НОВИНИ ДНЯ: Зеленський розповів, як Україна повертатиме Крим  Ідеальний рецепт на Новий рік 2025: як засолити будь-яку рибу за 15 хвилин  Перші дослідження ґрунту з темного боку Місяця розкрили нові факти  Удари ЗСУ вглиб Росії: експерт назвав цілі ракет ATACMS  Бойові дії в Україні можуть припинитися 2025-го: деталі від The Economist  Як приготувати найніжніші та найсоковитіші відбивні: допоможе цей секретний інгредієнт  Коли Андрія Первозванного 2024 року: святкуємо за новим календарем, історія, традиціївсі новини дня
Бізнес
Економіка
 Павел Серов 17.05.2011 14953

Василий Юрчишин: «Реформ нет, но экономика саморазвивается»

Василий Юрчишин, директор экономических программ аналитического Центра Разумкова не согласен с тем, что нас ждут новый кризис, народный бунт и скорое падение гривни. Экономика Украины выравнивается, мы входим «на плато», цена на металл снова растет, гривна в краткосрочной перспективе стабильна.

Но все это более чем зыбко, ибо не решены главные, «корневые», проблемы нашей экономики, а правительство явно не обладает широтой мышления для подлинных реформ.

Как вы считаете, решение Кабмина о дополнительных выплатах бюджетникам запустит инфляцию?

Василий Юрчишин: Вряд ли анонсированное повышение приведет к инфляционному взрыву. Это не слишком большие суммы. Покупательная способность населения от таких скудных сумм не возрастет. Дело в том, что инфляция в стране и так достаточно высокая – наш прогноз составляет 12-13% к концу года, и потому эти доплаты бюджетникам – в некотором смысле компенсационные деньги. Уже сейчас население ожидает новых платежек по жилищно-коммунальным услугам. Постоянно растут цены на продукты питания. Так что эти доплаты уйдут на частичную компенсацию повышения цен, и не более того.

Правительство могло и не пойти на этот шаг – если бы не те же учительские забастовки. Но теперь оно все-таки решилось на такое политико-демонстрационное действо. Ему нужно продемонстрировать заботу о населении после того, как в бюджете 2011 года были установлены очень низкие социальные стандарты – фактически на уровне инфляции, причем инфляции официальной – 8-9%. И нынешние доплаты делаются как бы «вдогонку».

Как вы оцениваете политику Нацбанка по удержанию курса гривни? Стоит ли опасаться серьезных колебаний курса?

Василий Юрчишин: В течение этого года я угрозы для курса гривни не вижу. Уровень инфляции будет расти за счет повышения цен на газ, повышения тарифов, но монетарная политика будет стабильной. Для гривни нет факторов, которые могут спровоцировать ее падение. Долговая позиция на этот год благоприятна. Денежная масса не возрастает, тем более стремительно. Рост денежной массы на 5-6% соразмерим с ростом экономики.

При условии стабильного сценария развития можно ожидать, что примерно до осени 2012 года особых колебаний курса не вижу. Наоборот, можно ожидать, что будет продолжаться приватизация за счет внешних инвесторов, которая заведет в страну доллары. Иностранные инвесторы могут – во всяком случае, в теории – прийти к нам и под проекты Евро-2012, и после них. В этом году уже ясно, что риск лишения Украины статуса принимающей страны отсутствует, и этот факт увеличивает ее инвестиционную привлекательность. Иное дело – наши внутренние проблемы, в первую очередь, сильнейшая коррупция. Но это факторы не монетарной политики, а социально-политического и ментального порядка.

Кстати, люди снова понесли деньги в банки. Николай Азаров озвучил цифру: 51% депозитов за последнее время – долгосрочные. Значит, население на что-то надеется.

Насколько эффективной вам видится экономическая политика Кабмина Азарова? Какие правильные и неправильные шаги оно предприняло?

Василий Юрчишин: Начала власть хорошо, с двух правильных вещей: была восстановлена вертикаль власти, и, как следствие, управляемость экономики. Может, для демократии это не очень хорошо, но для экономики – позитивно. Затем была озвучена президентская программа реформ, написанная при участии западных специалистов. Вектор был задан. Но практическая реализация этих реформ сразу же поставила вопрос о методах и исполнителях.

Сегодня можно констатировать: ни один из заявленных приоритетов не был достигнут, движение в направлении многих либо непоследовательно и хаотично, либо вообще не началось. Сдвиг есть только по налоговой реформе, т. к. Азарову нужно было перво-наперво наполнить бюджет, а уж собирать налоги он умеет. Однако эта же единственная реформа вызвала серьезный народный протест. Усиление налогового давления продолжает быть повседневной реальностью, и нынешнее правительство, похоже, по-иному действовать уже не может.

Не реализована и пенсионная реформа. Суть в том, что изначально в ее основу был положен неверный подход – нужно было начинать не с повышения пенсионного возраста, а с вопросов занятости и зарплат. Нет и реформы ЖКХ – она свелась только к регулярному и банальному повышению тарифов, в то время, как прозрачности в формировании таких тарифов нет. И результата тоже нет.

То есть, все нужные реформы были заявлены, но после первых же предварительных «щелчков по носу» заморожены – возможно, их вообще решено не проводить, минимум, до выборов осени 2012 года.

Давайте конкретизируем ситуацию с последствиями принятия Налогового кодекса. После второго майдана прошло полгода, а «воз и ныне там». Неужели у общества один путь – собирать новые протестные акции?

