Бізнес
Економіка
Почему Украину не должны беспокоить Северный и Южный потоки
Российские официальные лица поспешили отвергнуть предложение главы итальянской нефтегазовой компании ENI Паоло Скарони об объединении проектов газопроводов «Набукко» и «Южный поток». Но этот отказ не меняет фактического положения дел: глава крупнейшей европейской газовой компании, считавшийся одним из наиболее важных союзников Москвы в деле продвижения амбициозного проекта, от него отрекся.
Нужно ли было ожидать другого исхода после недавнего экономического кризиса, заставившего энергетические компании, как и простых смертных, считать деньги?
Южный поток, как и Северный — прежде всего политические, а не энергетические проекты. Они были призваны стать олицетворением эпохи Владимира Путина, эпохи превращения России в энергетическую сверхдержаву — раз уж эта страна не способна соревноваться с Западом в области новейших технологий. Понятно, что путь был избран ошибочный — сырьевая экономика всегда уязвима, тем более в такой огромной, неустроенной и незаселенной стране, как Россия, — но зато амбициозный и простой. Руководители Газпрома делали все возможное, чтобы потакать этой прихоти бывшего президента и договариваться с европейскими политиками и энергетическими начальниками. При этом политики всегда были настроены гораздо лояльнее — очевидно, считали, что таким образом они привяжут Россию к Европе, а не наоборот. А вот руководство энергетических компаний, даром что государственных, всегда было куда осторожнее. Хотя бы уже потому, что не видело очевидной прибыли от дорогостоящих газопроводов под водой и всегда интересовалось, что же это с ними будет, если упадет количество потребляемого газа или снизится его стоимость. Южному потоку всегда было сложнее, чем Северному, — у него имелся более дешевый конкурент, названный именем вавилонского царя и проходящий в обход России. А это соответствует европейской политике диверсификации газовых поставок. И что бы там ни говорили российские энергетики, а Набукко преуспел больше Путина. Потому что соглашение о его строительстве ратифицировали уже все участники проекта. А в случае с Южным потоком согласия Турции и Болгарии еще ждут. Кстати, Турция была последней страной, одобрившей строительство Набукко…
Я не стану утверждать, что вавилонский царь будет коронован: проблем у этого проекта тоже немало, средства на реальное его строительство выделять не спешат. А все потому, что для Набукко нужен газ.
Топливо это необходимо будет законтрактовать у Туркменистана и Азербайджана. Над этим европейцы сейчас работают, но и россияне будут делать все возможное, чтобы отговорить Баку и Ашхабад от подписания соглашения с Евросоюзом. Но получится ли убедить возможных поставщиков? И будет ли означать отказ Туркменистана и Азербайджана от поставок газа для Набукко то, что на Западе согласятся финансировать Южный поток? Очень сомневаюсь. Ведь в этом случае станет очевидным, что Россия преследует прежде всего политические цели и применяет все возможные средства, чтобы не просто получить прибыль от поставок своего сырья, но и уничтожить конкурентов.
Спрашивается, зачем ей это нужно? Какой будет следующий шаг теперь уже премьера Владимира Путина? И если столько сил тратится на то, чтобы уничтожить Набукко и спасти Южный поток, то стоит ли строить Северный? А ведь у этого проекта пока более счастливая судьба, чем у его южного собрата — по крайней мере, теоретически…
Всю эту историю нужно тщательно отслеживать для того, чтобы понять: Украине не следует суетиться. Новое украинское руководство так озаботилось судьбой отечественной газотранспортной системы, как будто уже завтра в Москве собираются отказываться от наших транзитных услуг и переключаться на подводные проекты. А их-то и нет! Пусть суетится Россия! Ведь именно модернизация украинской газотранспортной системы, проведенная в сотрудничестве с Евросоюзом, поможет этой стране и увеличить объем поставок сырья в Европу, и рассчитывать на конкуренцию с другими поставщиками, и не вызывать подозрений в чрезмерных амбициях и желания отгородиться от российского газа. Конечно, в таком случае нужно будет отказаться от проекта энергетической сверхдержавы и стать просто лояльным поставщиком сырья. Но в этом не будет ничего плохого ни для РФ, ни для Украины, ни для покупателей российского газа.
Текст: Виталий Портников