». Потому что даже грянь с небес скрижаль сверхнового завета, мы ведь не станем автоматически более духовными, честными, благородными.
Понятно, что Президент Порошенко из каждого утюга расскажет о своем личном вкладе в христианство (вот только не пойму, на каком кресте ленточку он перережет, но в АП придумают). А далее понадобится кропотливая, продуманная, системная деятельность власти и территориальных громад.
Отобрать у московского патриархата храмы и передать их киевскому — это худшее, что можно придумать. Начать стоит с того, что перед каждым православным храмом в Украине появится заметная с километра табличка «Храм Украинской Православной церкви» или «Храм Российской православной церкви». Именно «российской», а не «русской», что соответствует сути, хотя противная сторона будет отчаянно настаивать именно на «русской».
Далее должны определяться местные громады, к какой конфессии будет принадлежать их храм. При этом редкий священник напрямую пойдет против позиции свой паствы. Но такая позиция должна быть однозначной и массовой.
Во многих случаях, особенно, с лаврами и известными монастырями, конфликты все равно неизбежны. Но чрезвычайно важно не отдать конфликты в руки парамилитарных образований, а у ПАПа, опасающегося потерять даже малую часть электората, такой соблазн возникнуть может. Вы удивитесь сколько появится, например, искренних защитников Киево-Печерской лавры от ряженых националистов, если те, под шумок от Томоса, попробуют лавру захватить. И как много среди этих защитников окажется тех, кто проливал свою кровь за Украину на восточном фронте: мы — парадоксальная страна.
Но и позволить пророссийским церковникам вывезти из храмов все святыни и материальные ценности тоже недопустимо. Значит, силу применять таки придется. И, по державной логике, это должна быть полиция, в отдельных случаях усиленная Нацгвардией. Но, по логике предвыборной, доверительного сотрудничества между Порошенко и Аваковым как-то не просматривается.
Кроме силовиков добавится и кропотливой работы экономистам, потому что развязать все нынешние финансовые хитросплетения, касающиеся деятельности православных храмов, будет очень непросто.
И самое главное: выполнить работу по созданию Украинской Поместной православной церкви действующий Президент просто не успеет. То есть, скорее всего, заканчивать ее придется уже следующему Президенту. А ни один из кандидатов эту тему в свою предвыборную палитру пока не включил, потому что ее пытается приватизировать Президент действующий.
И что выйдет из всего этого в конечном итоге — один Господь ведает. Но двигаться в этом направлении необходимо. Если, конечно, нам необходима суверенная и успешная Украина.
Автор: Александр Кочетков