Бізнес
Ринки та компанії
Май. Исторический бизнес календарь
Какие важные бизнес-события произошли в месяце мае в период с 1861 по 2006 год и как они повлияли на дальнейший ход истории.
2 мая 1670
Английский король Чарльз II предоставил эксклюзивное право на торговлю в Гудзонском заливе Hudson Bay Company. Первым управляющим компании HBС стал племянник Чарльза II принц Руперт, а идейными вдохновителями — французские купцы Пьер Рэдиссон и Медард Гросселье, с 1660 года скупавшие меха у индейцев. Компания получила земли, соответствующие приблизительно 40% территории современной Канады. К XVIII веку она стала лидером по торговле мехом и шерстью.
Более двух столетий с момента основания HBС фактически исполняла функции правительства на подконтрольных землях, а сеть торговых постов компании впоследствии стала основой для формирования государственной структуры на западе Канады и США. Сегодня HBC принадлежит более 500 магазинов по всей Канаде. В 2005 году один из акционеров компании Джерри Цукер (37-й управляющий и держатель 18,8% акций) предложил остальным собственникам продать ему все акции Hudson Bay Company за $708 млн. В апреле 2007-го американский миллиардер приобрел оставшиеся 81,2% акций более чем за $1 млрд.
17 мая 1861
Первое в мире туристическое бюро англичанина Томаса Кука впервые отправило группу в тур по странам континентальной Европы. История Thomas Cook началась еще в 40-х годах XIX века, когда английские рабочие получили право на отпуск. Проповедник, издатель и борец за трезвость Томас Кук стал устраивать для них развлекательно-познавательные поездки по железной дороге. Следующая идея Кука — издание путеводителей и дорожных чеков — положила начало современному туризму. Купив буклет и чеки, турист мог путешествовать без гида и переводчика, проживать и питаться в указанных в путеводителе отелях, имевших договор с фирмой Томаса. Идея оказалась настолько популярной, что к середине 60-х годов маршруты Thomas Cook были проложены по всей Европе, Америке и Индии. Одним из первых иностранных клиентов бюро был Марк Твен.
После смерти Кука в 1892 году его состояние составило 2497 фунтов. Спустя семь лет состояние его сына Джона Мейсона Кука оценивалось уже в 663,5 тыс. фунтов. К концу 20-х годов XX столетия, когда управление компанией перешло к внукам Томаса Кука, семейный бизнес пришел в упадок. В 1928 году агентство Thomas Cook было продано наследниками европейскому железнодорожному консорциуму CIWL.
9 мая 1886
В продаже появилась Кока-Кола. Ее создатель — доктор Джон Пембертон из Атланты — предлагал посетителям своей аптеки разведенный водой сироп как средство от головной боли. За первый день Пембертон смог продать всего девять двухсотграммовых порций по 5 центов. Первый год торговли оказался убыточным — на производство напитка Джон Пембертон потратил $70, а заработал только $50.
Позже Джон стал добавлять в сироп газированную воду и назвал его Кока-Колой. После смерти Пембертона в 1888 году преуспевающий бизнесмен Аза Кендлер приобрел рецепт напитка у его вдовы за $2,3 тыс. Спустя пять лет (в 1893 году) этот товарный знак был официально зарегистрирован в США.
Перед Второй мировой войной Кока-Кола продавалась уже в 44 странах. В 1988 году прибыль от ее продаж составила $1 млрд. Сегодня Кока-Колу пьет более одного миллиарда человек почти в 200 странах мира, а прибыль компании превышает $4 млрд.
5 мая 1921
Во Франции состоялась презентация Шанель № 5 — первых духов модельера Коко Шанель. Разрабатывал новый аромат по заказу Коко эмигрант из России парфюмер Эрнест Бо. По легенде, экспериментируя с компонентами, Бо нарушил пропорцию, и окончательный вариант был получен в результате счастливого случая, а цифра в названии означает всего лишь номер экспериментальной пробирки со «случайным» ароматом. Согласно официальной версии, самые известные в мире духи —«сознательно выбранный модельером вариант сочетания запахов из созданных им двадцати четырех».
