Бізнес
Економіка
Газовые мотивы
Украина и Россия в очередной раз попытаются пересмотреть газовые соглашения. У Киева появилась возможность не только снизить цены на газ, но и получить гарантии загрузки газотранспортной системы на долгосрочную перспективу.
Сентябрьское обострение
Украина и Россия достигли существенного прогресса в переговорах по условиям поставок и транзита газа. Об этом сообщил украинский президент Виктор Янукович по итогам встречи 24 сентября с президентом России Дмитрием Медведевым и председателем правительства Владимиром Путиным.
Газовый вопрос в российско-украинских отношениях вошел в особенно острую фазу в начале сентября 2011 года в связи с планирующимся ростом цен на этот энергоресурс. Сначала Министерство энергетики и угольной промышленности Украины заявило о намерении снизить объем закупаемого в России газа до 27 млрд куб. м в 2012 году с 40 млрд куб. м в текущем. В ответ «Газпром» напомнил, что по условиям контракта Киев обязан оплатить минимум 33 млрд куб. м газа, независимо от того, сколько поставит ему российская компания.
Вскоре после этого премьер-министр Украины Николай Азаров заявил, что «Нафтогаз Украины» будет ликвидирован как юридическое лицо, а все контракты с ним, в том числе и «газпромовский», будут пересмотрены. Глава администрации украинского президента Сергей Левочкин предупредил, что при отсутствии договоренностей по новой цене газа до начала нового отопительного периода – 15 октября – Украина может обратиться в суд. Россия пригрозила подать ответный иск.
В Европе заговорили о возможном новом газовом кризисе. Поэтому после субботней встречи президентов Украины и РФ все вздохнули с облегчением.
Точки соприкосновения
О сути компромисса информации мало. Пресс-секретарь президента РФ Наталья Тимакова сообщила, что в развитие договоренностей лидеров двух государств состоялась встреча между главой «Газпрома» Алексеем Миллером и министром энергетики и угольной промышленности Украины Юрием Бойко, «в ходе которой они обсудили текущую ситуацию». «По ее итогам глава «Газпрома» доложил президенту РФ, что в обсуждаемых вопросах ставки транзита газа по Украине достигнут существенный прогресс, что позволяет рассчитывать на заключение соответствующих договоренностей в интересах обеих сторон», - сказала Н.Тимакова.
Украинский эксперт Владимир Сапрыкин сообщил, что, по его сведениям, «прогресс есть, но непонятны детали». «Реализация договоренностей может занять неизвестно сколько времени, с другой стороны, не может ждать решения проблема цены газа для Украины», - сказал он.
Независимый эксперт Валентин Землянский прогнозирует, что стоимость газа для теплокоммунэнерго и бюджетных организаций, которые потребляют ежегодно около 13 млрд кубометров этого топлива, могут снизить на 100 долл. за счет уменьшения ставки транзита с 2,9 долл до 1,7 долл. Положительное сальдо от такой операции для Украины оценивается примерно в 100 млн долл.
Премьер Н.Азаров заявил, что стороны договорились о пересмотре газовых контрактов от 2009 года. В рамках этого процесса состоится и реструктуризация «Нафтогаза Украины», подчеркнул глава правительства.
А.Миллер был осторожнее. «Мы реализуем все межправительственные договоренности, но они должны быть доведены до логического завершения и должным образом оформлены. В настоящее время между «Газпромом» и «Нафтогазом» действуют контракты на транзит и на поставку газа до 2019 года, мы работаем строго по этим контрактам, и никаких других документов или соглашений на сегодня нет», - сказал он. По его словам, «Газпром» «открыт к диалогу и поиску компромиссов» и ждет делегацию Украины для проведения переговоров на этой неделе. При этом, отвечая на вопрос о создании консорциума по управлению ГТС Украины, А.Миллер заявил, что «эта идея не относится к числу приоритетных».
Официальный представитель российского холдинга Сергей Куприянов вечером 26 сентября заявил, что контракты пока никто не меняет. «На данный момент никаких договоренностей об изменении условий контрактов между «Газпромом» и «Нафтогазом» нет. Вместе с тем на переговорах, состоявшихся в минувшие выходные, позиции по вопросам газового сотрудничества удалось сблизить. Впереди еще очень большая работа. Переговоры будут продолжены, в том числе и на этой неделе», - сказал С.Куприянов.
Новое – хорошо забытое старое
Настрой россиян понять можно. У них уже есть опыт достижения стратегических договоренностей с Киевом. В 2002 году Украина, РФ и Германия на высшем уровне решили создать трехсторонний газотранспортный консорциум, но на стадии реализации проект застопорился. В 2004 году в присутствии на то время президентов Украины и России Леонида Кучмы и Владимира Путина «Газпром» и «Нафтогаз Украины» подписали соглашение о строительстве газопровода «Богородчаны-Ужгород» стоимостью около 300 млн долл., но и эти планы не выполнены. Затем несколько раз менялись схемы поставок газа в Украину. Наконец, в 2009 году подписаны десятилетние контракты на поставку и транзит газа, но просьба об их пересмотре поступила из Украины сразу после выборов президента в 2010 году.
