Бізнес
Податки та право
Проще некуда: как физлица остались без упрощенной системы налогообложения
Формально упрощенная система налогообложения для физических лиц в Украине остается, вот только называть ее упрощенной больше нет оснований. Виноват в этом опубликованный 17 июля закон от 08.07.2010 № 2461-VІ. Этим нормативно-правовым актом очередной раз введена обязанность доплачивать до минимального размера пенсионного взноса плательщикам единого и фиксированного налогов.
Не так давно правительство (еще предыдущее) пыталось это сделать, издав печально известное постановление от 14.04.2009 № 366. Однако очень быстро оказалось, что издано оно было с превышением полномочий, так что упрощенцы отделались легким испугом — постановление № 366 приостановили, а затем отменили. На сей раз власть все сделала более или менее правильно: изменения в порядке уплаты пенсионных взносов введены законом. Правда, законом № 2461 внесены изменения только в Закон «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Тем временем определяющий для единого налога указ президента № 727/98, который имеет силу закона, остался без изменений. А в пункте 6 этого указа записано: «Субъект малого предпринимательства, который платит единый налог, не является плательщиком... сбора на обязательное государственное пенсионное страхование». Одной коллизией в законодательстве стало больше.
Скажем откровенно: потребность изменить порядок уплаты пенсионных взносов упрощенцами назрела давно. Нельзя платить 84 грн (часть единого налога, которая направляется в ПФУ, при ставке 200 грн) вместо 294,82 (размер минимального пенсионного взноса в июле–сентябре 2010 г.) и рассчитывать при этом на полный, хотя и минимальный, размер пенсии. Основное сопротивление вызывает не то, что упрощенцы теперь будут вынуждены платить больше, а то, что их заставили отдельно платить взнос, который они раньше платили в составе единого или фиксированного налога, и подавать дополнительную отчетность, какую до сих пор они не были обязаны подавать. То есть упрощенная система перестала быть упрощенной.
А как быть предпринимателям, которые помимо прочего трудоустроены и за которых соответственно платится пенсионный взнос в размере не меньше минимального? ПФУ в оперативно изданном разъяснении избежал рассмотрения этой ситуации: совершенно очевидно, что от таких предпринимателей он тоже потребует уплаты полного взноса, хотя это и будет означать двойную его уплату. Будет ли такой предприниматель со временем получать две пенсии? Вопрос риторический.
Разрешения этих коллизий можно было бы ожидать после принятия Налогового кодекса. К сожалению, принятым в первом чтении проектом НК предусмотрена уплата теперь уже единого социального взноса (и в большем размере, чем доплата к пенсионному) отдельно от единого налога с подачей отдельной отчетности. Перерасчет сумм ЕСВ с изменением минимальной зарплаты тоже придется делать самим СПД.
Следовательно, так ненавидимая властью «упрощенка» фактически уйдет в прошлое.
Андрей ПОРЫТКО, заместитель главного редактора еженедельника «Дебет-Кредит»
Оценка материала:
Проще некуда: как физлица остались без упрощенной системы налогообложения09.08.2010