Сегодня на долю Шанель № 5 приходится 5% продаж парфюмерной продукции во всем мире. В компании утверждают, что один флакон «пятой» Шанели продается каждые 30 секунд. Эксперты оценивают бренд примерно в $650 млн.
21 мая 1928
Уолт Дисней получил патент на использование образа Микки Мауса в качестве товарного знака. Правда, днем рождения мышонка считается гораздо более поздняя дата — 18 ноября 1928 года, когда на экраны вышел первый звуковой мультфильм с Микки — «Пароход Вилли». Желание Уолта защитить патентом Микки Мауса легко объяснимо. Годом ранее Дисней лишился другого своего персонажа — Счастливого кролика Освальда, — права на которого зарегистрировал на себя агент мультипликатора. Патент на мышонка не раз пригодился компании Уолта: имя Микки Мауса использовалось более чем в 50 тыс. наименований товаров, и Дисней получил миллионы от продажи прав на использование образа Микки. Даже сейчас изображения и фигурки мышонка используют более 200 предприятий во многих странах.
28 мая 1928
Корпорация Chrysler, созданная в 1925 году Уолтером Перси Крайслером, купила Dodge — компанию с оборотом впятеро большим, чем у Chrysler, и работавшую более 15 лет. Сделка стала крупнейшей в мировой промышленности — ее размер составил $170 млн. По замыслу Уолтера, приобретение должно было ускорить темпы экспансии новичка на авторынке. Ожидания оправдались: уже в 1933 году компания обошла по объемам продаж Ford.
После многих лет лидерства в 70-х дела Chrysler пошли на спад. В 1979 году доля компании на автомобильном рынке США упала до 9% — с 21% в 1952-м. К началу 80-х Chrysler был вынужден закрыть несколько заводов.
Выход из затянувшегося кризиса был найден в 1983 году, когда предприятие стало производить микроавтобусы. В 1997 году Chrysler приобрел торговую марку Jeep. А в ноябре следующего года объединился с Daimler-Benz AG, создав транснациональный автоконцерн Daimler Chrysler.
Однако в последние годы дела Chrysler снова пошли на спад. Не исключено, что DC продаст убыточное американское подразделение.
19 мая 1934
Умер американский фармацевт Калеб Брэдхэм — изобретатель Пепси-Колы. Напиток появился в 1898 году — спустя 12 лет после начала продаж Кока-Колы и первоначально назывался Brad’s drink. Торговую марку «Пепси-Кола» Брэдхэм зарегистрировал только через 5 лет.
Напиток быстро набирал популярность — к началу ХХ столетия продавалось почти 8 тыс. галлонов в год, но в 1923 году компания Калеба обанкротилась из-за роста цен на сахар. Производство возобновилось только в 1931 году, когда права на его изготовление купил президент компании Loft Incorporate Чарльз Гут. Он стал продавать Пепси в бутылках по 12 унций (1 унция — 28,35 гр) за 5 центов, что быстро сделало напиток основным конкурентом Кока-Колы, которая за такую же цену продавала всего 6 унций.
В 1935 году прибыль компании достигла $2 млн, в 1970-м объем продаж превысил $1 млрд. В 2006 финансовом году выручка PepsiCo составила $35,1 млрд, чистая прибыль — $5,1 млрд.
