<
НОВИНИ ДНЯ: Рецепт рибного супу з лососем  Синоптик назвала точну дату, коли до України повернеться 20-градусне тепло  Інфляція в Україні прискориться: експерти назвали дві причини зростання цін  Україна має найвищу в Європі готовність воювати за свою країну  Весняне тепло повертається: на сході й півдні прогнозують до +27°  Як зміниться чисельність населення в Україні після війни: демографка шокувала прогнозом  З якими хворобами не можуть мобілізувати під час війни: повний переліквсі новини дня
28.05.2010 51452

Налоговая система возвращается к ручному управлению. Что дальше?

Уголовные законы не должны писать милиционеры, а налоговые — налоговики. Если это происходит, милиция и налоговая автоматически расширяют собственные полномочия, а уголовное дело превращается в еще один способ пополнить бюджет деньгами. Поскольку пребывание под следствием — неважно, в роли подозреваемого или всего лишь свидетеля, — делает человека гораздо сговорчивее. Несколько допросов — и подозреваемый, к примеру, в уклонении от уплаты налогов готов заплатить государству даже то, чего не должен.  


Украина это уже проходила. Всего десять лет назад, когда в стране действовал Уголовный кодекс 1960 года, абсолютным хитом по количеству уголовных дел среди хозяйственных преступлений было уклонение от налогообложения (ст. 148–2). Но до суда дело доходило менее чем в половине случаев, а осужденных было и того меньше.


К примеру, в 1999-м было возбуждено 10 500 таких дел, а обвинительных приговоров по этой статье в том же году вынесли только 2111 (статистика Верховного суда и Государственной налоговой администрации). За 11 месяцев 2000-го (последний год действия старого УК), по данным ГНАУ, было возбуждено 11 555 уголовных дел. Из них рассмотрено судами 2171 и лишь 915 завершились обвинительным приговором. 11,5 тыс. уголовных дел при 915 обвинительных приговоров — это как минимум 10 тыс. людей, побывавших под следствием. И Бог знает сколько миллионов дополнительных поступлений в бюджет от предприятий несостоявшихся уголовников.
Для сравнения: по данным Верховного суда, в первой половине прошлого года налоговая служба возбудила всего 3,3 тыс. уголовных дел, то есть как минимум вдвое меньше, чем десять лет назад. Хотя помимо уклонения от налогообложения, с 2001 года под юрисдикцию налоговой милиции попали еще более 20 различных статей УК.


Двукратное снижение числа потенциальных уголовников объясняется отнюдь не либерализмом налоговой. В 1999–2000 гг. порог наступления уголовной ответственности по ст. 148–2 старого УК начинался с 1,7 тыс. грн. С 2001-го по статье 212 нового Уголовного кодекса (аналог
ст. 148–2) порог возбуждения уголовного дела был поднят в десять раз — до 17 тыс. грн, а посадить виновного в уклонении за решетку стало возможным лишь в том случае, если будет доказана умышленная неуплата налогов на сумму более 85 тыс. грн. Другими словами, после того как налоговую лишили возможности возбуждать уголовные дела по факту копеечной бухгалтерской ошибки, пропорционально уменьшилось количество уголовников. Но в 2010-м число уголовных дел, расследуемых налоговой милицией, значительно вырастет.


Во-первых, за последние два года национальная валюта значительно девальвировала. Если 17 тыс. грн летом 2008-го составляли около $3,2 тыс., то сейчас — всего лишь $2,1 тыс. Во-вторых, одновременно с этим растет налоговая нагрузка: за прошлые годы значительно увеличились акцизы на пиво, вина, тяжелый алкоголь, нефтепродукты, табачные изделия, авто и т. д. И, наконец, в-третьих — система налогообложения снова возвращается к режиму ручного управления, как это уже происходило в конце 1990-х. К примеру, последний принятый ВР правительственный законопроект о налогах (№ 6337) основательно меняет практически все законы о налогообложении (см. стр. 17). Причем большинство этих правок вступают в действие уже в этом году, а не с 2011-го, как того требует Закон «О системе налогообложения». В итоге, порог наступления уголовной ответственности де-факто уменьшился практически в полтора раза, вероятность бухгалтерских ошибок возрастает многократно — следовательно, налоговая милиция в нынешнем году заметно улучшит свои «показатели».
Характерная деталь: вместе с изменениями законов о прибыли, НДС и акцизов правительственный законопроект расширил полномочия налоговой милиции. Теперь налоговики смогут проверять в том числе и выполнение предприятиями требований трудового законодательства. Декларируемая цель нововведения — борьба с теневыми зарплатами. Реальная — получение еще одного рычага давления на компании, выплачивающие зарплаты в конвертах.


Привлечь должностных лиц за неуплату налогов и сборов с заработной платы налоговая могла и до этого. Яркий пример — уголовное дело «Житомирських ласо­щів». Правда, чтобы собрать доказательную базу, налоговикам, ранее имевшим дело лишь с бухгалтерской и налоговой документацией, пришлось изрядно попотеть: проводя встречные проверки, выискивая откровенно фиктивные сделки и т. п. Последние изменения дают налоговой доступ ко всем документам, связанным с выплатой дохода, штатным расписанием, объемом и выполнением служебных обязанностей, причем практически без каких-либо ограничений по месту, времени или очередности проведения подобных проверок. Если учесть, что, по данным Всемирного банка, налоги и квазиналоговые начисления с зарплат в Украине составляют 43,1% от прибыли, при среднеевропейском показателе 23–24% платить легальную зарплату в условиях кризиса могут позволить себе лишь единицы отечественных предприятий. Соответственно, на крючок налоговой милиции автоматически попадают практически все субъекты хозяйствования.
Скорее всего, нынешние налоговые правки, написанные бывшим налоговиком Николаем Азаровым, только первая ласточка. Если они не сработают или сработают не в полную силу, за ними последуют изменения законов «О системе налогообложения», «О государственной налоговой службе», Уголовного и Уголовно-процессуального кодекса и т. д. То есть все то, что считают нужным поправить налоговые инспекторы и следователи и что может поставить крест на легальном предпринимательстве.


Текст: Владимир ХОМЯКОВ, Контракты

Оценка материала:

3.50 / 6
Налоговая система возвращается к ручному управлению. Что дальше? 3.50 5 6
Бізнес / Податки та право
28.05.2010 51452
Еще материалы раздела «Податки та право»