Бізнес
Технології
Сеть временно недоступна: почему в Украине еще долго не будет скандалов по типу WikiLeaks
«Если хотите, чтобы ваш запрос был рассмотрен быстрее, то занесите его нам лично, но не отправляйте электронной почтой» — такова была рекомендация сотрудника одного из украинских ведомств, получившего журналистский запрос.
Еще несколько месяцев назад этот совет показался не просто немного старомодным, но совершенно комичным. Как и ответ ведомства на запрос, отправленный через Укрпочту, который пришел в редакцию лишь спустя месяц.
А теперь оказывается, что нелюбовь госорганов к технологиям и преклонение перед бумагой даже полезны. Ведь все, что находится на электронных носителях, может быть скопировано и оглашено, причем в особо крупных размерах.
Летом 2010-го произошла одна из самых масштабных утечек в истории. Идейный вдохновитель сайта WikiLeaks Джулиан Ассанж опубликовал 92 тыс. документов Пентагона под грифом «Секретно» о войне в Ираке. В ноябре он передал СМИ еще 250 тыс. документов из переписки американских послов с Государственным департаментом США. Миллионы людей узнали, что пишут американские дипломаты своему правительству. Высокопоставленные лица из разных государств якобы не нашли ничего сенсационного в материалах. Они занервничали по другому поводу. Как ТАКАЯ секретная информация в ТАКОМ КОЛИЧЕСТВЕ настолько легко стала достоянием общественности? Вряд ли те, кто называл президента Франции «голым королем», а канцлера Германии — «Ангелой Тефлон Меркель», рассчитывали, что об этих нелестных характеристиках узнают Саркози и Меркель, а вместе с ними читатели газет и интернета по всему миру. В СМИ попало все подряд: и сведения о том, что лидеры арабских стран обсуждают возможность воздушного удара по Ирану, и детали свадьбы сына влиятельного дагестанца, на которой пьяные гости «бросали под ноги детям-танцорам стодолларовые бумажки». Ценная информация для любого таблоида.
Подозреваемый в первой информационной утечке уже находится под стражей. Им оказался не хакер, умудренный опытом сотен атак, а всего лишь 22-летний солдат Бредли Маннинг. Его обвиняют в несанкционированном копировании материалов во время службы в Багдаде. В переписке с известным хакером Адрианом Ламо он якобы хвастался, что запросто подходил к компьютерам с каким-нибудь музыкальным диском вроде альбома Lady Gaga, на который потом скачивал файлы. И так семь дней в неделю в течение восьми месяцев. Если бы Ламо не сдал Маннинга, то виновного в утечке искали бы еще долго.
Но винить Пентагону нужно, похоже, только себя. Говорят, что дипломатическая переписка была скопирована из внутренней компьютерной сети Siprnet, разработанной Министерством обороны США для упрощения обменом конфиденциальной информацией между государственными организациями. В 2002 году к Siprnet было подключено 125 посольств, в 2005-м — уже 180. Миллионы сотрудников получили гораздо более удобный доступ к информации. Как оказалось, даже чересчур удобный. Американцы стали жертвами собственной технологической оснащенности.
«Когда вся переписка велась на бумажных носителях и доставлялась с помощью дипкурьеров, конечно, было сложнее организовать несанкционированную утечку информации. Более того, если слив все же происходил, то определить информатора было гораздо легче», — рассказывает Богдан Соколовский, эксперт по энергетической безопасности, бывший дипломат. Вынести незаметно четверть миллиона документов на бумажных носителях из какого-нибудь ведомства вряд ли возможно. Это не флешку в карман положить. Тут не обойтись без транспортного средства посерьезнее.
Украинское чиновничье счастье — в безнадежной технической отсталости страны. «Где-то через 500 лет, когда Украина, может быть, догонит США, поговорим про сливы такого рода. А пока в большинстве украинских министерств нет даже системы электронного документооборота», — рассказывает сотрудник Госспецсвязи. Она появилась лишь в некоторых государственных органах, в частности в Налоговой администрации, таможенной и пограничной службах. Это внутренние системы — организации даже не могут обмениваться документами между собой из-за разного стандарта данных. Планируется, что электронный документооборот будут внедрять в украинских министерствах и ведомствах со следующего года. Но это в лучшем случае.
«Мы все еще не внедрили электронное делопроизводство, поскольку есть проблемы с электронной подписью. Но у нас уже несколько лет работает внутренняя электронная система регистрации документов. Правда, сами документы в ней не хранятся. В Минэкономики, к примеру, бумаги сканируют и помещают в систему. Но у нас в канцелярии даже нет сканера», — рассказывает сотрудник Антимонопольного комитета Украины. Документы хранятся в бумажном виде в архивах, а секретными бумагами занимается специальное подразделение.
«Приходится чуть ли не руки выкручивать, чтобы убедить в необходимости внедрения системы электронного документооборота», — комментирует ситуацию сотрудник Госспецсвязи. Бумажная бюрократия гораздо привычнее. Организация утечки информации по-украински — это прослушивание телефонных разговоров политических то ли союзников, то ли конкурентов да диктофон под президентским диваном. Пока здесь будут способны только на это, украинские чиновники могут спать спокойно.
Оценка материала:
Сеть временно недоступна: почему в Украине еще долго не будет скандалов по типу WikiLeaks Елена Струк 13.12.2010