Бізнес
Технології
Миллиард на связи. К 2015 году украинцы будут ежегодно тратить на интернет почти $1 млрд
Эксперты рынка считают, что в ближайшие 2-3 года цены на интернет-доступ существенно не упадут. Среднерыночные тарифы будут снижаться на 10-15% в год, при этом нижняя граница расценок останется на нынешнем уровне.
В 2007 году украинцы потратили на интернет $275 млн — на 33% больше, чем в 2006-м. В ближайшие три года рынок доступа к сети будет увеличиваться на 30-40% в год — в 2010-м его оборот превысит $600 млн. Драйвер рынка — массовое внедрение технологий широкополосного доступа крупнейшими операторами. Этот процесс начался в 2005 году после снижения стоимости клиентского оборудования (до $30-50) и с каждым годом набирает обороты: к примеру, в 2005-м все провайдеры подключили около 60 тыс. пользователей широкополосного интернета, в 2007-м — уже 320 тыс. В этом году количество абонентов скоростного доступа к сети превысит 1 млн (из почти 5 млн всех украинских интернет-пользователей), а уже в 2010-м — 2 млн.
В 2008 году практически у всех операторов изменятся принципы тарификации. Расценки, учитывающие объем предоставленного трафика, останутся только для мобильного доступа. Операторы фиксированной связи перейдут на безлимитные тарифы, ценообразование будет зависеть только от скорости подключения. Дело в том, что еще в конце прошлого года стоимость нелимитированного доступа сравнялась с абонплатой за трафик объемом 5-15 Гб — при прочих равных условиях абоненты делают выбор в пользу безлимитного подключения. Кроме того, в начале 2008 года от учета входящего трафика окончательно отказался крупнейший игрок рынка широкополосного доступа «Укр-телеком» (ТМ «ОГО!»). Это означает, что в ближайшие месяцы остальным операторам придется пересмотреть тарифную политику. Предложения для «малоактивных пользователей» с включенным в абонплату трафиком 1 Гб останутся только в нижнем ценовом сегменте ($7-8 в месяц).
К концу 2008 года ценовая конкуренция операторов отойдет на второй план, расценки на широкополосный доступ выровняются. Популярность услуг будут определять нетарифные преимущества: стоимость подключения и аренды оборудования, мобильность, качество обслуживания, покрытие, возможность получения других услуг на базе передачи данных — телефонии, кабельного ТВ и т. п. За данный рынок будут активно бороться операторы мобильной связи. Стоимость 1 Мб мобильного интернета уже в три-пять раз меньше, чем коммутируемого доступа: 5-7 коп. против 20-25 коп. Единственная причина, по которой еще не начался массовый переход почти 4 млн пользователей dial-up на более продвинутые виды подключения, — незнание возможностей новых технологий.
Эксперты рынка считают, что в ближайшие 2-3 года цены на интернет-доступ существенно не упадут. Среднерыночные тарифы будут снижаться медленнее, чем в 2004-2007 гг. — всего на 10-15% в год, при этом нижняя граница расценок останется на нынешнем уровне. Самый дешевый безлимитный пакет с доступом на скорости 128-256 кбит/с будет стоить $15-20 в месяц, на скорости от 1 Мбит/с — более $30. Дальнейшее снижение цен невыгодно операторам по экономическим причинам: затраты на техническое обслуживание и поддержание работы сети растут пропорционально числу абонентов.
По данным iKS-Consuting, в 2007 году по количеству абонентов широкополосного интернета на первое место вырвался Укртелеком с долей в 28%, у столичной компании «Воля» — 23%, у Систем Кэпитал Менеджмент (Оптима, Фарлеп) — 15%, у Голден Телекома — 14%, Датагруп — 3%, доли остальных компаний не превышают 2%. Правда, в отчете iKS-Consuting не учитываются абоненты провайдеров мобильного интернета — примерно 80-100 тыс. из почти миллиона пользователей высокоскоростными видами подключения.
С 2000 года объем рынка увеличился более чем в 10 раз — с $25 млн до $275 млн. Переломным для интернет-провайдеров стал 2005 год: к этому времени из-за падения цен на оборудование стало выгодно строить скоростные сети для частных пользователей по таким технологиям, как DOCSIS, ADSL, CDMA2000 1x EV-DO. На рынок вышли сотни локальных операторов, что спровоцировало ценовые войны — тарифы значительно снизились. В 2005-м рынок вырос менее чем на 5% — до $130 млн. «Падение цен в 2005 году обеспечило рынку ежегодный рост минимум на 30-40% до 2010 года», — объясняют в iKS-Consulting.
В 2005-м фиксированной связью и предоставлением услуг доступа к интернету занялся Систем Кэпитал Менеджмент, приобретя холдинг «Фарлеп-Инвест» (предположительно за $40-52 млн) и Оптима Телеком (сделка завершена в 2006 году, сумма неизвестна). СКМ купил одни из самых привлекательных телекоммуникационных активов в Украине — Оптима Телеком и Фарлеп работают с 1994 года и сами неоднократно поглощали перспективных связистов и провайдеров. В частности, в 2003 году Оптима Телеком купила двух крупнейших интернет-провайдеров: Диджитал Дженерейшн и IP Телеком, который первым в Украине начал продавать карточки предоплаченного доступа.
За счет снижения тарифов и активной маркетинговой политики крупнейших игроков рынка широкополосного доступа к сети (Укртелеком, Воля, Голден Телеком) в 2006 году начался стремительный рост числа пользователей скоростного интернета. В 2006-м украинцы потратили на доступ $207 млн — на 60% больше, чем годом ранее. Причем к 2008 году абонентская база пользователей скоростных видов доступа увеличилась более чем в 7 раз, превысив 600 тыс. человек. Доля стремительно устаревающего dial-up в доходах провайдеров уменьшилась до 40%.
Все сегодняшние лидеры на рынке предоставления услуг интернет-доступа в свое время четко определили момент, когда нужно отказаться от старой технологии и внедрять новую. Такую стратегию избрали как старожилы рынка связи — Укртелеком, СКМ (Оптима, Фарлеп), Голден Телеком, так и амбициозные новички, появившиеся после 2000 года, — Воля, Датагруп, Телесистемы Украины. Компании, не внедрявшие новые технологии, стали объектом для поглощения или потеряли рыночную долю, к примеру, в Топ-5 провайдеров уже не значатся Инфоком и Совам Телепорт, которые первыми начинали развивать интернет в Украине и чья совокупная доля в 1997 году превышала 70% рынка. Инфоком вкладывал недостаточно средств в развитие собственных сетей передачи данных, рассчитывая на тесное сотрудничество с Укртелекомом, а Совам Телепорт в 2000 году был поглощен Голден Телекомом. Инженерная инфраструктура и клиентская база оператора стали основой интернет-направления Голден Телекома в Украине и позволили закрепиться в тройке самых крупных провайдеров.
В 2011 году пятерка крупнейших провайдеров тоже будет другой, считают эксперты. Сегодняшнее лидерство Укртелекома в целом по Украине и компании «Воля» в Киеве — временные. Технологии, по которым работают сегодня эти компании, будут вытесняться перспективными оптическими FTTB и FTTH (оптоволоконный канал связи, проложенный до отдельного дома или квартиры, со скоростью передачи данных до 100 Мбит/с). Ведь и xDSL, и DOСSIS задумывались как временное решение, чтобы использовать уже существующую инфраструктуру телефонной связи или кабельного ТВ.
Оценка материала:
Миллиард на связи. К 2015 году украинцы будут ежегодно тратить на интернет почти $1 млрд03.05.2008