Бізнес
Податки та право
Сюрпризы Налогового кодекса: почему в Украине будет антиналоговый бунт
Рубикон пройден. Сколько раз на протяжение все еще недолгой каденции Виктора Януковича звучали эти слова? И сколько еще прозвучат? Но Рубикон был пройден не в дыму Верховной Рады, когда принимали закон о пролонгации пребывания ЧФ РФ. И даже не тогда, когда население получило первые платежки с новыми ценами на газ.
Рубикон пройден сейчас, когда появился окончательный проект нового Налогового кодекса. Иллюзий больше нет. Обещанного либерализма от «прагматичной власти» тоже. Есть четкая, целенаправленная и самоуверенная попытка построения корпоративистского государства, в котором не существует среднего и малого бизнеса, в котором нет места среднему классу как таковому.
«Доопрацювали»…
Как же долго нужно было кодекс улучшать и дорабатывать, чтобы в финале выдать ТАКОЕ – самый жесткий из предлагавшихся вариантов? После этого кто-то еще уверен в налоговых каникулах? Кто-то продолжает надеяться на Тигипко, Акимову или еще кого-то, кто бросится на защиту единого налога - хотя бы в предвыборных целях? Нет, и еще раз нет. Нас всех «развели». «Развод» коснулся миллионов тех, кто или верил во что-то, или думал, что его не коснется. Да, тот же Тигипко, просто из принципа, просто потому, что окончательный вариант кодекса писал явно не он, может начать возмущаться. Но не ждите, что он уйдет из правительства. И что в результате закон будет изменен, и азаровские новации снова исчезнут. Новый 2011 год, для вас, дамы и господа, будет судьбоносным. Вам, в самом легком варианте, придется закрывать свои ЧП и СПД. Новый налоговый кодекс фактически ликвидирует на 90% упрощенную систему налогообложения. 3 миллиона человек, как утверждает комитет по предпринимательству, пользуется ею. Сколько из вас, господа, готовы платить по 600-1500 грн ежемесячно? И это – только чистого налога, без всех прочих начислений.
Сознательная ликвидация единого налога является стрессом для миллионов людей, все-таки научившихся выживать за последний десяток лет. И даже до кризиса вроде бы живших неплохо. И, тем более, для надеявшихся на сытую стабильность «имени Януковича». Русским языком и прочим Табачником теперь глаза не замылишь, популярность не восстановишь. Недовольство теперь охватит всю страну. Но, как обычно, многие попытаются выжить в одиночку.
Ясно, что Янукович таким образом отдает долги. Долги, которые требует от него большой бизнес – и требует с того самого времени, как нынешний гарант Конституции пришел к власти. Потому новый налоговый кодекс так либерален к большому бизнесу. Платить за всех будет средний и малый бизнес. И если не перейдет на общую систему – уйдет в тень. Под «крыши» чиновников и больших корпораций. По-иному эта власть с ее иерархическим менталитетом, в котором есть только вертикаль, но нет горизонталей, есть подчиненные и «крышуемые», но нет сотрудников и честной конкуренции, мыслить не может. Игры в либерализацию кончились. Самым банальным способом. Власть показала, что полностью игнорирует возмущение предпринимателей. Только как она рассчитывает взимать те самые налоги, если одна половина «упрощенцев» разорится, а другая уйдет в день?
Ликвидация как класса
Если только главной, стратегической целью, может быть, и не видной за краткосрочными задачами, является даже не наполнение бюджета и раздача преференций олигархам, а принципиальная ликвидация малого и среднего бизнеса. Показательное усмирение многих миллионов граждан и сознательный эксперимент над их терпением. Своеобразное испытание границ дозволенного. Выживут, утрутся, или нет? А если нет, что сделают и как легко можно будет их сломить?
Малый и средний бизнес для тех, кто заседает на Печерских холмах, существует лишь как раздражитель и потенциально неконтролируемый слой населения. Многие говорят, что в стране нет среднего класса, а то, что имеется – его зародыши и уродливые формы. Но это - спор о понятиях, чистой воды схоластика. В реальности есть многие миллионы, работающие на себя, а на большого дядю. Сколько из них уже закрывают свои предприятия только потому, что новые налоги для них непосильны и абсурдны? Как логика может быть в том, чтобы человек, ведущий бизнес вне места регистрации, платил в месяц 1500 грн? 200 долларов плюс отчисления в пенсионный фонд – это и есть налоговые каникулы? Налицо выписанное желающими все контролировать бюрократами нарушение права на свободу предпринимательской деятельности, покушение на право человека вести бизнес там, где ему комфортно. В областных столицах и Киеве живет огромное количество людей, ведущих бизнес в этих городах – там, где больше возможностей и клиентов. Теперь для них вводят «крепостное право». Впору следующим шагом отбирать свидетельства о регистрации, если работаешь не по месту жительства.
