Колонки
Владимир Золотoрев
Испанский «майдан» и Старший Брат
Сейчас в Европе проходят «массовые выступления трудящихся» по типу недавних выступлений в арабских странах. То есть, трудящиеся занимают некую площадь и там стоят. Началось это дело с площади Puerta del Sol в Мадриде. Там собиралась активная публика для обсуждения своих проблем, а после того, как ее стало, по мнению полиции, слишком много, публика была разогнана.
Как это обычно и бывает, на следующий день, публики собралось в десятки раз больше и движение площадных стояльцев распространилось по всей Испании. Затем это дело перекинулось на Францию, и, как утверждают, на Германию, Грецию, Италию, Ирландию.
Стояльцы называют себя сторонниками «реальной демократии», они не допускают на свои мероприятия ни партии ни профсоюзы, считая их частью «большой игры» по обману трудящихся. Собственно, движение вызвано к жизни очевидными проблемами оторванности политической власти от жизни людей. Как видим, эта проблема существует как в «развитых демократиях» Запада, так и в «недоразвитых» демократиях типа нашей.
Настоящая колонка призвана донести две мысли по этому поводу. Первая состоит в том, что при внешнем сходстве методов (стоим на площади, пока не поможет), суть такого рода мероприятий, распространившихся от Грузии и Украины через некоторые арабские страны до «благополучных» стран Европы, может быть совершенно различной. Это всего лишь форма, которая вызвана к жизни тем фактом, что «по-другому не помогает». Напомню, что французская и американская революции случились практически в одно и то же время и революционеры этих стран взаимодействовали между собой в борьбе против общего врага (Англии). Однако суть и последствия этих революций были разными. Американская революция была либеральной и привела к появлению самой свободной в мире страны, французская революция была охлократической и привела к появлению очередной диктатуры. Пока что нельзя сказать, чем закончится движение в арабских странах, о грузинских и украинских майданах можно сказать, что они были по сути «мелкобуржуазными», а вот о том, что творится нынче в Европе, можно говорить, как о продолжении наступления государства на гражданское общество. И это вторая мысль по поводу.
Интересно, что сами участники событий вряд ли согласятся с таким определением. Напротив, в их требованиях есть и ослабление контроля за интернетом и попытки самоорганизации и желание «вернуть себе городское пространство». Однако, подавляющее большинство их требований вроде «приема на работу дополнительного медицинского персонала с целью устранения очередей» или «сокращение стоимости обучения в университете», не говоря уже об извечном требовании ликвидации оффшоров и «контроля» за депутатами говорит о том, что манифестанты страстно желают, чтобы государство еще больше руководило их жизнью. То, что происходит сейчас в Европе – наглядный пример того обстоятельства, что тоталитаризм любого сорта не возникает из ниоткуда. Он является закономерным результатом человеческой лени и стремления переложить решение своих проблем на кого-нибудь еще. В отличие от обычного человека, государство с радостью берется решать чужие проблемы. Это приводит к появлению новых проблем, которые граждане с гневом требуют решить. Государство берется решать и эти проблемы, порождая еще большие проблемы (и еще большее ощущение отсутствие порядка). В конце концов, появляются Ленины, Джугашвили и Шикльгруберы, которые наводят полный и окончательный порядок.