7 мая 1946
Инженер Масуру Ибука и физик Акио Морита основали Токийскую компанию телесвязи (Tokyo Tsushin Kogyo или Totsuko), известную с 1955 года как корпорация Sony. Производители первого в мире домашнего видеомагнитофона, создатели лазерной технологии звукозаписи на компакт-дисках (совместно с концерном Philips) и других технических новинок начинали всего с $500 стартового капитала и 20 сотрудников. Шаг к мировой известности был сделан в 1955-м — с выпуском первого карманного транзисторного приемника (патент на транзисторы японцы купили у Western Electric). Тандем Масуру Ибука и Акио Морита оказался чрезвычайно успешным: первый был прирожденным изобретателем, второй — гениальным продавцом. Хотя Морита считал свою роль второстепенной: «История нашей компании — история группы людей, стремящихся помочь Ибуке осуществить свои мечты», — говорил он.
Сегодня в транснациональной корпорации работают более 150 тыс. человек, а оборот превышает EUR55 млрд. Кроме заводов электроники, Sony владеет киностудиями Columbia Pictures и TriStars, звукозаписывающим лейблом Sony-BMG и архивом фильмов компании MGM.
25 мая 1957
В Москве открылась крупнейшая в СССР и Европе гостиница «Украина» на 864 номера. Спустя 48 лет здание «Украины» — одного из семи московских небоскребов сталинских времен — пришло в упадок и было выставлено мэрией на аукцион. 100% акций Украины достались ООО «Бисквит» (торговля и ресторанный бизнес) за $273 млн — почти вдвое больше суммы, которую планировалось выручить до начала аукциона. Без капитального ремонта гостиница «Украина» проработала еще полтора года — до марта 2007-го, после чего была закрыта на реконструкцию.
Май 1975
Телеканал NBC заплатил $5 млн за право одноразового показа фильма «Унесенные ветром» — абсолютный рекорд для фильма, снятого более чем за 30 лет до телепоказа. Тем не менее NBC не остался в убытке — телепремьера собрала у экранов более 130 млн американцев.
Это не единственный рекорд, связанный с произведением Маргарет Митчелл. Права на экранизацию ее книги стоили продюсеру Дэвиду Селзнику $50 тыс. А к 1943 году экранизация романа собрала в прокате более $32 млн, при бюджете всего $4 млн, учитывая рекламную кампанию. До конца десятилетия эта цифра возросла до $76,7 млн. В пересчете на современный курс доллара и учитывая изменение цен на билеты, общие кассовые сборы фильма превысили $863 млн.
В июне 1998 года фильм повторно был выпущен в прокат — картина собрала еще более $198 млн. А в 2008 году ожидается бродвейская премьера мюзикла по произведению Маргарет Митчелл.
24 мая 2000
Вице-президент по маркетингу АО «АвтоВАЗ» (Россия) Владимир Кучай, выступая в Киеве на Международном автосалоне SIA-2000, заявил, что компания продолжит «политику по возврату рынка СНГ». К этому времени продукция ВАЗ составляла более 50% продаж новых автомобилей в Украине: из примерно 80 тыс. новых легковых автомобилей, купленных украинцами в 1999 году, 42 тыс. приходилось на автомобили Lada разных модификаций. По прогнозу главного маркетолога тольяттинского автозавода в 2005 году объем украинского рынка должен был составлять 500 тыс. единиц, а доля АвтоВАЗа остаться неизменной. Оба прогноза Кучая не сбылись: до 370 тыс. авто украинский рынок дорос только в 2006 году, причем доля вазовских моделей, в том числе и собранных в Украине, сократилась с 50% до 30%. Основными причинами потери рыночных позиций стали относительно высокие цены на российскую «классику» и отсутствие новинок в модельном ряду АвтоВАЗа.
16 мая 2006
Компания Nemiroff сообщила о намерении перенести часть производства в Россию. Nemiroff стал третьим украинским производителем водки, заявившим о планах открытия собственного производства в РФ. Первым купил завод в Подмосковье Союз-Виктан. А впоследствии о начале производства в России сообщил «Имидж Холдинг» (ТМ «Хортица»). По данным Национальной алкогольной ассоциации РФ, в прошлом году доля украинской продукции на рынке России составляла более 5%.