Політика
Україна
Местные выборы: насколько уместны заявления о победе «регионалов»
Результаты выборов в местные органы власти 31 октября проиллюстрировали две извечные тенденции, присущие украинскому политическому сознанию. С одной стороны, самый низкий в истории показатель явки подтвердил, что для доброй половины избирателей актуален тезис «моя хата с краю». С другой – активность «противсихов», равно как и успехи «Свободы», коммунистов и «Фронта Перемен», можно прописывать по ведомству протестных настроений.
Украинский прогиб. Центр и Северо-Запад
Партия регионов не одержала тотальной победы, и осталась при своих усредненных 36% первого тура президентских выборов. В относительном плане она победила, в абсолютном – нет. То, что ПР получила такой результат, удивительно по двум причинам. Объективно, с учетом всех улучшений жизни «уже сегодня», соратники президента должны получить свой рейтинг процентов в 27, о чем говорилось еще за месяц до выборов в опросах Центра Разумкова. С другой стороны, осознавая всю мощь брошенного на результат админресурса, процент планировался более высокий. Если не 50% по стране, то уж, как минимум, выше 40%. С учетом мажоритарщиков во многих областях достигнуто доминирование в местных советах, но и оно далеко не везде убедительное. Мэры, побеждающие с перевесом в 1% (Владимир Дебой в Житомире), или 2%-ный отрыв от «Батькивщины» на Хмельниччине – это красиво для общего зачета, но не убедительно. По сути, партия власти получила доверие критического меньшинства населения. При явке максимум в 46% по стране получить от этих 46% поддержку в 36% - это сигнал.
Но готова ли власть услышать этот сигнал? Ведь внешне ее победа все-таки имеет место быть. Центральная и Северная Украина показательно «прогнулись» под власть. Пока в подконтрольных регионалам СМИ пишутся шапкозакидальские реляции, а политологи расписывают «успех» власти в покорении некогда верных тимошенковских областей.
Заметно прорвались «регионалы» в Кировоградской области. Из 100 мест в облсовете они получают 63 (39 мажоритарщиков и 24 кандидата по партийным спискам). Всего на Кировоградщине ПР получила 40,8%, при явке в 46%. Это – довольно неплохой показатель. К тому же, мэром областного центра станет регионал Александр Саинсус. Чем объясняется такое завоевание области? Кировоградщина никогда не была особо «оранжевой». Еще 10 лет назад каждый четвертый тут голосовал за Наталью Витренко. Четыре последних года, с 2006-го, мэром Кировограда был коммунист Владимир Пузаков – градоначальник-коммунист в областных центрах Украины. Теперь его сменили на прагматика Саинсуса. Можно говорить об успешном применении админресурса со стороны кировоградского губернатора Сергея Ларина, но, скорее всего, дело в другом – в Партию регионов пришли все мало-мальски популярные и просто денежные персоны области.
Второй пример успеха «регионалов» - Полтавщина. В местном облсовете у ПР первое место и перевес в 9% над «Батькивщиной». С помощью мажоритарных кандидатов есть шанс получить около 45% контроля над областным советом. Город ими «взят» пока лишь условно. Там победил кандидат от партии «Совесть Украины» Александр Мамай, он же заводит в горсовет самую большую фракцию. Коалиция «Совести» и ПР в горсовете очень вероятна, но она наверняка будет ситуативной, а не статичной. Снова-таки, причина успеха ПР на Полтавщине – наличие партбилета ПР у влиятельных местных бонз. Но они этих билетов сменяли за свою карьеру множество…
Остальные случаи победы «регионалов» в их броске на северо-запад не так впечатляющи. На Черкащине ПР взяла 27,2% по партийным спискам («Батькивщина» – 20,8%), притом, что областной центр остался под контролем популярного мэра Сергея Одарича, принявшего «крышу» Михаила Бродского Партии вольных демократов. Фракция этой партии – вторая в горсовете. На первом – «Батькивщина».
