Життя та Стиль
Суспільство
Ниша частных домов престарелых в Украине остается незанятой
За рубежом частные дома для престарелых — вполне успешные бизнес-проекты. Наряду с существованием в Украине частных садиков, гимназий, больниц и гостиниц, отсутствие в нашей стране частных домов престарелых кажется парадоксальным. Несмотря на то что доля стариков среди населения растет.
До недавних пор село Старое, что в Бориспольском районе, в часе езды от столицы, вряд ли могло похвастаться чем-то особенным, если не считать достаточно скромного, как по нынешним меркам, трехэтажного дома, принадлежащего одному из депутатов ВР. Но совсем недавно в этом особняке открылся частный пансионат для пожилых людей «Мой дом». Это не благотворительное заведение, а обычный коммерческий проект. Необычное в нем, пожалуй, одно: это если не первый, то точно один из первых частных домов престарелых в Украине.
Идея его создания три года назад пришла в голову предпринимательнице Ирине Шпаковской. Подтолкнул ее к этому непростой личный опыт ухода за больным пожилым родственником. С подобным испытанием рано или поздно сталкиваются многие семьи, но найти достойный выход из этой ситуации бывает сложно. И вопрос не только в деньгах. Если они есть, то можно нанять сиделку, которая будет присматривать и помогать старику. Но это никак не решит проблему изоляции пожилого человека в четырех стенах. Это также не решит проблемы людей, страдающих, например, болезнью Альцгеймера или Паркинсона, — они нуждаются в специальном уходе.
Возрастной парадокс
За рубежом частные дома престарелых — вполне успешные бизнес-проекты. Партнер инвестиционно-консалтингового проекта InVenture Игорь Каномский участвовал в запуске и развитии такого проекта в Турции. Он рассказывает, что для этих целей был использован убыточный трехзвездочный отель, расположенный недалеко от Стамбула. Авторы проекта провели мощную рекламную кампанию в интернете, при этом основной упор был сделан на профессиональное обслуживание клиентов с болезнями Альцгеймера и Паркинсона. Через полтора года работы дома престарелых его наполняемость составила около 70%, а проект, по данным Ассоциации частных домов престарелых Турции, был признан в 2006 году самым успешным в стране. Залогом успеха стали точный расчет и узкая специализация, а также профессиональный персонал.
В Украине такого опыта нет, поэтому Ирина Шпаковская изучала, как работают подобные заведения в Израиле и Германии.
Отсутствие в Украине частных домов престарелых кажется парадоксальным. Ведь существуют же частные садики, гимназии, больницы и гостиницы. Но домов престарелых нет, несмотря на то что доля стариков в обществе растет. Большинство из них живет за чертой бедности и не может оплатить услуг частного дома престарелых — в современном пансионате, например, месяц проживания стоит от 12 тыс. до 16 тыс. грн. С другой стороны, по оценкам инвестиционной группы «ИНЭКО», только в Киеве около 3,5 тыс. людей могут позволить себе воспользоваться услугами дома престарелых солидного уровня.
Но спрос со стороны платежеспособных стариков остается неудовлетворенным. Среди причин обычно называют негативные стереотипы, связанные с домами престарелых, и безразличное отношение общества к самим старикам.
Сломать стереотип
В конце прошлого года ИНЭКО предложила инвестиционный проект, в рамках которого гостиница «Визит», расположенная в Конча-Заспе, под Киевом, будет переоборудована в дом престарелых для VIP-персон. Предполагается, что здесь будут проживать около 65 пенсионеров, получая все необходимые услуги, включая медицинское обслуживание. Стоимость одного месяца проживания составит 12–18 тыс. грн в зависимости от пакета услуг.
Общая стоимость проекта оценивается в $3,5 млн. Предполагается, что он окупится в течение 3–5 лет. По словам директора по стратегическому развитию инвестиционной группы «ИНЭКО» Алексея Олейникова, на сегодняшний день его компания провела переговоры с тремя потенциальными инвесторами и сейчас с ними обсуждаются условия участия в проекте.
