Бізнес
Економіка
Как реформировать экономику, оставаясь при власти и не имея крайних
Даже оппоненты нового украинского правительства не стремятся всерьез критиковать его деятельность, понимая, что такая критика спустя несколько дней после формирования кабинета будет выглядеть, мягко говоря, не очень убедительно. О чем сейчас говорит оппозиция? О самой процедуре формирования коалиции. Но это уже имеет отношение не столько к правительству как таковому, сколько к функционированию украинской власти и уже ставшему традицией отношению к закону как к предмету вольного интерпретирования в сиюминутных интересах.
И все же об определенных рисках для нового Кабинета министров можно говорить уже теперь. Первый риск — сама процедура формирования правительства. Нет, я говорю вовсе не о том, как была создана коалиция. Я говорю именно о процедуре формирования самого кабинета. Казалось бы, никаких особых проблем здесь не должно было бы быть. Это когда БЮТ и «Наша Украина» создавали свои кабинеты, проходили недели в мучительном выяснении отношений и распределении портфелей между возможными партнерами по коалиции. А в этом правительстве коммунистов, по сути, нет, представители Блока Литвина играют скорее символическую роль. Это правительство Партии регионов. И президентская партия получила уникальную возможность создать настоящий кабинет управленцев!
Но не тут-то было. На поверку оказалось то, что мы давно знали, да только за время пребывания Партии регионов в оппозиции успели забыть. Партия регионов — сама не столько партия, сколько коалиция. И для того чтобы утрясти интересы различных групп влияния, составляющих костяк этого объединения, потребовались переговоры, не сравнимые по мучительности с переговорами оранжевых. Единственное для регионалов преимущество: поскольку эти переговоры шли в рамках одной партии, они не были публичными.
Но что толку-то, когда результат налицо: очень большое правительство с сомнительной управляемостью. Одни министры имеют возможность выходить непосредственно на главу государства, другие — замкнуты на главу правительства, и при этом формально и те и другие имеют между собой и президентом (премьером) вице-премьера, который должен курировать их деятельность. Уровень взаимопонимания между президентом и премьером, вероятно, и велик, но вот только понимание ими собственных полномочий и возможностей пока не определено до конца, иначе не было бы публичной перепалки относительно будущего председателя правления Национального банка.
На первый взгляд, все это мелочи, Николаю Азарову не впервой управляться с такой сложной и алогичной управленческой структурой. Но на этот раз от структуры требуется максимальная эффективность, она не имеет права на ошибки — и не из-за того, что правительство должно бояться оппозиции, а из-за того, что этому кабинету досталось очень тяжелое наследие (и его представители это признают) и необходимо принимать точные и жесткие решения. Как такие решения будут приниматься в условиях неизбежного согласования политических и реальных экономических интересов страны — это и есть следующий риск для новой власти, тем более что ответственность за последствия этих решений сейчас уже просто не на кого будет переложить. Президент Виктор Янукович, конечно же, может критиковать правительство, но это — его правительство. А оно уж и подавно не может предъявлять президенту обвинения, которыми осыпала Юлия Тимошенко Виктора Ющенко. А значит, любые согласованные действия главы государства и Национального банка правительством под сомнение ставиться не будут. А мы уже знаем, что у НБУ — в особенности в случае сохранения на посту его руководителя Владимира Стельмаха — и у Кабинета министров могут быть различные представления о стабильности.
Все эти управленческие сложности могут сказаться в первую очередь на переговорах с международными финансовыми организациями, и особенно в период распределения средств, которые будут получены на стабилизацию украинской экономики. То, что требуют от Украины в обмен на помощь, — это в общем-то те самые непопулярные меры, которые не нужны ни одной политической партии, но необходимы самой стране для перспективного преодоления кризиса. То, на что готово пойти правительство, может противоречить интересам партии. Да и в самом правительстве могут быть разные представления о том, что следует делать, чтобы и из кризиса выйти, и у власти остаться. И сторонники этих различных взглядов будут апеллировать и к Януковичу, и к Азарову, и к тем, кто их делегировал в кабинет. Словом, если оранжевые в свое время получили огромный кредит доверия, то синие — огромную власть. И еще большую ответственность.
Текст: Виталий ПОРТНИКОВ, Контракты