Василий Юрчишин: О качестве Налогового кодекса можно было судить уже по тому, как он принимался - буквально «продавливался» в парламенте, с самыми драконовскими нормами, а потом также быстро были проголосованы предложения президента, который решил выступить в роли «мудрого правителя». При этом все вопросы, которые оставались после президентских поправок – об уменьшении социального взноса, о запрете включения в состав валовых расходов товаров и услуг, приобретенных у физлиц - плательщиков единого налога и т. д. - до сих пор не разрешены. Многие «мины», заложенные при подготовке кодекса, остались. И они уже срабатывают, заставляя людей снова подумывать о протестах.

Но в ситуации с Налоговым кодексом я вижу и более глубокую проблему. Это проблема менталитета власти. Реформы поручено реализовывать правительству, стиль мышления которого является, максимум, антикризисным. Об инновационном, стратегическом, мышлении, речи нет. Центральное место в системе наполнения бюджета продолжают занимать фискальные органы. Развития нет, а есть очередной дележ «тришкиного кафтана» бюджета. Забрать у кого-то и раздать затем бюджетникам по 50 гривень – это не то, что сейчас нужно экономике. Это все игры в политику и сиюминутный пиар. Это не создает богатого общества, такая ситуация только плодит иждивенческие настроения, но и эти настроения такими малыми подачками удовлетвориться не могут.

Украине необходимо сотрудничество с МВФ? Что будет, если фонд откажет в очередном транше?

Василий Юрчишин: Сотрудничество с МВФ нужно продолжать. Факт такого сотрудничества говорит об уровне репутации страны, ее вовлеченности в мировые экономические процессы. А вот очередной транш сейчас не столь необходим. Первый транш, полученный весной прошлого года, был нужен для стабилизации экономики. Уже второй транш не был таким обязательным. Сейчас Украине плодить долги не нужно. Более того – правительству следовало бы выступить с заявлением, согласно которому сотрудничество с МВФ на данном этапе ограничивается консультационными услугами. Это улучшило бы и имидж государства, показав, что мы, на фоне других, не так уж зависим от мировых кредитов, и способны сами справиться с ситуацией в экономике.

Обыватель cчитает, что если отказаться от транша, то отпадет вопрос непопулярных реформ – ведь их проведение оправдывалось требованиями МВФ.

Василий Юрчишин: Реформы нужны нам, а не МВФ. Сейчас реформы в стране не идут, но экономика все равно саморазвивается. 4-5% роста – это тот показатель, который мы можем показать в стабильных условиях, ничего не меняя. Тем более, начался рост спроса на экспорт металлургии – и снова многие наши власть имущие решили, что «кривая вывезет».

Выходит, что возобновление конъюнктуры на металл только тормозит реальное реформирование экономики?

Василий Юрчишин: Системные реформы могут проводиться только в двух случаях – если есть воля власти к этому, и если некуда деваться. Сейчас не первый и не второй случай. Рост цены на металл вышел на докризисный уровень, причем под влиянием случайных обстоятельств: например, Японии требуется много металла для восстановления после катастрофы. А металл – это 40% украинского экспорта. Такая ситуация не побуждает к реформированию докризисной модели экономики, которая является сырьевой и предельно энергоемкой. Мы продолжаем гнать на экспорт продукцию невысокого качества, произведенную дешевой рабсилой. Вроде бы опять все идет хорошо. Только это «хорошо» не может продолжаться долго: помимо мировой конъюнктуры, есть вопрос энергозависимости от России. Мы не сделали никаких шагов по диверсификации источников энергии, отделываясь полупрозрачными и политизированными договоренностями с Москвой.

В последние месяцы снова заговорили о второй волне кризиса, которая может быть еще страшнее первой…

Василий Юрчишин: Я не разделяю таких прогнозов. Те условия, которые породили кризис 2008 года, сейчас отсутствуют. Нет пузыря кредитной экономики, бума ипотеки. Да и в мире подобного рода финансовые и биржевые пузыри «усохли». Экономики во всем мире развиваются, особенно китайская, индийская, да и российская. США, несмотря на проблемы с безработицей, показывает устойчивый рост. Иное дело – проблема долгов. Некоторые страны имеют большие, но долгосрочные долги, но большинство заимствований последнего времени были краткосрочными. Отсюда – и ситуации в Греции, Португалии. Из еврозоны они вряд ли выйдут: крах этого проекта мировым финансовым авторам невыгоден. Теперь их ждет реструктуризация долга, и думаю, это будет единственной помощью, на которую согласится «старая Европа» – хотя бы из-за нежелания «убивать» евро.

Для Украины все и проще, и сложнее. Наш государственный внешний долг составляет 40% ВВП. Эта сумма приближается к критической, но еще ею не стала. Но это - краткосрочный долг. Уже скоро нам нужно будет быстро находить деньги и отдавать его с процентами. Текущий год мы переживем безболезненно, но уже с 2012-го придется каждый год платить в два раза больше, чем в предыдущем году.

На ваш взгляд, можно ли высчитать порог налоговой либо ценовой нагрузки на украинцев, после которого может действительно произойти социальный взрыв?

Василий Юрчишин: Математически такой порог подсчитать невозможно – тут речь идет о психологическом восприятии. У нас все может начаться внезапно. Но я пока такой перспективы не вижу. Могут быть локальные всплески активности отдельных социальных групп.

К тому же, кто-то должен выступить выразителем этого социального протеста. У нас пока таких лидеров и организаций не видно. Оппозиции, как таковой, нет: уровень недоверия к существующим оппозиционным политикам очень высок, сами они разобщены. Люди во многом снова занимают конформистскую позицию, смиряясь и с повышением цен, и с ростом тарифов. В придачу, власть умело манипулирует населением. Так что на данный момент предпосылок для «большого взрыва» я не вижу.

Оценка материала:

4.75 / 8
Василий Юрчишин: «Реформ нет, но экономика саморазвивается» 4.75 5 8
Бізнес / Економіка
 Павел Серов 17.05.2011 14953
Еще материалы раздела «Економіка»