<
НОВИНИ ДНЯ: Рекрутинг до ЗСУ: Умєров назвав професії, які мають найбільший попит  Українські льотчики знищують ворожу ППО методом часів війни у В’єтнамі — Business Insider  Ніжний банош зі сметаною. Автентичний рецепт, який підкорить ваше серце  У Зеленського назвали три чинники для перемоги над Росією  Військовозобов'язані українці за кордоном: чи повертатиме Європа громадян призовного віку до України  У Росії два пасажирські літаки не долетіли до місця призначення: що сталося  За вуха не відтягнеш. Смачна запіканка з макаронами, яку миттєво "зметуть" зі столавсі новини дня
08.01.2011 13491

Итоги года: рынки и компании (Часть IV)

«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. В четвертой части серии материалов пойдет речь о рынках крепкого алкоголя и крупной бытовой техники.    





Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть II)
Итоги года: рынки и компании (Часть III)
Итоги года: рынки и компании (Часть V)
Итоги года: рынки и компании (Часть VI)

Лучше водки хуже нет
Многократное повышение акцизов привело к падению потребления водки и коньяка.
itogi4_1В январе–октябре 2010-го производство конька в Украине выросло на 8,2% год к году (до 2,5 млн дал), выпуск водки сократился на 1,3% (до 33,3 млн дал); ликеров, наливок и настоек было разлито на 11,4% меньше, чем годом ранее (всего 10 млн дал). Скорее всего, новогодний бум потребления крепкого спиртного кардинально не изменит основных рыночных раскладов — производство и потребление в уходящем году останется примерно на уровне 2009-го. Зато в деньгах объем рынка вырастет почти на 10%. По предварительным прогнозам, объем потребления крепкого алкоголя в 2010-м может составить $3,2 млрд — почти столько же, сколько и в 2008-м.
Правда, особой радости у производителей это не вызывает — рост рынка в 2010 году в основном был вызван повышением акцизов и подорожанием спирта и тары. «С 1 сентября была поднята ставка акцизного сбора — до 39,4 грн за литр 100%-ного этилового спирта (ранее 34 грн — ред.). Концерн «Укрспирт», пользуясь монопольным положением на рынке, в очередной раз повысил стоимость спирта почти на 30% — до 115 грн за декалитр (дал)», — негодовали в ассоциации «Укрводка» еще в сентябре. Справедливости ради следует отметить, что публичные выступления водочников не остались безответными: в Налоговом кодексе, который вступил в действие с 1 января 2011-го, акцизы на водку повышены едва на 7%. Для сравнения: ставки акцизов на нефтепродукты тем же документом увеличиваются почти на 40%.
Впрочем, производители крепкого алкоголя «получили свое» раньше. Из-за повышения акцизов и цен на спирт крепкий алкоголь в рознице за последние два-три года подорожал в 1,5–2 раза. Рост цен в свою очередь привел к увеличению доли «серого» алкоголя — до 30 – 40% всей розницы.
До последнего времени производители крепкого алкоголя конкурировали с дешевой «серой» водкой, удерживая цены на минимально возможном уровне. Как правило, для этого водочники старались разлить как можно больше продукции перед очередным повышением акцизных ставок или цен на спирт. Именно так, по данным ассоциации «Укрводка», поступили производители перед последним повышением акцизов. И именно из-за этого выпуск ликеро-водочной продукции и водки за первые восемь месяцев 2010-го сравнялся с показателями соответствующего периода прошлого года, а затем снова начал падать.
Однако к осени и водочники, и коньячники исчерпали финансовые запасы, дававшие возможность работать «на склад». Неудивительно, что и первые, и вторые с радостью согласились на октябрьское предложение Минэкономики поднять минимальные цены на водку и коньяк до 20,5 грн и 30,47 грн за 0,5 л соответственно. «Повышение розничных цен на ликеро-водочные изделия, предложенное Минэкономики, обоснованно, поскольку существенно изменились показатели, формирующие производственную себестоимость напитков», — говорит директор ассоциации «Укрводка» Иван Жолнер.

Холодильников начальник
Из-за привычки запасаться товарами впрок украинцы раскупают холодильники и морозильные камеры.
itogi4_2В III квартале 2010-го украинцы массово приобретали морозильные камеры, холодильники и стиральные машины. По данным GfK Ukraine, за 9 месяцев 2010-го оборот рынка крупной бытовой техники увеличился на 17,4% — до 5,67 млрд грн, практически сравнявшись с докризисным показателем (6,48 млрд грн в 2008 году).
Однако в долларовом эквиваленте рынок потери кризиса пока не отыграл. По прогнозам GfK Ukraine, в 2010-м выручка продавцов крупной бытовой техники увеличится более чем на 18% год к году — примерно до $1,03 млрд. Для сравнения: в 2008 году суммарные затраты украинцев на холодильники, посудомоечные и стиральные машины, микроволновки и т. п. превышали $1,7 млрд.
Тем не менее торговцы смотрят в будущее с оптимизмом: в 2011-м операторы ожидают увеличения выручки до $1,2–1,3 млрд, то есть примерно на 20% год к году. Основным драйвером роста в следующем году, скорее всего, останутся холодильники и морозильные камеры, продажи которых с лета 2010-го растут, опережая среднерыночные показатели. Судя по объемам — а в 2010-м на холодильники и морозилки приходится более 40% рынка в денежном выражении — и темпам роста (+100–120% год к году для морозильных камер и около +40% для холодильников), украинцы приступили к массовой замене холодильного оборудования. Если старый холодильник еще работает, в дополнение к нему покупается морозильная камера — как правило, для хранения продуктов, приобретаемых в супер- и гипермаркетах на неделю, а то и на месяц вперед. Если холодильник дышит на ладан — его меняют на крупнообъемную модель (300–340 л) с морозилкой, занимающей около трети объема (80–100 л).
Неплохо расходятся у продавцов техники стиральные машины и стационарные газовые и электрические плиты: на них в 2010-м приходилось около 22% и 13% всех продаж. Хуже обстоят дела со встроенной техникой — ее доля не превышает 15%, причем продажи растут медленнее, чем рынок в среднем. По мнению аналитиков GfK Ukraine, это связано с «малым количеством новостроек и общим нежеланием или неспособностью начинать дорогостоящий ремонт»

Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть II)
Итоги года: рынки и компании (Часть III)
Итоги года: рынки и компании (Часть V)
Итоги года: рынки и компании (Часть VI)

Ирина Перевозченко, Анна Сайченко, «Контракты»

 

Оценка материала:

3.80 / 5
Итоги года: рынки и компании (Часть IV) 3.80 5 5
Бізнес / Ринки та компанії
08.01.2011 13491
Еще материалы раздела « Ринки та компанії»