Удар, еще удар…
Вчитаемся в новый кодекс. Упрощенной системы для юридических лиц нет вообще! А физлица обложены таким количеством ограничений, что вести бизнес может лишь живущая в деревне семья из двух человек, пекущая пирожки и продающая их на обочине. И если кто-то считает, что страхи «единщиков» преувеличены, а страдания гнусных «минимизаторов» справедливы, то этот человек либо не занимается бизнесом, либо же является наемным работником или чиновником. По тексту закона видно, что по единому налогу нанесено с полтора десятка серьезных ударов.
Объем выручки сокращается до 300 тыс. грн. Причем это доход, а не прибыль! Кабмин Азарова таким образом рассчитывает собрать деньги для расчета с кредитом МВФ. Предположим, это не самый болезненный пункт нового кодекса – многие не получают в год и этого. Идем далее. Количество наемных работников сокращается до двух человек. Второй – это бухгалтер? Впрочем, большинству он уже и не нужен в новых условиях. Отныне упрощенная система не распространяется на десятки видов деятельности.
Вот далеко не полный перечень: банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании, страховые и перестраховые брокеры, страховые агентства и регистраторы ценных бумаг.
Тут же, вроде бы невзначай, вписаны «общественные и неприбыльные организации». Хватит осваивать западные фонды и гранты! Резонный вопрос – если организация неприбыльная, почему на нее распространяются ограничения – сознательно оставлен без ответа. В новой стране «самого лучшего в Европе инвестиционного климата» ничто не должно омрачать благостную картину и выходить за пределы контроля государства. Всякие общественники и прочие «грантоеды» – первые враги системы (Россия это давно знает). Потому что они - бездельники, либералы и вообще бесполезная интеллигенция. Им в государстве-корпорации, где всем безраздельно и безнаказанно заправляет крупный капитал, не место.
Продолжаем наш список. Ограничения для физлиц по видам деятельности включают: розничную продажу подакцизных товаров, торговлю ювелирными изделиями, юридические и бухгалтерские услуги, управление предприятиями, инженерные услуги, технические испытания и исследования, рекламную деятельность, подбор персонала, посредничество в сфере недвижимости, обмен валют, производство и оптовую торговлю подакцизными товарами, внешнеэкономическая деятельность, оптовую торговлю, финансовое посредничество, работу с драгоценными металлами, добычу и продажу полезных ископаемых, организация торговли, сдачу недвижимости в аренду, торговлю предметами искусства и антиквариатом, услуги в сфере телерадиовещания, услуги охранных фирм и детективных агентств.
Все эти виды деятельности со стороны видятся как высокодоходные и исключительно «минимизаторские». Но и всем оставшимся видам деятельности поставлены ограничения по сумме. Что неудивительно - если «единщиков» остается очень мало, значит, налог на них нужно радикально поднять! Мы уже знаем, что ставка теперь разнится от количества жителей в населенном пункте, где зарегистрирован СПДшник. Максимальная ставка – 600 грн, но без всех прочих отчислений. 1000 грн платят все специалисты информационных технологий. Ну, при их-то доходах это не деньги, уверены Николай Янович и Сергей Леонидович, которым разъяснили порядок цифр в неведомой для них сфере… Ладно, поверим в сверхдоходы буквально каждого провинциального веб-дизайнера, и примем как следствие, что программисты теперь будут получать деньги в конвертах или покинут страну. Незачем нам много Интернета, с помощью которого злопыхатели про власть пишут нелицеприятное!
Вот и следующий «подарок» – упомянутая норма о ставке в 1500 грн для тех, кто ведет деятельность не по месту регистрации (фактически – все той же прописки). Вне зависимости от дохода, особенно если он – сезонный, платить нужно 1500 грн. Сколько людей теперь вынуждено будет сворачивать деятельность из-за этой фразы кодекса? Но есть люди, которые радуются, что зажравшиеся «новые киевляне» теперь массово начнут возвращаться в родную Хацапетовку. А вместе с ними – и «новые» харьковчане, дончане и львовяне, одесситы и запорожцы… Автор уже услышал такие мысли и от чиновников, и от, так сказать, простого народа.
Но разве акулам матерого бизнеса и их ставленникам, заседающим в Кабмине и парламенте, есть дело до таких тонкостей? Они ворочают миллиардами и миллионами, и не гривен, а долларов, и, прежде всего, себя спасают от налогов. Платить будут иные – от аудитора до турагента, от реализатора до нотариуса.
