Бізнес
Фінанси та банки
Банкам приказано собирать ненужную им информацию о клиентах
«С целью обновления информации по идентификации просим Вас явиться в отделение банка, в котором Вы открывали карточный счет. При себе иметь паспорт и копию справки о присвоении идентификационного кода». Такие «письма счастья» в октябре 2011-го получил едва ли не каждый гражданин Украины.
Кому-то такое сообщение пришло по СМС, кто-то узнал об этом из чека в банкомате, а некоторым напрямую звонили сотрудники отделений. Повышенный интерес финучреждений к персональным данным украинцев возник не на пустом месте: 22 октября истекает срок подачи в Нацбанк данных обо всех своих клиентах.
Соответствующее распоряжение предусмотрено постановлением НБУ №22 от 31 января 2011 года, которое вступило в силу еще 22 апреля. Однако у нас, как всегда, обо всем вспоминают в последний момент. Правда, по словам юриста МЮФ Noerr Киев Александра Задорожного, многие банки уже успели провести идентификацию большей части своих клиентов в соответствии с требованиями регулятора. Более того, некоторые иностранные финучреждения, работающие в Украине, еще до введения этого постановления в силу, установили практику регулярного обновления данных обо всех своих клиентах.
Но такие случаи скорее исключение, нежели правило. В целом нововведению не рады ни клиенты, ни сами банкиры.
Первых пугает объем информации (в том числе личной), которую их просят сообщить финучреждению. В анкете для клиента-физлица, например, есть такие пункты как «счета клиента, открытые в других банках (название банка, код банка, номер счета)» и «информация о принадлежности лица к публичным деятелям или к связанным с ними лицам». Опасаются граждане и того, что полученная банками информация попадет в чужие руки, например, в налоговые органы. Теоретически, такого не может быть. «Информация о клиентах, как и любая другая информация, которая стала известна банку о его клиентах, является банковской тайной. Соответственно, она хранится в банке и не может быть раскрыта, кроме случаев, предусмотренных действующим законодательством, поэтому у клиентов, в принципе, не должно быть повода для особого беспокойства», - рассказывает А. Задорожный.
Так должно быть, но как будет в украинских реалиях – вопрос открытый. Некоторые недоверчивые украинцы вообще закрывают счета в тех финучреждениях, которые кажутся им слишком назойливыми.
Банкиры тоже не в восторге. Их не устраивают условия, в которых приходится проводить эту самую идентификацию. «Подобная практика существует во многих европейских странах, но там на сбор информации дается как минимум полтора-два года, мы же должны уложиться в 6 месяцев, - разводит руками председатель правления ОТП Банка Дмитрий Зинков. – Мы очень надеемся, что Нацбанк продлит сроки».
Примечательно, что мало кто верит в эффективность таких начинаний. «Мне кажется, Нацбанк просто пытается загрузить нас ненужной работой – сначала заставили делать копии паспортов тех, кто меняет валюту, теперь мы должны собирать инфодосье на всех своих клиентов», - негодует топ-менеджер одного из банков с иностранным капиталом.
Именно поэтому новые требования банкиры выполняют скорее «для галочки». Журналист Контрактов, например, при заполнении анкеты не смог вспомнить номер счета в другом финучреждении и код банка, на что клерк посоветовал ему вписать любой набор цифр. Единственное условие – количество цифр должно соответствовать количеству цифр в номере банковского счета (14) и в коде банка (6). А в другом отделении посоветовали вместо пустующих граф обязательно ставить прочерки. «Чтобы ни у кого не возникло соблазна дописать туда что-то лишнее», - признался сотрудник отделения.
Впрочем, даже если клиент откажется или не успеет подать банку всю нужную информацию, никакие санкции к нему, скорее всего, применяться не будут. По Закону «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» банк имеет право отказать клиенту в проведении дальнейших финансовых операций, однако, ни один опрошенный Контрактами банкир таких намерений не подтвердил.