Життя та Стиль
Суспільство
Фейки о COVID-19 слышали более 80% украинцев
В нынешнем году свыше 80% украинцев сталкивались с дезинформацией в СМИ относительно коронавирусной болезни COVID-19 и других важных тем, и более трети готовы были делиться ею с другими.
Об этом свидетельствуют представленные в Укринформе результаты нового социологического опроса USAID-Internews «Отношение населения к СМИ и потреблению различных типов медиа - 2020».
«Львиная доля украинцев сталкивалась с неправдивыми слухами и дезинформацией о коронавирусной болезни. Свыше 80% респондентов отметили, что им было известно о распространении неправдивых историй, связанных с коронавирусом - например, о том, что это биологическое оружие, разработанное в китайских или американских лабораториях, что его придумали медиа или что к его распространению привело использование интернет-технологий 5G.
Около трети опрошенных считали такие истории правдивыми, а более трети признались, что делились этой дезинформацией с другими», - отметила во время презентации директор Internews в Украине Джиллиан МакКормак.
Согласно исследованию, 77% украинцев осознают существование дезинформации, а около 62% респондентов уверены в своей способности отличить дезинформацию от правдивых новостей. Это приводит к нехватке понимания проблемы дезинформации: 58% опрошенных считали дезинформацию серьезной проблемой, в то время как 35% считали, что с этим надо что-то делать. Впрочем, реальное умение респондентов отличать качественную информацию от дезинформации не совпадало с их собственной оценкой, а тем, кому удалось определить разницу между настоящей и неправдивой информацией значительно меньше: с 11% в 2019 году до всего 3% в 2020-м, отмечалось на презентации.
«В опросе нынешнего года мы заметили несколько тревожных тенденций. Новости, которые люди потребляют на социальных медиаплатформах, не всегда надежны. Кроме того, многие сталкивались с неправдивыми историями, связанными с COVID-19 и другими важными темами. Факт того, что треть респондентов показала свое намерение поделиться неправдивой информацией с общественностью, даже если они сами в нее не верили, показывает, что мы с партнерами должны упорно работать, чтобы помочь украинцам понять, насколько важно не распространять дезинформацию и соблюдать информационную гигиену» , - подчеркнула МакКормак.
По ее словам, исследование подтвердило мировую тенденцию к росту популярности цифровых медиа в противовес телевидению и другим традиционным новостным СМИ. Первое место среди источников информации, которым больше всего доверяют, разделили между собой национальные и региональные онлайн-медиа - к каждому из них испытывают доверие по 48% опрошенных. Тогда как показатель доверия к национальным телеканалам составляет 41% - по сравнению с 49% в 2019 году. Единственными типами медиа, которым удалось в этом году нарастить доверие к себе, стали региональное радио (22%) и региональные онлайн-медиа (48%), которые, по мнению респондентов, предлагают более широкий спектр точек зрения.
Опрос также показал, что доля украинских интернет-пользователей возросла с 71% в 2015 году до 90% в 2020 году. Среди молодежи в возрасте 18-35 лет этот показатель достигает 100%.
Также, согласно исследованию, украинцы заметили сокращение объемов информирования о реформах. Около 47% респондентов отметили, что им не хватало информации о медицинской реформе, несмотря на то, что осведомленность о ней была высокой и составила 55%. По сравнению с прошлым годом осведомленность граждан о земельной реформе выросла с 35% до 53%, тогда как показатели осведомленности о реформе децентрализации снизились с 46% до 35%, а о пенсионной реформе - с 48% до 43%.
Исследование «Отношение населения к СМИ и потреблению различных типов медиа в 2020 году» был проведен социологической компанией InMind по заказу международной неприбыльной организации Internews, которая реализует «контекстно-медийную программу в Украине» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Основная цель исследования - изучить привычки украинцев, касающиеся потребления медиа, а также их доверие к медиа, оценить уровень медиаграмотности и осведомленность населения относительно внедрения реформ в Украине.
В июле-августе текущего года представители InMind опросили 4000 респондентов в 12 областях Украины. Погрешность выборки не превышает 2,5%.