Зато разрешена авансовая уплата налога за квартал и год. Вот интересно, желающие в этой стране найдутся?
Новация следует за новацией… Если у вас уже есть долг, стать плательщиком единого налога вы не сможете. Ваш кредит будет включен в сумму вашей выручки. Ставки налога будут ежегодно индексироваться (то есть – повышаться) согласно индексу потребительских цен. То есть, даже в оставшихся считанных видах деятельности единого налога не будет как такового.
В случае прекращения предпринимательской деятельности налог начисляется и уплачивается до конца квартала. То есть, если у вас уже ничего не осталось - государство полностью вас ограбило новыми правилами - вы все равно должны уплатить налог. В последний раз. И спать спокойно.
Отыне субъект предпринимательской деятельности лишается права на применение упрощенной системы, если он получил более половины дохода от одного контрагента на протяжении квартала с начала года нарастающим итогом. Кроме все тех «информационщиков». Почему их так выделяют в новом законе? Потому что они, несмотря на почти полную безнадежность ситуации, хоть как-то боролись, в то время как представители иных видов бизнеса молчали и думали, что «все рассосется».
На площадях, арендуемых единщиком, деятельность других субъектов предпринимательства запрещена. Представляете магазины, особенно в маленьких городах, разделенные между несколькими такими плательщиками? Нонсенс! И не стоит такое представлять, так как очень скоро таких магазинчиков не будет, а везде будут супермаркеты, принадлежащие крупным торговым сетям.
С новой эрой вас, господа!
Видимо, чтобы не создавать совсем уж вопиющее впечатление своим цинизмом, в кодекс все же вписали налог на роскошь. Но лишь с 2014 года. А может, и вовсе не будет – для этого примут очередное переходное положение. Зато в Налоговом кодексе почему-то прописана возможность торговать пивом и вином в розницу на основе единого налога. Это кто же из нынешней власти пробил для своего бизнеса такое окошко? Или все сделано специально, дабы народ пил больше, находя с такой жизни отдушину в «зеленом змие»? Знакомая политика – еще с Ивана Грозного...
Осторожные аналитики добавляют, что закон может еще дорабатываться и примерно месяц – как раз до выборов – проходить через парламент. Если его уже сейчас не решит подписать Янукович. Такой вариант возможен. В Верховной Раде, в среде самой Партии регионов, есть лоббисты разных видов деятельности. Не все там довольны кодексом, написанным явно под диктовку старого бюрократа Азарова. Но в том-то и беда, что единственное, о чем договорились правящая бюрократия и большой бизнес – это в ликвидации бизнеса малого. Как конкурента. Как источника «крамолы», которая может вылиться во всякие «майданы». Расчет прост: когда люди начинают думать о выживании, им не до проявления недовольства. У всех есть дети. Все боятся, и власть тем самым лишний раз убеждается в собственной силе и безнаказанности. К тому же, митинговать почти бессмысленно. К кому обращаться? Во власти друзей у малого и среднего бизнеса не оказалось. Януковичу и Азарову, Бродскому и Акимовой, Тигипко и Ярошенко важно соблюсти свои интересы. Они прекрасно знают – гражданского общества в стране нет. Для особо недовольных есть налоговые инспекции, суды, и, в конце концов – Могилев и Хорошковский.
Некие акции протеста все же будут. По всей стране – от Сяна до Северского Донца. Рубикон-то уже перейден. Но только давайте задумаемся, насколько долго каждый готов бороться, вместо того, чтобы быстро «сунуть» в указанную «лапу» и вообще уехать из Украины? Если кодекс не побоялись в таком откровенном виде принять в самый канун выборов, значит ясно – результаты этих выборов уже написаны. Миллионы человек лишаются возможности выразить власти свое законное недовольство. Власть максимально самоуверенна. Она сознательно «ломает» миллионы всех, кто не вписывается в ее систему. Она уже провела тест, повысив цену на газ. Ничего не произошло. Не страшно. Обещают весной еще повысить – и это перетерпим. 1990-е пережили – и Азарова с Бродским переживем.
Процентов 20-30 все-таки перейдет на новые условия и начнет исправно платить. И на них будут ссылаться как на образец «правильного поведения». Новый кодекс практически не оставляет выбора. Выбора – как принципа свободы. Предприниматель не должен ощущать себя независимым от государства. Он должен знать свое место – место кормильца «государевых людей», включая самую маленькую сошку с правом подписи. Или он должен становиться наемным работником на большого олигарха.
Не нравится? Попробуем протестовать? «Орлы Могилева» уже на подлете…
Текст: Сергей Вершков