Життя та Стиль
Дозвілля
Битва за тело: променяют ли украинцы Турцию на Испанию
«Легкостей в туризме нет никогда. У нас, если не грипп — то вулкан, если не вулкан — то цунами, если не цунами — то землетрясение», — рассуждает директор компании Pan Ukraine, глава Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Елена Шаповалова.
За последний год мировая туриндустрия пережила, кажется, все возможные напасти. Отдыху мешали и силы природы, и недовольство части жителей планеты, и финансовые неурядицы. Без жертв не обошлось.
Тридцать три несчастья
Полоса невезения наступила для египетской туриндустрии еще в ноябре 2010-го, когда произошло сразу несколько крупных ДТП с участием туристических автобусов. Затем в разгар рождественских каникул местные пляжи начали атаковать акулы-людоеды. Пострадали шесть отдыхающих. Но дороже всего туристическому Египту обошлась революция. Местные власти оценили потери отрасли в $2,3 млрд. Когда все уже сняли ограничения на полеты в курортные зоны Красного моря, Россия, обеспечивающая Египту почти половину туристов, все еще не разрешала своим гражданам посещение страны (до апреля 2011-го). Европа же сократила количество чартеров вчетверо, их заполняемость снизилась в полтора раза. Египтяне надеются, что рынок восстановится к сентябрю. По данным Всемирной туристической организации, в первые два месяца 2011-го мировые объемы туризма выросли на 5%. Индустрия набирала обороты в большинстве регионов за исключением Северной Африки и Ближнего Востока.
Туроператоры массовых направлений начали активнее осваивать Европу — Австрию и Андорру как зимние курорты, а Грецию и Испанию — как летние
Волнения в Египте и Тунисе удешевили отдых в этих странах. К примеру, египетские курорты подешевели в среднем на 15%. «На этом можно было бы выиграть, ведь известно, что украинский турист выбирает тур по стоимости. Но спрос все равно вялый», — признает генеральный директор компании «Роза ветров» Вячеслав Бурдюков. С одной стороны, украинцы ограничены в средствах, с другой — туристы действительно испугались революционных настроений египтян.
Аркадий Маслов, коммерческий директор компании Tez Tour, которой египетское направление приносит треть доходов, не скрывает неудовольствия по поводу действий украинских властей во время беспокойств в Египте. «Рекомендовав прекратить перелеты в Египет, они перестраховались и тем самым положили рынок», — говорит он. Только прямые потери компании составили около $3 млн. В целом, по оценке Ассоциации лидеров турбизнеса Украины, убытки отрасли из-за беспорядков в Египте (в Тунис ежегодно ездит не более 8 тыс. украинцев, а в Ливию и того меньше — 300 человек) составили около $6 млн. Египетские курорты, где ежегодно отдыхают 300 тыс. украинцев, недосчитались до 40% туристов из нашей страны. По словам Аркадия Маслова, туристические потоки из Украины в Египет достигнут показателей 2010 года только к осени. Если в прошлом году компания отправила на берега Красного моря 180 тыс. человек, то в этом отвезет не более 110 тыс. Беспорядки на Ближнем Востоке отразились и на популярности экзотических направлений. Туры на Мальдивы, Сейшелы, Доминикану, ставшие во время экономического кризиса более доступными, снова дорожают за счет роста цен на авиабилеты.
«Зимний туристический пирожок изменился в основном в пользу ОАЭ», — комментирует Елена Шаповалова. Похоже, что среди однозначно выигравших и Турция. Из-за событий на Ближнем Востоке европейцы переключились на курорты этой страны. А местные отели повысили расценки в среднем на 4–5%.
Новые фавориты
Реакцией туркомпаний на кризис и катаклизмы стало стремление к мультибрендовости. Игроки, не желающие повторить судьбу обанкротившейся Karya Tour, активно пересматривают свою бизнес-модель. «Нужна диверсификация. Нельзя быть колоссом на глиняных ногах. Если на одной ноге Египет, а на другой — Турция», — комментирует Елена Шаповалова.