Необходимость новых форм взаимодействия признают ведущие украинские политики и эксперты. Президент Украинского союза промышленников и предпринимателей, народный депутатов от Партии регионов Анатолий Кинах считает СП «оптимальным вариантом сотрудничества Украины, России и ЕС в газовой сфере». «Украинская газотранспортная система является самым надежным и эффективным маршрутом поставок российского газа в Европу», - уверен он.
В.Землянский считает, что создание СП или консорциума по управлению украинской ГТС на базе выделенной из «Нафтогаза» транспортной компании будет вполне ожидаемым. По его мнению, Киев в рамках этих договоренностей может решить вопрос гарантий транзита. «На сегодня контракт на транзит не содержит одной существенной нормы: принципа «качай или плати». Соответственно, Украина не имеет гарантированного объема транзита российского газа, от чего зависит дальнейшее решение вопроса о модернизации/консервации украинских транзитных мощностей», - сказал он.
Разложение «Нафтогаза»
Диалог с «Газпромом» и европейскими компаниями может кардинально изменить планы Украины по реформе «Нафтогаза». Ранее премьер Н.Азаров заявлял о намерениях продать акции новообразованных компаний холдинга на международных фондовых биржах. Эксперты предупреждают о рисках такого решения.
Старший аналитик инвесткомпании «Тройка Диалог Украина» Сергей Невмержицкий напомнил, что с 1 февраля 2011 года Украина является участником европейского Энергетического сообщества. В рамках взятых на себя обязательств Украина должна разделить бизнесы по добыче, транспортировке и поставке газа.
Но, по его словам, нерешенной остается проблема компенсаций «Нафтогазу» разницы в ценах при импорте газа и его поставках населению. «До разделения «Нафтогаза» и решения проблемы с населением IPO маловероятно, так как, во-первых, покупателю будет непонятно, акции какой компании он приобретает, и по каким правилам будет работать компания в будущем», - подчеркнул Невмержицкий.
Аналитик полагает, что «СП с «Газпромом» однозначно будет позитивным с точки зрения инвестиций в модернизацию ГТС Украины, пролонгирования низких цен на газ для населения и увеличения объема транзита газа через украинскую территорию».
По мнению В.Землянского, с точки зрения привлечения стратегического инвестора IPO «Укргаздобычи» просто бесполезно. «Украине нужны сегодня стратегические инвесторы в газовый сектор, чтобы увеличить объемы добычи газа. Ставка на IPO с большим количеством «мелких» акционеров, приобретающих акции той же «Укргаздобычи» на фондовых рынках, бесперспективна. Мелких инвесторов интересует лишь получение дивидендов на вложенный капитал и быстрой прибыли, что в текущей ситуации нереально», - уверен В.Землянский.
Другие эксперты напоминают о необходимости приведения украинского законодательства в энергетике к европейскому до выведения «Нафтогаза» на биржу, а на это могут уйти годы. Кроме того, фондовый рынок – не лучшее место для поиска стратегических инвесторов.
Просигналить Европе
Политолог Вадим Карасев сомневается, что финансовое состояние стран ЕС позволит им активно участвовать в модернизации украинской газотранспортной системы. «С финансами у Европы не очень хорошо, чтобы масштабно вкладывать средства в модернизацию ГТС, не понимая, какая доля ЕС в консорциуме», - сказал он.
Не удивительно, что европейские банки, в том числе ЕБРР, не спешат выделять кредиты на проекты «Укртрансгаза». Официально банкиры поясняют это необходимостью получения ТЭО проекта, которое делает британская компания Mott MacDonald. Но не факт, что после этого переговорный процесс по кредитам пойдет быстрее.
Аналитики сходятся во мнении, что переговоры по газу между Украиной и Россией – это не только торг о цене. Если стороны в ближайшее время договорятся о совместной модернизации украинской ГТС, это будет мощным сигналом Европе о гарантиях транзитной стабильности на десятилетия вперед.
Экспертное мнение
Максим Шеин, начальник аналитического отдела ИК «Брокеркредитсервис»
Безусловно, создавать совместное предприятие по управлению нашей газотранспортной системы нужно. Аргументы по созданию СП простые – Украина сама не сможет модернизировать ГТС. Содержание газотранспортной системы будет обходиться все дороже, чего мы не можем себе позволить, поэтому необходимо искать выходы из ситуации. Сейчас нужно налаживать диалог с Россией на предмет возможных вариантов создания газового СП. Помимо возможной ценовой передышки, Украина в рамках СП может получить гарантированные объемы транзита газа на долгосрочную перспективу, инвестиции в реконструкцию и развитие ГТС, а также общеэкономический синергетический эффект вследствие модернизации газотранспортной системы.