НОВИНИ ДНЯ: У Зеленського відреагували на пропозицію РФ розділити Україну  Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнтвсі новини дня
05.01.2011 15397

Итоги года: рынки и компании (Часть II)

«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. Во второй части серии материалов пойдет речь об автосервисе, интернет-торговле, мобильной связи и интернет-доступе.      





Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть III)
Итоги года: рынки и компании (Часть IV) 

 

 

 

Итоги года: рынки и компании (Часть V)

Итоги года: рынки и компании (Часть VI)

 

На все СТО
В 2010–2012 гг. украинцы будут больше тратить на ремонт машин, чем на их покупку.
itogi2_1Всего три года назад объем рынка автосервиса был втрое меньше выручки автодилеров. Но кризис все расставил по своим местам: автопродажи рухнули, а выручка СТО практически не изменилась.
Даже в самом тяжелом для бизнеса 2009 году долларовый оборот станций техобслуживания упал едва на пятую часть — в гривне объем рынка, несмотря на кризис, вырос более чем на 30%.
Нагрузка на автосервис в ближайшие годы будет только расти: бум автопродаж в 2006–2008 гг. увеличил украинский автопарк как минимум на 1,7 млн новых автомобилей, которые, как и положено машинам, спустя два-три года после приобретения все чаще требуют ремонта. Еще одной причиной роста рынка автосервиса стало повышение цен: в 2009-м услуги автосервиса подорожали в среднем на 10–20%, в 2010 году — еще на 30–40% в гривне.
Кстати, большинство экспертов сходятся во мнении, что 20–25% роста для рынка автоуслуг — не предел. Так, по подсчетам аналитиков компании «Роберт Бош Лтд», в Украине насчитывается около 10 тыс. гаражных мастерских, 1–1,2 тыс. дилерских СТО и более 3 тыс. независимых автосервисов. В итоге на одну станцию техобслуживания в нашей стране, по разным оценкам, приходится от 700 до 1000 автомобилей, хотя в большинстве государств Восточной Европы это соотношение вдвое меньше.
Еще один фактор роста — наличие целых сегментов рынка автоуслуг, где высокий спрос не сбалансирован даже минимальным предложением. К примеру, после того как продажи новых авто в Украине упали на 74% — до 160 тыс. в год, рынок бывших в употреблении автомобилей превысил 300 тыс. транзакций в год и продолжает расти. «Практически каждый продавец тратит на мойку, химчистку салона и полировку $50–100, — рассказывает директор компании автосервиса «Лидер» Игорь Хорол. — Еще столько же тратит покупатель: на осмотр, проверку и диагностику узлов и агрегатов». По подсчетам ремонтника, годовой объем сегмента комплексного предпродажного обслуживания составляет $30–50 млн. То же самое можно сказать об услугах эвакуатора — в Украине до сих пор нет оператора, предлагающего гарантированную помощь в любом регионе в случае поломки.
По словам директора аналитического департамента компании Pro-Consulting Александра Соколова, все это свидетельствует о том, что рынок СТО ожидает стабильный рост как минимум в течение ближайших трех-пяти лет

На низком старте
В ближайшее десятилетие оборот украинской онлайн-торговли может увеличиться на порядок.
itogi2_2Главным событием уходящего года для отечественных онлайн-магазинов стало исключение из Налогового кодекса нормы, запрещающей упрощенцам заниматься интернет-торговлей. По данным Bigmir.net, в украинском сегменте сети в категории «интернет-магазины» зарегистрировано более 6,5 тыс. сайтов, 85% из которых, по оценке Ассоциации участников электронного бизнеса, работает по упрощенной системе. По оценке той же ассоциации, к относительно крупным торговым площадкам можно отнести не более тысячи украинских онлайн-магазинов, которые, скорее всего, нашли бы возможность продолжать торговлю, несмотря на запреты. Остальные магазины и магазинчики были бы вынуждены закрыться или уйти в тень, что неизбежно сказалось бы на обороте интернет-торговли.
Но этого не произошло, и в следующем году оборот сетевых торговцев, вероятнее всего, увеличится на 25–30% — до $370 млн. Приведенная сумма — минимальный оборот украинской онлайн-торговли в 2011 году. Дело в том, что по итогам 2010-го сами операторы оценивают выручку сетевых магазинов от $320 млн до $420 млн. При этом — независимо от расхождений в оценке оборота — все они сходятся во мнении, что рост выручки интернет-торговли в следующем году превысит 25%. А рынок отыграет падение 2009-го, когда оборот сетевых магазинов сократился на 30–40% год к году.
По утверждениям владельцев магазинов, в 2009–2010 гг. самыми ходовыми товарами в Уанете были бытовая техника, потребительская электроника и компьютеры. Подтверждает это и статистика Google Inc. — по данным декабрьского исследования поисковых запросов Google ZeitGeist–2010, чаще всего в 2010-м потенциальные покупатели искали в сети вентиляторы (первое место по поиску покупок и информации о конкретных товарах). Далее в рейтинге покупательских запросов следовали нетбуки, йогуртницы, блендеры и телевизоры.
«Более половины запросов из топ­10 (товаров — ред.) касаются бытовой техники и электроники», — говорится в декабрьском отчете поисковика. По мнению операторов рынка, в ближайшие годы высокотехнологичные товары по-прежнему будут занимать львиную долю ассортимента украинских интернет-магазинов. Но в 2011–2014 гг. к ним постепенно будут добавляться книги, диски, сувенирная продукция, лекарства и даже бытовая химия.
Пока оборот отечественной интернет-розницы составляет едва 0,5–0,6% всего розничного оборота. Для сравнения: в США на долю онлайн-покупок, по разным оценкам, приходится 5–15% всей розничной торговли в деньгах. Соответственно, потенциал торгового сегмента Уанета превышает нынешний оборот примерно в 10–30 раз.