Стоимость недельного отдыха в трехзвездочном отеле Испании — EUR299–399
Туроператоры массовых направлений начали активнее осваивать Европу — Австрию и Андорру как зимние курорты, а Грецию и Испанию — как летние. Кстати, Испания еще в 2000 году составляла реальную конкуренцию Турции. Из Украины в страну летало столько же чартеров, сколько и в Анталью. «Греция и Испания работают над тем, чтобы увеличить количество туристов из стран СНГ. Они существенно снизили стоимость туров. В прошлом году поток украинских туристов в Грецию вырос на 10–20%. В 2011-м может выстрелить Испания. Стоимость недельного отдыха в трехзвездочном отеле — EUR299–399. Эти цифры действуют магически на украинцев», — говорит Вячеслав Бурдюков.
Операторы направлений массового отдыха взялись за этот рынок не случайно. В 2010 году консульский отдел испанского посольства сократил срок рассмотрения заявок с двух недель до пяти дней и разрешил уплачивать консульский сбор в гривне. Кроме того, посольство открыло еще один консульский центр во Львове. «Мы видим в Украине огромный туристический потенциал и не хотим, чтобы украинский турист ощущал, что с ним обращаются как с потенциальным нелегальным мигрантом», — прокомментировал тогда упрощение визовых процедур консул Испании Антонио Луис Рамос Мембриве. Еще один плюс испанского направления в том, что здесь есть курорты всех ценовых сегментов — от экономваринтов (Майорка, Коста-Брава, Коста-Дорада) до luxury (Канарские острова).
Однако европейский туристический рынок в корне отличается от массовых направлений. В первую очередь в Европе сложились другие отношения отелей с туроператорами. Европейцы раскладывают яйца по миллиону корзин, предлагая одинаковые условия работы как крупным туроператорам, так и мелким турфирмам. Крупным игрокам в таких условиях нелегко. «Когда мы выкупаем какой-то объем отельных номеров, то ожидаем, что гостиницы предоставят нам конкурентоспособные цены. Так как это происходит на больших рынках, а именно в Турции и Египте», — признает Аркадий Маслов. Когда речь идет о Европе, то здесь очень сложно договариваться с отелями и тем более диктовать им свои условия. Если туроператор не выкупит их номера, то придет десяток небольших турфирм, которые это сделают.
По словам генерального директора компании «Натали Турс Украина» Владимира Гавриша, стратегия крупных игроков на массовом рынке по диверсификации оправдана. «Но им будет достаточно сложно закрепиться в Испании. Компании часто не учитывают специфики европейского продукта — в этом случае цена как инструмент продвижения может быть не такой эффективной. Маловероятно, что направление выйдет за рамки ниши, существующей ради расширения ассортимента туристического продукта», — полагает эксперт. Отчасти это так. «Для нас первоочередное значение имеют инвестиции в собственную сеть отелей в Турции и Египте. Сейчас у нас пять отелей в Турции. Так мы можем зарабатывать по всей цепочке и за счет этого расти. При этом мы работаем над открытием новых направлений», — признает коммерческий директор Tez Tour.
Украинцы хотят отдыхать в Испании, но так же, как в Турции — по принципу «все включено»
«Натали Турс», крупный российский туроператор, вышедший на украинский рынок в конце прошлого года, планирует превратить Испанию в массовый продукт. Уже в 2011-м компания обещает отвезти на европейский курорт 15–18 тыс. украинских туристов. В следующем году их количество может увеличиться уже до 25–30 тыс. Минимальный потенциал этого направления компания оценивает в 50 тыс. туристов в год. «Для нас это ключевое направление. Технология продаж отработана, и сейчас мы сосредотачиваем усилия на продвижении продукта. Отели на этот сезон мы, к примеру, выкупили еще летом прошлого года», — говорит Владимир Гавриш.
Впрочем, игроки рынка сомневаются в реальности озвученных планов. «Украинцы хотят отдыхать в Испании, но так же, как в Турции — по принципу «все включено». К этому их приучили, кстати, сами туроператоры. Приведу пример. 10% туристического рынка Хорватии приходится на четырех-пяти-звездочные отели all inclusive, остальные 90% — это виллы, апартаменты, отели две-три звезды. Догадайтесь, в каком сегменте 90% туристов из стран СНГ?» — спрашивает Вячеслав Бурдюков.
Испания, как и Хорватия, предлагает другой тип отдыха, нежели Турция. В Украине же за десять лет сложилась определенная культура отпуска — заплатить $299 за все, чтобы в остальные расходы входила лишь покупка плавок. Похоже, пришло время переучивать туристов.