Бізнес
Ринки та компанії
Итоги года: рынки и компании (Часть V)
«Контракты» подводят итоги минувшего 2010 года. В пятой, части серии материалов пойдет речь о рынках аудио- и видеотехники, компьютеров и мобильных телефонов.
Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть II)
Итоги года: рынки и компании (Часть III)
Итоги года: рынки и компании (Часть IV)
Итоги года: рынки и компании (Часть VI)
Звуков и зрелищ
Почти половина продаж потребительской электроники в 2010–2011 гг. придется на долю ЖК- и плазменных телевизоров — украинцы массово избавляются от устаревших кинескопных моделей.
По предварительным данным GfK Ukraine, в 2010-м выручка продавцов аудио и видеотехники в национальной валюте вырастет более чем на 30% — до 6,2 млрд грн. По этому показателю украинские магазины электроники почти полностью отыграли падение 2009-го, когда их выручка сократилась почти на треть. Однако из-за падения курса UAH/USD в 2008–2009 гг. оборот рынка в долларах США далек от докризисных $1,2 млрд — в нынешнем году выручка продавцов электроники составит около $780 млн.
На самом деле кризис у продавцов потребительской электроники начался еще в 2008-м. Хотя в весенние и летние месяцы продажи и росли на 20–25% год к году, весь этот рост был компенсирован провальными результатами осеннее-зимнего периода. Причиной спада стало сворачивание потребительского кредитования: в конце 2007 — начале 2008-го до 40% всей аудио и видеотехники приобреталось в кредит. В итоге в 2008 году выручка розницы составила те же $1,2 млрд, что и годом ранее. А в 2009-м обвалилась вдвое — до $600 млн.
В 2010-м спрос на аудио и видеотехнику постепенно восстанавливался. По данным GfK Ukraine, за первые три квартала оборот рынка в гривне увеличился примерно на 14% — до 3,48 млрд грн ($0,44 млрд), причем в III квартале продажи выросли сразу на четверть. После почти двух лет «воздержания» украинцы массово приобретали LCD и плазменные телевизоры — за девять месяцев 2010-го гривневая выручка по двум этим группам товаров год к году увеличились на 39% и 17% соответственно. А возросший спрос на относительно недорогую фототехнику и мобильные устройства обеспечил динамичное развитие сегментам карт памяти и USB-носителей.
В 2011-м продавцы бытовой электроники рассчитывают увеличить выручку на 20% — до $930 млн. Более половины этой суммы, по прогнозам операторов, придется на долю телевизоров. Украинцы уже начали массово менять устаревшие модели телеприемников с электронно-лучевой трубкой (ЭЛТ) на новые, более дорогие жидкокристаллические и плазменные устройства. Что в общем-то неудивительно: сегодня LCD-телевизор с диагональю 21–22 дюйма стоит всего в 1,5 раза дороже ЭЛТ-моделей такого же размера. А ЖК-телевизор с 32-дюймовым экраном можно купить за $450–600 — до кризиса подобные модели стоили как минимум вдвое дороже.
Год перелома
Украинцы теперь чаще покупают нетбуки и ноутбуки, чем стационарные ПК.
Согласно данным последней сводки IDC, к осени 2010-го доля стационарных компьютеров на украинском рынке снизилась до 37%, тогда как годом ранее на них приходилось почти 60% поставок.
Напомним, в 2009-м рынок компьютеров обвалился почти на 60% год к году: с $1,7 млрд годового оборота в 2008-м до $0,72 млрд в 2009-м. Падение IT-продаж в начале прошлого года в процентном соотношении оказалось масштабнее, чем обвал рынка недвижимости или автопродаж — по оценкам самих операторов, в январе–феврале спрос упал почти на порядок. Тем не менее, уже ко второй половине года дела у продавцов ПК начали идти на лад: специализированная розница и вендоры пошли на беспрецедентные скидки (иногда компьютеры продавались ниже себестоимости), но в итоге сумели распродать запасы 2008 года.
Со второй половины 2009-го практически все IT-ретейлеры и поставщики скрупулезно подходили к формированию ассортимента, отдавая предпочтение недорогой, но производительной электронике. И если раньше соревнование между производителями ноутбуков выглядело как парад технологий, то в нынешнем году пятерка лидеров-поставщиков конкурировала в основном ценой.
К примеру, из всей топ5 поставщиков портативных ПК (Acer, Asus, HP, Lenovo и Samsung контролируют более 90% продаж) в II квартале нынешнего года самый лучший результат по наращиванию рыночной доли продемонстрировала Lenovo — по данным IDC, китайскому вендору удалось выйти на второе место. По словам аналитика киевского офиса IDC Сергея Мащенко, это произошло благодаря большому количеству бюджетных моделей и адекватной текущей ситуации ценовой политике.
Кстати, в IDС прогнозируют, что по итогам нынешнего года в Украину может быть отгружено более 1,1 млн ноутбуков, что на 12–15% превышает результаты 2008-го, и фактически вдвое больше, чем было продано в 2009-м. Причина популярности мобильных моделей — заметное падение цен. Сегодня ноутбук, мощности которого будет достаточно для любых офисных программ, просмотра HD-видео и простых игр, можно купить дешевле $300. До кризиса модель с примерно такой же производительностью обошлась бы не менее чем в $450–500.
Связь налаживается
Продажи мобильных телефонов снова растут, но спросом пользуются в основном недорогие модели.
В 2009-м продажи мобильных терминалов в денежном выражении обвалились на 62% год к году — до $557 млн. Украинцы стали чаще покупать дешевые модели бюджетного сегмента, что привело к снижению средней стоимости устройств на 30%: с $185 в 2008-м до $129 в 2009-м.
В 2010-м продажи мобильных аппаратов по сравнению с прошлым годом в денежном выражении вырастут на 35%. По прогнозам аналитиков Unitrade Group, в этом году украинцы приобретут 6,37 млн устройств примерно на $752 млн.
Оптимизм мобильного ретейла основан на неплохих результатах первых трех кварталов: в январе-сентябре продажи телефонов год к году увеличились на 54,2% в натуральном и на 38,85% в денежном выражении. «В IV квартале мы также ожидаем роста, но плавного, незначительного — не более 10–15% к показателям III квартала», — заявил в ноябре нынешнего года президент холдинга Unitrade Group Владимир Колодюк.
Статистика говорит о том, что в 2010-м средняя стоимость мобильных устройств продолжает снижаться: по итогам трех кварталов она упала на 10% — до $117. Отчасти — это следствие отсутствия потребительских кредитов, частично — изменение в подходе к выбору телефона, главным критерием которого, по словам продавцов, сегодня является цена: дорогие мобильные терминалы ради престижа уже никто практически не покупает. Правда, в последние недели года операторы отметили всплеск спроса на более дорогие аппараты стоимостью $100–200. Впрочем, скорее всего, эта тенденция объясняется приобретением подарков на Новый год и сойдет на нет сразу же после праздников.
В 2011-м продавцы телефонов рассчитывают увеличить выручку на 10–15% — до $830–860 млн. При этом в Unitrade Group предполагают, что рост выручки произойдет за счет роста числа проданных устройств, тогда как средняя стоимость трубки в ближайшие два года, вероятнее всего, упадет ниже $100.
Читайте также
Итоги года: рынки и компании (Часть I)
Итоги года: рынки и компании (Часть II)
Итоги года: рынки и компании (Часть III)
Итоги года: рынки и компании (Часть IV)
Итоги года: рынки и компании (Часть VI)
Анна Сайченко, Владимир Хомяков, «Контракты»