Смена лидера
В ближайшие годы телекоммуникационный рынок будет расти в основном за счет подключений к сети.
itogi2_3С конца 1990-х годов телекоммуникационный рынок Украины рос в основном за счет мобильной связи. В 2008-м доля сотовых операторов составляла 68% рынка телекоммуникаций: в последний предкризисный год выручка мобильщиков увеличилась еще на 11% год к году — до рекордных $5,5 млрд.
Однако уже в 2009-м украинцы существенно сократили расходы на мобильную связь, а национальная валюта девальвировала: несмотря на повышение тарифов, выручка сотовых операторов уменьшилась на треть — до $3,5 млрд. В то же время выручка от услуг предоставления доступа к сети интернет в 2009-м уменьшилась лишь на 8%, хотя в прошлом году многие провайдеры снизили тарифы на 25–30%.
По прогнозам аналитиков ИК Dragon Capital, в текущем году объем рынка мобильной связи и интернет-доступа составит $4,2 млрд (+8% год к году). «В 2010-м усилия операторов мобильной связи были направлены в основном на поддержание стабильного уровня своих доходов», — говорит советник инвестиционно-банковского департамента ИК Dragon Capital Иван Макушенко. По словам эксперта, подтверждение данной тенденции — активное продвижение тарифов с фиксированной платой, стимулирующих разговоры внутри сети. Как следствие, в II квартале 2010¬го среднемесячное количество выговоренных минут у абонентов «Киевстара» выросло на 47,5% год к году — до 447 минут; у клиентов МТС — на 22,7% (до 541 мин). Сегмент услуг доступа к сети интернет в 2010-м, напротив, демонстрировал стремительный рост доходов: только за 10 месяцев этого года его оборот увеличился на 32% — до 3,1 млрд грн. При этом в отличие от мобильной связи, где число подключений давно превысило количество жителей Украины, рынок доступа остается ненасыщенным. По данным iKS-Consulting, на 1 октября 2010-го общее число пользователей интернета в Украине едва достигло 3,35 млн, в том числе широкополосного доступа — 2,87 млн человек.
«В 2011 году интернет-доступ будет основным драйвером роста всего отечественного телекоммуникационного сектора, — уверен Иван Макушенко. — Но если сейчас по числу абонентов лидируют «Укртелеком» и «Воля-Кабель», то уже в следующем году серьезную конкуренцию им составят сотовые операторы». По мнению эксперта, лидеры украинского телекомрынка — МТС и «Киевстар» — будут активно осваивать широкополосный доступ. В основном благодаря этому в 2011-м суммарная выручка от предоставления услуг мобильной связи и доступа к сети вырастет на 12% — до $4,7 млрд.

Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть III)
Итоги года: рынки и компании (Часть IV)

Итоги года: рынки и компании (Часть V)

Итоги года: рынки и компании (Часть VI)

 

Ирина Перевозченко, Владимир Хомяков, Анна Сайченко, «Контракты»

Оценка материала:

4.88 / 8
Итоги года: рынки и компании (Часть II) 4.88 5 8
Бізнес / Ринки та компанії
05.01.2011 15397
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»