В Черниговской области первые экзит-полы пророчили победу Тимошенко. Сейчас понятно, что победила ПР с 21,8% голосов по партийным спискам. Регионалы выиграли выборы глав советов в 14 районах из 20, завели в облсовет 28 мажоритарщиков. Итого партия власти возьмет до 44 мест в областном совете из 100. Почти достаточно для принятия решений. В Черниговском горсовете ситуация почти такая же: из 50 мест «регионалы» получают чуть меньше половины. Если рассматривать Черниговскую область как былой «оранжевый» оплот, то победа ПР весома. Но немаловажно, что областью руководит былой ющенковский соратник Владимир Хоменко, единственный оставленный Виктором Януковичем на должности губернатора. Его наличие создает для черниговчан ту самую «стабильность», при которой ПР кажется не такой уж и страшной – украинский язык никто не преследует, Ивана Мазепу в Батурине почитать не мешают, даже церкви у УПЦ КП – а их тут много – еще не отбирали…
Наконец, приглядимся к Житомирской и Хмельницкой областям, где ПР также трубит своей триумфальной победе. Конечно, проникнуть в исконно «национально-озабоченные» места – это достижение. Но каково же это достижение при ближайшем рассмотрении? На Житомирщине имеем мэра областного центра от ПР, странно победившего с отрывом в 1%. Имеем 18% поддержки ПР, и 16,4% - «Батькивщины». Показатель явки – 50,2%. Житомирский облсовет регионалы могут контролировать только в союзе с Народной партией (это единственная область, где политсила спикера получила хоть что-то существенное). В горсовете «золотая акция» вообще оказалась у «Фронта перемен».
На Хмельниччине, победой, которой регионалы гордятся, пожалуй, не меньше, чем взятием Кировограда и Полтавы, списки Партии регионов набирают 21,6%, «Батькивщины» - 19%. «Фронт перемен» набирает 11,2%, «Сильная Украина» – 6%. Мэром Хмельницкого остался тимошенковец Сергей Мельник с более чем убедительным результатом в 74%. О какой победе речь? Партии регионов придется проявить чудеса политической изворотливости, чтобы проводить нужные для себя решения на Хмельниччине.
Украинский надрыв. Крым и Юго-Восток
Ни харьковские, ни одесские выборы, с тем количеством грязи, которое там пролилось, победой считать невозможно. Крым переломан через колено, равно как и Севастополь. Это – пиррова победа. Крымчанам есть, кому отдавать протестные голоса – русские партии у них всегда под рукой. Пока что крымский результат – следствие всего того же массового загона всех значимых чиновников и бизнесменов Крыма в ПР. Теперь Партия регионов в Крыму представляет такую себе мини-КПСС, раздираемую противоречиями между местными и «донецкими». Расколов и разборок не избежать.
Об электоральных и имиджевых потерях ПР на юге и востоке стоит сказать особо. БЮТовский мэр Запорожья и второе место «Батькивщины» в местном горсовете, 13% проголосовавших против всех в Донецке (при явке меньше 45%), выигранные на грани процента выборы городского головы Луганска плюс 8% тамошних «противсихов», проигранный в пользу Сергея Тигипко крупный донбасский город Горловка – и это только часть нелицеприятной правды для «регионалов». В незыблемой цитадели «регионалов», в Донецке, при половинной явке населения, количество бюллетеней за оппозицию, вкупе с голосовавшими против всех – 25%! Четверть пришедших на выборы донецких избирателей показали власти «средний палец». И как после этого можно говорить о победе ПР, о продвижении ее к новым высотам доверия граждан и т.д.? Тем более, что Западная Украина потеряна уже навсегда, «Батькивщина» огрызается контрударами, а Арсений Яценюк с хитрой ухмылкой обошел Сергея Тигипко, и, незамараный Налоговым кодексом, готовится к третьему месту на будущих парламентских выборах.
Украинский провал. Тимошенко
«Вона програла». В отношении Тимошенко о полноценной картине электоральных симпатий говорить невозможно, так как ее устранили с выборов на Львовщине, Киевщине, в Тернополе и подставили на Луганщине, где в бюллетенях числился неубитый клон. В результате ПР получила большинство Киевской области. Однако более 12% жителей столичного региона проголосовали «против всех», поставив рекорд среди областей (по городам подобный рекорд – у Донецка и Краматорска). Эти 12% как раз и составляют основу базового электората Тимошенко. Причем электората сознательного: эти люди пришли на участки, чтобы выразить свое отношение к власти. У Тимошенко, рискнем предположить, было бы процентов 18 по Киевской области – ведь часть избирателей не пришла на выборы вообще, узнав об отсутствии в списках «нашей Юли», а часть отдала свои голоса Яценюку, Тягнибоку и Тигипко.
