НОВИНИ ДНЯ: У Зеленського відреагували на пропозицію РФ розділити Україну  Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнтвсі новини дня
Бізнес
Економіка
11.05.2010 13587

Печатный процесс: почему бюджет-2010 увеличивает риск роста инфляции

Налоговая нагрузка на экономику вырастет — такая идея заложена в принятом Верховной Радой 27 апреля госбюджете на 2010 год. Согласно документу, доходы сводного бюджета в этом году увеличатся на 22,6% — до 334,8 млрд грн (по сравнению с фактическим показателями бюджета­ 2009). Выполнить этот план правительство намерено прежде всего за счет повышения налогов.

 

Вырастут акцизы на алкоголь, табак и бензин. А порядок начисления налога на прибыль и НДС изменится таким образом, что компании будут вынуждены увеличить платежи в бюджет. Вторым инструментом наполнения казны станет усердие налоговиков, в частности в борьбе с выплатой зарплат в конвертах. Объем «мобилизации» сбора в Пенсионный фонд должен вырасти на 22% (до 121,8 млрд грн). Еще один неожиданный способ улучшения финансового состояния государства — резкое уменьшение плана по возмещению НДС (на 29,3% — до 25 млрд грн).
Однако заложенное в главном финансовом документе страны увеличение налогового давления не станет катастрофой для бизнеса. Основная часть повышения будет компенсирована увеличением доходов компаний в результате роста ВВП (на 3,1% по итогам года), а также инфляции (13,1%). Поэтому увеличение налоговой нагрузки будет заметным, но не резким: если в 2009-м доходы сводного бюджета и Пенсионного фонда составляли 39,3% ВВП, то в этом году они достигнут 42,2% ВВП.
Главная проблема бюджета — риск ускорения инфляции. Намерения чиновников нарастить расходы превосходят их желание повысить налоги. Размер расходов сводного госбюджета (397,8 млрд грн) превышает прошлогодний уровень почти на треть. И это не все. Правительство планирует выделить дополнительно 30,5 млрд грн на займы и инвестиции сверх основных бюджетных статей. Вдобавок дефицит Пенсионного фонда составляет 29,6 млрд грн. Источником покрытия дефицита, так же, как и в минувшем году, будут кредиты. Кабмин планирует привлечь в казну $2 млрд займа МВФ, $1,3 млрд от продажи еврооблигаций и $0,5 млрд средств Всемирного банка. Но главным кредитором правительства останется, по всей видимости, Национальный банк. Из общей суммы запланированных заимствований (100,3 млрд грн) на внутреннем рынке Кабмин намерен привлечь две трети (66,2 млрд грн). Предоставить такие средства способен только НБУ.
Аналогичный способ финансирования госрасходов в 2009-м использовало и правительство Юлии Тимошенко. Однако в этом году Национальному банку будет гораздо труднее одновременно финансировать правительство и сдерживать расширение денежной массы, изымая деньги из банковской системы. Причина — в переменах на валютном рынке. В минувшем году регулятор продавал иностранную валюту на межбанке, а выкупленные при этом гривни фактически уходили из обращения. А с февраля этого года Нацбанк, наоборот, активно покупает доллары, выпуская в обращение национальную валюту. Только за март международные резервы регулятора выросли на $1 млрд.
Потребность Кабмина в помощи НБУ может оказаться выше запланированной. «Налогообложение увеличивается быстрее, чем растет экономика. Поэтому есть вероятность, что правительство не сможет выполнить план по доходам бюджета, и дефицит увеличится», — полагает Александр Жолудь, экономист Международного центра перспективных исследований. Существуют и другие риски увеличения государственных расходов, в частности связанные со значительным объемом выданных под госгарантии кредитов. «Ноу-хау правительства — это отсутствие зафиксированной цифры расходов. Норма закона относительно соответствующей суммы расходов не имеет никакого значения, поскольку пять других статей законопроекта позволяют превышать установленные цифры расходов», — опасается экс-министр финансов Виктор Пинзеник.
В то же время ускорение инфляции не является неизбежным. Правительство всегда может сократить бюджетные расходы, и прежде всего — обычно крайне неэффективные государственные инвестиции. Так же делал предыдущий Кабмин.

Текст: Константин Кравчук, «Контракты»

Оценка материала:

4.00 / 8
Печатный процесс: почему бюджет-2010 увеличивает риск роста инфляции 4.00 5 8
Бізнес / Економіка
11.05.2010 13587
Еще материалы раздела «Економіка»