В ИНЭКО надеются, что успех этого проекта может послужить основой для создания целой сети частных домов престарелых. «Мы пытаемся переломить сложившийся стереотип негативного отношения людей к домам престарелых, — говорит Алексей Олейников. — Думаю, что первый удачно реализованный проект создаст положительный track-record, после этого можно открывать новые дома престарелых, в том числе и в более доступном ценовом сегменте».
Домик в деревне
Ирина Шпаковская поначалу также пыталась привлечь к участию в проекте крупных бизнесменов из числа своих знакомых. Но после того как убедилась в том, что проект им не интересен, решила полагаться лишь на собственные силы.
Упомянутый особняк площадью 800 кв. м она арендовала на 49 лет. Сегодня здесь сделан ремонт, сформирован штат сотрудников, и пансионат уже принимает первых гостей. На первом этаже — гостиная со столовой и камином, кухня и небольшая комната для персонала. На втором и третьем — семь номеров. В каждом может по желанию жить один или два человека. Всего не более 14 человек. Пустующие сегодня номера обставлены достаточно просто. Ирина объясняет, что готова оформить каждую комнату так, как захочет ее жилец — лишь бы ему было комфортно.
Хотя первые клиенты решили поселиться в пансионате только на летнее время, предпринимательница рассчитывает, что большинство пожилых людей будут жить здесь постоянно. Установленная плата, по словам хозяйки, — это тот минимум, который позволит ее бизнесу быть рентабельным. Основные затраты — аренда дома, его содержание и заработная плата сотрудников. Два повара, работающих посменно, живут в Борисполе, местный завхоз и 12 горничных — они же нянечки и сиделки по совместительству — также работают посменно. Каждая имеет солидный стаж работы медсестрой, хотя формально медицинских работников в штате пансионата нет. Вместо этого Ирина Шпаковская заручилась поддержкой местной больницы и нескольких известных коммерческих клиник, которые готовы предоставить свои услуги, в том числе и скорую помощь. В договоре с клиентами прописывается, куда именно следует обращаться за медпомощью в случае необходимости.
О поставках продуктов владелица пансионата договорилась с местными жителями. Среди них же она нашла самодеятельных артистов, готовых развлекать пожилых людей. Кроме того, потенциальные клиенты пансионата хотят изучать языки, осваивать компьютер и заниматься восточной гимнастикой. Ирина говорит, что готова помочь им в этом.
«Мой дом» только начал работать, но у Ирины Шпаковской уже новые планы. Первые доходы она собирается потратить на установку лифта и обустройство территории вокруг дома. Более отдаленная перспектива — постройка отдельного корпуса для пожилых людей с особыми потребностями. Для того чтобы расширяться, необходимо привлечь инвестора, а заинтересовать его можно не планом, а уже достигнутыми результатами.
Свято место
Частные дома престарелых будут появляться в Украине. По словам Алексея Олейникова, в его компанию обращались несколько зарубежных фондов Private Equity, заинтересованных в развитии домов престарелых в России. Инвесторы присматриваются и к украинскому рынку. Ирина Шпаковская рассказывает, что под видом клиентов ей время от времени звонят люди, интересующиеся юридическими нюансами организации бизнеса.
Возможно также, что частные дома престарелых начнут появляться благодаря лайфовым страховщикам. Председатель правления страховой компании УСГ «Жизнь» Оксана Голеншина рассказала Контрактам о том, что ее компания разрабатывает программу, предусматривающую создание частного дома престарелых. Однако никакие подробности проекта пока не разглашаются. Можно предположить, что речь идет об одном из видов пенсионной программы — когда человек получит возможность потратить накопленную пенсию на свое проживание в специальном пансионате. Сегодня подобных программ в нашей стране не существует. Но если принять во внимание большой потенциал роста накопительного страхования, а также полное отсутствие частных домов престарелых для платежеспособного населения, то такой сценарий выглядит вполне вероятным.
Фото Светланы Скрябиной