НОВИНИ ДНЯ: У Зеленського відреагували на пропозицію РФ розділити Україну  Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнтвсі новини дня
Бізнес
Економіка
19.03.2010 14063

Как реформировать экономику, оставаясь при власти и не имея крайних

Даже оппоненты но­во­го украинского пра­вительства не стре­мятся всерьез кри­­ти­ковать его дея­тель­ность, понимая, что такая кри­тика спустя несколько дней после формирования кабинета будет выглядеть, мягко говоря, не очень убедительно. О чем сейчас говорит оппозиция? О самой про­цедуре формирования коа­ли­ции. Но это уже имеет отношение не столько к правительству как таковому, сколько к функцио­ни­ро­ванию украинской власти и уже ставшему традицией отно­ше­нию к закону как к предмету вольного интерпретирования в сиюминутных интересах.

Гово­рит и о некоторых кадровых наз­на­чениях. При этом сам состав пра­ви­тельства в целом не подвергается особым сомнениям. И это тоже логично. Можно не со­гла­шаться с политическими взгля­дами какого-нибудь мини­стра, но для того чтобы кон­крет­ный управленец, не замеченный в политических заявлениях, про­я­вил очевидную неком­пе­тен­т­ность, должно пройти время.

И все же об определенных рисках для нового Кабинета министров можно говорить уже теперь. Первый риск — сама процедура формирования правительства. Нет, я говорю вовсе не о том, как была создана коалиция. Я говорю именно о процедуре формирования самого кабинета. Казалось бы, никаких особых проблем здесь не должно было бы быть. Это когда БЮТ и «Наша Украина» создавали свои кабинеты, проходили недели в мучительном выяснении отношений и распределении портфелей между возможными партнерами по коалиции. А в этом правительстве коммунистов, по сути, нет, представители Блока Литвина играют скорее символическую роль. Это правительство Партии регионов. И президентская партия получила уникальную возможность создать настоящий кабинет управленцев!
Но не тут-то было. На поверку оказалось то, что мы давно знали, да только за время пребывания Партии регионов в оппозиции успели забыть. Партия регионов — сама не столько партия, сколько коалиция. И для того чтобы утрясти интересы различных групп влияния, составляющих костяк этого объединения, потребовались переговоры, не сравнимые по мучительности с переговорами оранжевых. Единственное для регионалов преимущество: поскольку эти переговоры шли в рамках одной партии, они не были публичными.
Но что толку-то, когда результат налицо: очень большое правительство с сомнительной управляемостью. Одни министры имеют возможность выходить непосредственно на главу государства, другие — замкнуты на главу правительства, и при этом формально и те и другие имеют между собой и президентом (премьером) вице-премьера, который должен курировать их деятельность. Уровень взаимопонимания между президентом и премьером, вероятно, и велик, но вот только понимание ими собственных полномочий и возможностей пока не определено до конца, иначе не было бы публичной перепалки относительно будущего председателя правления Национального банка.
На первый взгляд, все это мелочи, Николаю Азарову не впервой управляться с такой сложной и алогичной управленческой структурой. Но на этот раз от структуры требуется максимальная эффективность, она не имеет права на ошибки — и не из-за того, что правительство должно бояться оппозиции, а из-за того, что этому кабинету досталось очень тяжелое наследие (и его представители это признают) и необходимо принимать точные и жесткие решения. Как такие решения будут приниматься в условиях неизбежного согласования политических и реальных экономических интересов страны — это и есть следующий риск для новой власти, тем более что ответственность за последствия этих решений сейчас уже просто не на кого будет переложить. Президент Виктор Янукович, конечно же, может критиковать правительство, но это — его правительство. А оно уж и подавно не может предъявлять президенту обвинения, которыми осыпала Юлия Тимошенко Виктора Ющенко. А значит, любые согласованные действия главы государства и Национального банка правительством под сомнение ставиться не будут. А мы уже знаем, что у НБУ — в особенности в случае сохранения на посту его руководителя Владимира Стельмаха — и у Кабинета министров могут быть различные представления о стабильности.
Все эти управленческие сложности могут сказаться в первую очередь на переговорах с международными финансовыми организациями, и особенно в период распределения средств, которые будут получены на стабилизацию украинской экономики. То, что требуют от Украины в обмен на помощь, — это в общем-то те самые непопулярные меры, которые не нужны ни одной политической партии, но необходимы самой стране для перспективного преодоления кризиса. То, на что готово пойти правительство, может противоречить интересам партии. Да и в самом правительстве могут быть разные представления о том, что следует делать, чтобы и из кризиса выйти, и у власти остаться. И сторонники этих различных взглядов будут апеллировать и к Януковичу, и к Азарову, и к тем, кто их делегировал в кабинет. Словом, если оранжевые в свое время получили огромный кредит доверия, то синие — огромную власть. И еще большую ответственность.

 

Текст: Виталий ПОРТНИКОВ, Контракты

Оценка материала:

3.67 / 6
Как реформировать экономику, оставаясь при власти и не имея крайних 3.67 5 6
Бізнес / Економіка
19.03.2010 14063
Еще материалы раздела «Економіка»