Бізнес
Економіка
Подозреваются все: каждого, кто хочет иметь собственное жилье, власть подозревает в терроризме
Во времена губернаторства Джорджа Буша в Техасе был принят закон, согласно которому каждое лицо, планирующее совершить преступление, должно уведомить об этом будущую жертву не позднее чем за 24 часа. А также описать способ, которым это преступление планируется совершить.
Подобной логикой руководствовались создатели Порядка постановки на учет субъектов первичного финмониторинга, утвержденного Постановлением КМУ № 747 от 25.08.2010 во исполнение Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по предотвращению легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма». Порядок обязывает посредников на рынке недвижимости на протяжении четырех рабочих дней с момента установления деловых отношений с клиентом, который намерен совершить сделку на сумму 400 тыс. грн и более, подать в Госфинмониторинг информацию для внесения его в реестр.
То есть теперь каждый, кто планирует приобрести квартиру (а в облцентрах квартир дешевле 400 тыс. грн почти нет), автоматически получает статус подозреваемого в отмывании доходов или финансировании терроризма. Чтобы попасть в круг интересов Госфинмониторинга и быть внесенным в реестр субъектов первичного финмониторинга, теперь достаточно всего лишь связаться с риелтором. А тот уже обязан «настучать» в Госкомитет. И безразлично, будет в конце концов куплена квартира или нет: если есть такое намерение — значит, имеешь соответствующие деньги.
Здесь следует, наверное, заметить, что если речь идет о финансировании терроризма, $50 тыс. — сумма слишком большая. Теракты 25 августа 2004 года в России стоили несколько сотен долларов каждый (без сугубо организационных расходов). Неудачная попытка теракта на Таймс-сквер в Нью-Йорке 1 мая — до $3 тыс. Правда, под финмониторинг подпадают и операции 16 видов суммой более 150 тыс. грн, но здесь речь идет хотя бы о совершенных операциях, а не о намерениях. Опять-таки $19 тыс. — тоже слишком высокая планка. И где связь между планами покупки двухкомнатной квартиры в панельном доме и финансированием терроризма — спрашивать, наверное, надо Джорджа Буша. Как и о том, каким, собственно, образом эта информация должна помочь в борьбе с организованной преступностью и терроризмом. И нельзя ли было использовать ресурсы, направленные на слежение за всеми более или менее обеспеченными гражданами, какимто более вменяемым образом?
Нет, принцип презумпции невиновности этим не нарушается. Но и подозреваемым как минимум в связях с мафией быть както... неприятно. Неужели власть настолько перестала верить в конституционное право гражданина на жилье, что стала с подозрением смотреть на саму попытку реализовать это право?
Текст: Андрей Порытко, заместитель главного редактора еженедельника «Дебет-Кредит»
Оценка материала:
Подозреваются все: каждого, кто хочет иметь собственное жилье, власть подозревает в терроризме15.09.2010