Более показателен проигрыш Тимошенко на западе страны. «Свобода» выиграла новую для себя территорию – Ивано-Франковскую область – именно за счет оттока голосов от «Батькивщины».
Однако наша экс-железная леди может не унывать. На фоне «Свободы» ей как раз светит ниша умеренного национализма. Правда, в той же нише все еще доживает свой политический век Виктор Ющенко, которого даже харьковский губернатор Михаил Добкин предпочел бы видеть на месте «Свободы». И Яценюк норовит отобрать у нее добрый десяток процентов. Но как раз сейчас у Тимошенко, уже переживавшей самые тяжелые удары и расколы партии, сохранившей партийные ячейки и даже приобретшей новые позиции, ситуация может улучшиться. Она выиграла обе волынские области (правда, без областного центра Волыни – Луцка, где мэром стал представитель Сергея Тигипко), она выигрывает Сумщину, вырывая эту область из числа «прогнувшихся», у нее остаются существенные позиции в Черниговской, Житомирской и Хмельницкой областях, в Черкассах и, наконец, она неожиданно для себя закрепилась в промышленных центрах - Кременчуге и Запорожье. Она все еще имеет шансы стать второй по численности парламентской фракцией.
Теперь ей нужно быстрее отстроиться от Тягнибока – конкурировать с ним по части национализма бессмысленно. Защита приобретенных позиций, попытка отвоевать голоса на Хмельниччине, Киевщине, Житомирщине, Черниговщине и Черкащине, очаги сопротивления на Юго-Востоке – вот сейчас самая выгодная для нее стратегия.
Украинская середина. Тигипко и Яценюк
Тигипко наказан за свое лицемерие, но все равно получил 13 мэров, включая один областной центр – Луцк, крупный промышленный центр Донбасса – Горловку, не менее важный в индустриальном отношении Марганец, а также представительство в 20 областных советах.
Яценюк же выходит на третье место по стране в «общекомандном зачете», и вполне может там остаться до следующих парламентских выборов. Его успех – иного рода: при отсутствии крупных побед на мэрском уровне (попытка в Одессе таковой считаться не может – тут Арсений Петрович явно переоценил свои силы, ввязавшись в борьбу за слишком большой куш) Яценюк завел фракции и отдельных депутатов почти во все областные и городские советы, за исключением Донбасса и Крыма. Наиболее крупные фракции у него – в Одессе, Львове, Черновцах, Житомире. Хорошие позиции в родной Черновицкой области. Пока у Яценюка есть все шансы сохранить стать одной из формирующих фракций будущей Верховной Рады.
Украинская перспектива. Страна
По итогам выборов можно констатировать, что команде Януковича не удалось отстроить вертикаль власти сверху донизу по всей стране, а украинская демократия так и не стала управляемой. При наличии «Свободы», равно как и потенциально конкурентных региональных сил, это просто невозможно. Победа Партии регионов имеет относительный характер, и обусловлена конъюнктурой текущего момента и давлением админресурса. Чем больше власти будет пытаться сконцентрировать ПР, тем больше она будет становиться объектом критики на местах, где от ее имени будут править далеко не всегда популярные местные деятели.
Украина теперь напоминает огромную мозаику с преобладанием сине-белых тонов, но эти тона пока что носят столь же блеклый оттенок, как и оранжевый цвет, который доминировал на украинской карте еще недавно.
Понятно, что власть Партии регионов будет долгой, но ни в коем случае не тотальной и не вечной. У нее нет высокого градуса поддержки, и, если ПР будет продолжать играться с идеологическими и социальными вопросами в том же духе, вторая каденция Виктора Федоровича будет еще более проблематичной.
Павел Серов, специально для Контракты.ua